Образовательная область: Ознакомление с окружающим Тема: «Птицы наши друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Расширять знания детей о многообразии птиц

Задачи:

Образовательные: Формировать знания детей о птицах.

Развивающие: Развивать сопереживание к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.

Воспитательные: Воспитывать любовь к птицам , природе, заботясь о ее сохранности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzh.1_ned.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД № в старшей группе

Образовательная область: Ознакомление с окружающим

Тема: «Птицы наши друзья»

Цель: Расширять знания детей о многообразии птиц

Задачи:

Образовательные: Формировать знания детей о птицах.

Развивающие: Развивать сопереживание к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.

Воспитательные: Воспитывать любовь к птицам , природе, заботясь о ее сохранности.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, подвижные игры.

Ход:

#1054;рганизационный момент.

«Нам здороваться не лень,

«Здравствуй», говорим мы каждый день

Маме, папе, бабушке и другу.

Пожелай здоровья всем,

Улыбнись друг другу»

#1055;роблемная ситуация.

Загадки.

Воспитатель показывает детям письмо. В письме только загадки. Если отгадать загадки, то можно узнать, кто прислал это письмо:

#1054;на маленькая птичка.

И зовут её…(Синичка)

#1052;аленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует –

Коноплю ворует. (Воробей)

3. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой!

Кто это? (Дятел).

4. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.(Грач).

5. На шесте –дворец

Во дворце- певец.

Как зовут его?

(Скворец).

6. Спереди- шильце,

Сзади- вильце,

Сверху- чёрное суконце,

Снизу- белое полотенце.

(Ласточка).

Дети отгадывают загадки, выбирают соответствующие картинки.

- Так кто же прислал письмо с загадками? Как можно назвать их всех одним словом? (птицы)

3. Основная часть.

Беседа.Воспитатель. Дети, вы правильно отгадали все загадки, и птицы появились на доске.

-А скажите, какие птицы, из появившихся на доске, с нами зимуют? (Синица, воробей, дятел).

-Как мы можем назвать этих птиц одним словом? (Зимующие).

-Как мы можем помочь зимующим птицам пережить холодную зиму? (Подкармливать их, сделав кормушки).

-А как назовём оставшихся птиц? (Перелётные).

-Почему перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются? (Для них нет корма).

-Чем питаются перелётные птицы? (Насекомыми, мелкими обитателями воды).

- Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в тёплых краях насекомые водятся круглый год).

-Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц; не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги; без птиц скучно и тихо).

Воспитатель. Дети, птицы любят играть в прятки. Хотите отгадать, кто из них спрятался? (Да).

Проводится игра «Угадай, кого не стало».

Правила игры: на доске вывешены 6 предметных картинок (дятел, синица, воробей, ласточка, грач, скворец).

Дети по команде воспитателя закрывают глаза. Воспитатель прячет изображение одной из птиц. А дети отгадывают, какой птицы не стало.

4. Физкультминутка

Маленькие птички, птички невелички

по лесу летают, песни распевают.

Буйный ветер налетел,

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло,

Там не тронет их никто.

Беседа по теме "Перелетные птицы"

- Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам? (Продолжить свой род).

-Прилетев, чем занимаются птицы? (строят гнёзда). Занимают гнездовые участки, образуя пары. В это время и слышна чаще всего птичья песня. Например, воробей – папа и воробьиха – мама, ищут место для гнезда в любом укромном месте – в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т.д.

- А из чего птицы строят гнёзда? (перечисляют).

- Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти. Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них. Демонстрация картинок: гнездо, гнездо с яйцом, гнездо с птенцами.

- А знаете ли вы, как появляются на свет птицы? Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках? Это одно из чудес. Яйцо – это жизнь. Самка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

Познавательная деятельность детей. Ознакомление со строением яйца.

- Зачем нужны яйца? А чьё яйцо у меня в руках? (Яйцо курицы). Посмотрите, какое оно красивое. Давайте, мы его с вами рассмотрим. У яйца есть скорлупа. Какая она? Давайте с помощью лупы рассмотрим скорлупу. У скорлупы есть крошечные отверстия, через которые внутрь проходит воздух. А что внутри скорлупы? (аккуратно разбить яйцо) Что это жёлтенькое? Для чего это нужно? Это желток, в желтке есть зародыш, который от тепла будет развиваться, а потом превратится в птицу. Белок содержит необходимый запас воды и питательные вещества, которые необходимы для развития зародыша. Почему нельзя разбивать яйца диких птиц? Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо.

#1051;есная история

Я нашла гнездо лесное, Маленькой пёстрой птички, Свитое ранней весною. В гнезде лежали яички. Как же она испугалась, Прикинулась птичка больною, Крыло волочила, металась, В густой траве, предо мною. Давалась мне прямо в руки. Меня от гнезда уводила. И сколько в ней было муки, И сколько в ней было силы. - Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут)

Ознакомление с правилами поведения в лесу.

- В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди.

-Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам? (экологическая беда)

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.

Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу, потому что лес-это дом птиц и зверей, а мы там только гости.

#1056;ефлексия.

Подводится итог образовательной деятельности. Что понравилось? Что нового узнали? Чем больше понравилось заниматься? Что нового еще хотят узнать? Закрепить дома название птенцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»

Тема: «Зимняя сказка».  Программные задачи:   Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Ознакомление с окружающим» «Познание» с детьми оздоровительной группы на тему « Там и тут, одуванчики цветут»

ЦЕЛЬ: Учить  выделять  характерные   особенности одуванчика, называть его части. Задачи:Воспитательные: воспитывать у детей заботливое отношение к природе, добрые чувства к ок...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области познавательное развитие " Спасение птиц"

Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровых технологий.Занятие построено в форме путешествия на корабле в поиске птиц,которых заточила в замке Зима.В процессе занятия д...

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном планировании образовательно-воспитательной работы.

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном пл...

Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"

Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о фор...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Зимующие птицы" (С использованием здоровьесберегающих технологий)

Цель: познакомить детей  с жизнью зимующих птиц.Задачи:- формировать у детей представление о зимующих птицах;- продолжать формировать умение различать предметы по размеру;- развивать познавательн...