Проект "Экология -дело каждого!"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Белоносова Лариса Николаевна

Долгосрочный проект "Экология-дело каждого!"- это проект направленный на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста. С своем содержании имеет комплекс мини проектов, реализация которых направлена на систематичное использование технологии проектной деятельности по экологическому воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

«Хомутовский детский сад №2»

ПРОЕКТ:

«Экология – дело каждого!»

           

                                                                                               Выполнили:  воспитатель                       Белоносова Л.Н.

                          Донская Е.М.

С.Хомутово

 2023 г.

Содержание:

1.Актуальность проекта…………………………………………………….3

2. Аннотация проекта ………………………………………………………4

3. Цели, задачи………………………….. …………. ……..……………… 4 4.Прогнозируемые результаты …………………………………………… 4

5. Методы и формы работы………………………………………………...5

6.Этапы реализации проекта ………………………………………………5

7. План мероприятий ……………………………………………………    .6

8. Ресурсное обеспечение ……………………………………………   …. 8

9. Риски и пути преодоления рисков ……………………………………  .8

10. Выводы ………………………………………………………………….9

11. Литература …………………………………………………………….10

  1. Актуальность.

    Ухудшение состояния окружающей среды на сегодняшний день диктует нам повышение экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения.

Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста  –очень важная проблема настоящего времени. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура подрастающего поколения может изменить экологическую ситуацию и отношение к миру природы в целом. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю, носит особый воспитательных характер. 

Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста должно быть целенаправленным, поэтапным, организованным. Если ребенок имеет общее представление о природе, о ее предметах и явлениях, о том, что человек и природа неотделимы друг от друга, о том, что природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов, ресурсов удовлетворения духовных и материальных потребностей человека, то этот ребенок наверняка будет бережно относится к природе, не потому что так его научили когда-то взрослые, а по тому, что он понимает необходимость и важность бережного отношения к природе.

 В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.

В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Современные дети редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

В связи с этим нас заинтересовала проблема: какие методы и формы работы с детьми наиболее эффективны при формировании экологических представлений у дошкольников?

2. Актуальность проблемы и необходимость её решения обусловили выбор темы проекта: «Экология – дело каждого!»

Предмет исследования: эффективность метода проектной деятельности в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Тип проекта: информационно - практико - ориентированный

 Участники проекта: воспитатели, сотрудники ДОУ, родители, воспитанники 4-6 лет.

Продолжительность: долгосрочный: сентябрь 2022 – май 2024 года.

 3. Цель проекта: создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
 Задачи проекта: 

1. Формировать общую экологическую культуру дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

2. Обогащать и систематизировать знания и представления детей о растительном и животном мире.

3. Формировать представления у детей о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека.

4. Прогнозируемые результаты:

1. организация предметно-развивающей среды экологической направленности (центр экспериментирования и экологии).

2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней;

3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности;

4. проявление интереса к объектам и явлениям природы.

5. бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;

6. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

7. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

Продукт реализации проекта: у детей сформирована система экологических представлений об окружающей природе.

5. Методы и формы работы в ходе реализации проекта.

Формы работы с детьми: - различные виды игр экологического содержания: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д.,

 - чтение художественной и научно-популярной литературы,

- экологические акции, десанты.

 - труд в природе, наблюдения (ведение дневников наблюдений), целевые прогулки, экскурсии и др.

 - опыты и эксперименты разнообразного содержания,

- рисование, лепка, аппликация,

 - слушание музыки.

Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям. Памятки, буклеты по экологическому воспитанию. Привлечение родительского сообщества, как участников мини –проектов, акций, экскурсий.

6.Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап:

- анализ условий, необходимых для реализации проекта, в том числе уровень сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста;

- разработка плана реализации проекта;

-оценка рисков

2.Основной  этап :

-реализация плана проекта.

3.Заключительный этап:

- сбор и обработка методических, практических материалов, анализ достигнутых результатов; обобщение материалов проекта.

7. План мероприятий на 2022-2023 учебный  год.

№п/п

Название проекта

Сроки проведения

1

« Осень –щедрая пора!»

Сентябрь - ноябрь

Цель проекта:

Обогащать представления детей об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года. Развивать у детей познавательный интерес к наблюдениям за явлениями природы. Прививать умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

2

«Они остались зимовать и мы им будем помогать!»

Ноябрь -

Цель проекта: привлечь внимание к проблеме зимующих птиц, расширять представления детей и взрослых о зимующих птицах родного края, их образе жизни, особенностях питания, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

декабрь

3

«Комнатные растения»

Цель: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания и представления об особенностях комнатных растений, прививать ребенку внимательное и бережное отношение к живой природе.

Декабрь- март

4

« Огород на окне»

Цель проекта:

формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.

Март-май

5

« Весна!»

Цель проекта: вызывать интерес к наблюдениям за объектами живой и неживой природы в весенний период, систематизировать представления детей об изменениях в животном мире.

Март -май

6

 «Чистая планета – здоровое завтра!»

Цель проекта: формировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, важности экологически правильного отношения к окружающей среде.

Апрель -май

План мероприятий на 2023-2024 учебный  год.

№п/п

Название проекта

Сроки проведения

1

« Клад под ногами!»

Цель проекта: обогащать и систематизировать представления детей о разнообразии растительного мира, воспитывать заботливое отношение к природе.

Сентябрь

2

«Осень в лесу!»

Цель проекта: расширять представления детей об обитателях леса в осенний период, формировать реалистичные представления о животных, птицах и их особенностях подготовки к зиме.

Октябрь-ноябрь

3

«Птичья столовая!»

Ноябрь -

Цель: формирование системы мероприятий по поддержке птиц в зимний период, воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой

декабрь

3

 «Елка - елочка»

Цель проекта: воспитание природоохранного поведения и повышение творческой активности детей, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к объектам природы в процессе общения с ними.

Декабрь

4

« Путешествие капельки!»

Цель проекта: формирование представлений   о значении воды, обучение бережному отношению к ней.

Январь

5

«Животные Прибайкалья»

Цель проекта: создать условия для обогащения и систематизации детских представлений о животном мире Прибайкалья, формировать у детей познавательный интерес и бережное отношение к природе родного края.

Февраль

6

 «Зеленые наши друзья»                                                                      

Цель: формирование представлений о значении деревьев в очистке воздуха от вредных примесей, воспитывать бережное отношение к природе.

Апрель - май

7

«Насекомые нужны – насекомые важны!»

Цель проекта: обогащать знания детей о пользе насекомых, формировать представления о их роли в природе.

Май

8.Ресурсное обеспечение:

Вид

Ресурсов

Перечень действий

Информационные

Планирование агитационно – рекламных компаний среди родителей и воспитателей группы в рамках реализации проектов.

Использование ресурсов сети интернет.(поиск информации, иллюстраций  по данной тематике, освещение проведенной работы на сайте ДОУ, ВК, одноклассники и прочее)

Программно-методические

Подготовка дидактического материал, демонстрационного материала, литературы по тематике проектов.

Материально-технические

Подготовка фильмотеки и видеоматериалов по темам проектов, познавательных видеоуроков и презентаций.

Организационные

Обсуждение проектов, целей, задач, путей реализации с участниками реализации проектов.

9. Риски и пути преодоления рисков :

Риски

Пути их преодоления

Недостаточный интерес воспитанников

Разработка системы поощрения инициативы, создание ситуации успеха для каждого участника проекта.

Неактивная работа остальных участников проекта

Беседы, агитационная работа, привлечение к участию в акциях, поощрение, обширное освещение на  сайтах и мессенджерах.

10. Заключение.

    Проведенная диагностика за 2022-2023 учебный год показывает положительную динамику формирования экологических представлений у детей средней группы. На основании этого можно сделать вывод, что проектная деятельность является более эффективной формой работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Дети получают более реалистичные представления о жизни животных, развитии растений, могут самостоятельно делать выводы из проведенных экспериментов и опытов. Кроме того, ребята в режиме реального времени получают бесценный опыт реализации продуктов проектной деятельности. Это участие в акциях, конкурсах, выставка, работа с социальными партнерами.

Литература

  1. Бабушкина Т.М., Окружающий   мир.   Нестандартные   занятия.   Подготовительная группа [Текст]. /Автор-сост. Т. М. Бабушкина - Волгоград: ИТ Д «Корифей». - 96 с.
  2. Баймашова В.А., Охапкина Г.М.,  Ознакомление дошкольников с комнатными растениями [Текст]. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72 с.
  3. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. - 159 с.
  4. Бондаренко Т.М., Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009. - 190 с.
  5. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К.

  1. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников [Текст]. Методи-кие рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: «Баласс», 2001. -304с.
  2. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст]. / Сост. О. А. Воронкевич. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 336 с. (Библиотека программы «Детство»)
  3. Горькова Л.Г.,  Корчегина А.В., Обухова Л.А., Сценарий по экологическому  воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы [Текст]. - М.: ВАКО, 2008. -240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  4.   Зенина Т.Н., Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа) [Текст]. Учебное пособие — М, Педагогическое общество России, 2008. - 48 с.
  5.     Зенина Т.Н., Наблюдения дошкольников за растениями и животными (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями) [Текст]. Учебное пособие - М., Педагогическое общество России,  2007. - 64с.
  6. Иканова А.И., Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений  [Текст]. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 240 с. (Программа развития)
  7. «МЫ».     Программа     экологического     образования     детей  [Текст] / Н. Н. Кондратьева и др. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: «Детство-пресс», 2001. - 240 с. (Библиотека программы «Детство»)
  8. Никонова Н. О., Талызина М. И.,       Экологический дневник дошкольника. Зима [Текст]. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. —   32 с., ил. — (Библиотека программы «Детство»)
  9. Никонова Н. О., Талызина М. И.,       Экологический дневник дошкольника. Весна [Текст]. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009, 32 с.
  10. Никонова Н. О., Талызина М. И., Экологический дневник дошкольника. Осень [Текст]. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 32 с., ил. (Библиотека программы «Детство»)
  11. Никонова Н. О., Талызина М. И., Экологический дневник дошкольника. Лето [Текст]. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. —   16 с., илл. (Библиотека программы «Детство»).
  12. Николаева С.Н., Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет [Текст].  - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 168 с.: цв, вкл.
  13. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] / Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.  
  14. Скоролупова О.А., Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64 с.
  15. Скоролупова О. А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» [Текст]. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 136 с.: ил.
  16. Скоролупова О.А.,  Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы» [Текст]. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 120с.: ил.
  17. Скоролупова О.А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето» [Текст]. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. - 128 с.
  18. Скоролупова О.А.,     Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень» [Текст]. — М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 160 с.: ил.
  19. Скоролупова О.А.,   Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима» [Текст]. - М: 000 «Издательство Скрипторий 2003», 2009 — 96 с: ил.
  20. Скоролупова О.А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животный мир жарких стран» [Текст]. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. - 96 с.
  21. Скоролупова О.А.,       Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть I» [Текст]. - М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 128 с.: ил.
  22. Скоролупова О.А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода» [Текст].  — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. - 96 с.: ил.
  23. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В.,   Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников [Текст]. Методическое пособие для педагогов.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128 с. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Хомутовский детский сад №2»

ПАСПОРТ

Социально значимого проекта

«Экология-дело каждого!»

                                                                                             Выполнила:

                                                                                              Воспитатель

                                                                                           Белоносова

                                                                                                          Лариса Николаевна

                                                                                                             

с. Хомутово 2023 г.

ПАСПОРТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

«Экология –дело каждого!»

компоненты

характеристика

1

Автор проекта (Ф.И.О., место работы, должность)

Белоносова Лариса Николаевна,

МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад №2»

воспитатель

2

Название проекта

(Тема)

«Экология –дело каждого!»

3

Тип проекта

Экологический, социально значимый, практико-ориентированный

4

Сроки реализации

Долгосрочный, сентябрь 2022–май 2023 года

5

Актуальность проекта

    Ухудшение состояния окружающей среды на сегодняшний день диктует нам повышение экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Формирование предпосылок экологической культуры начинается с дошкольного детства. Очень важно чтобы этот процесс был системным и грамотно организованным. Проектная деятельность в данном случае позволяет дать не только реальные представления об окружающей действительности, но и позволяет самому ребенку быть исследователем, искателем.

6

Проблема, на решение которой направлена проектная деятельность

Проект дает возможность донести до сознания детей, путем участия в мини-проектах различной экологической направленности, необходимость сохранения и бережного отношения к окружающей среде, предпосылки грамотного и разумного природопользования. Просветительская работа по формированию экологических представлений у дошкольников необходима и требует системной работы. Проектная деятельность дает детям  возможность стать участниками различных мероприятий экологической направленности, все это начало воспитания в детях заботливого, бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.

7

Цель проекта

Создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, предпосылок экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

8

Задачи проекта

(дидактические, развивающие, воспитательные)

1. Формировать предпосылки общей экологической культуры дошкольников, через участие в реализации экологических проектов.

2. Обогащать и систематизировать знания и представления детей о растительном и животном мире, правилах гуманного отношения к природным объектам.

3. Формировать представления у детей  о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека.

9

Новизна

(инновационность)

Экологическая ситуация и отношение современного общества к проблемам экологии обуславливает необходимость применения инновационных форм работы для повышения экологической культуры воспитанников.

Инновационной составляющей проекта является идея – пронаблюдать и опробовать эффективность систематичного использования проектной деятельности в формировании экологических представлений дошкольников. Для этого разработан долгосрочный проект «Экология-дело каждого!», цель и задачи которого достигаются путем реализации содержащихся в нем мини-проектов различной экологической направленности в течении ученого года.

10

Практическая значимость

 Проект «Экология –дело каждого!» способствует созданию условий для формирования у детей элементов экологической культуры, предпосылок экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Проектный метод, способствует более включенному, активному взаимодействию всех участников образовательного процесса. Каждый реализованный мини проект, имеет свое практическое и социальное значение, а систематичное использование данного метода способствует формированию у детей более точных естественно-научных экологических представлений. Данный долгосрочный проект доступен для реализации в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Кроме того содержащиеся в нем мини проекты имеют завершенную структуру и могут использоваться отдельно педагогами в системе экологического воспитания.

11

Краткое описание

(аннотация)

Реализация проекта «Экология –дело каждого преследует цель-создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, предпосылок экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

 Под условиями подразумевается:

-повышение уровня компетентности педагогов, родителей в экологическом воспитании детей;

-обновление и совершенствование предметно развивающей среды, методического, дидактического материала, информационного и технического оснащения;

-совершенствование системы экологического воспитания за счет внедрения и реализацию метода проектной деятельности в течении длительного периода.

Содержание проекта «Экология –дело каждого» -это мини-проекты разной экологической направленности. Все содержащиеся мини- проекты, имеют свое название, цель, систему мероприятий и направлены на решение определенной экологической проблемы, достижение результата, продукта. Данный проект разработан в соответствии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, направлен на поддержку инициативы и личностных качеств воспитанников, формирование предпосылок экологической культуры воспитанников.

12

Ожидаемый результат

У детей формируется система экологических представлений об объектах живой и неживой природы, явлениях, взаимосвязях между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде. Личное участие воспитанников в реализации проекта способствует формированию личной природоохранной позиции, предпосылок к гуманному природопользованию.

Повышается уровень компетентности родителей, педагогов в формировании экологических представлений детей.

Реализация каждого проекта предусматривает пополнение и обновление предметно развивающей среды дидактическими, наглядными методическими пособиями.

Кроме того, проектная деятельность способствует сплочению всех участников образовательного процесса. Родители активно вовлечены и участвуют в разнообразных мероприятиях предусмотренных содержанием проектов, пополнении предметно развивающей среды пособиями, дидактическими играми.  

13

Мероприятия по реализации проекта

- подготовительный

- основной

-итоговый

1.Подготовительный.

- анализ условий, необходимых для реализации проекта, в том числе уровень сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста;

Данные этап предполагает анализ ПРС, методического и материально-технического обеспечения, применение разнообразных форм совместной деятельности с детьми для выявления имеющегося уровня сформированности экологических представлений:

-беседы: «Живое - неживое?», «Что такое экология?», «Животные и птицы нашей малой Родины», «Что я знаю о растениях? «Как человек влияет на окружающую среду?» и прочие.

-наблюдение за объектами и явлениями в природе с дальнейшим обсуждением экологических ситуаций;

-информирование родителей о введении метода проектной деятельности в систему экологического воспитания и вовлечение в разработку содержания проекта:

-родительское собрание «Экология – это важно для всех»;

-определение темы проекта, постановка цели, задач и плана реализации проекта;

- создание базовых условий для реализации проекта (частичное обновление уголка природы, центра экспериментирования пособиями, приобретение методических пособий, пополнение картотек альбомами, наглядными пособиями, организация, видео и аудио библиотек);

2. Основной.

  Данный этап представляет собой непосредственно реализацию включенных в содержание мини-проектов:

-«Осень –щедрая пора!»;

-«Клад под ногами»

-«Они остались зимовать, и мы им будем помогать!»;

-«Комнатные растения»;

-«Берегите Елочку»;

-«Животные Прибайкалья»;

-«Путешествие Капельки»;

-«Огород на окне»

-«Наши зеленые друзья»

-«Весна красна»;

-«Чистая планета-здоровое завтра»;

-«Насекомые нужны-насекомые важны».

Каждый из перечисленных проектов имеет цель, задачи и свое содержание-план реализации, перечень мероприятий охватывающий все виды совместной деятельности с детьми (беседы, игры, решение проблемных ситуаций, занятия, коллективно творческие работы, участие в выставках, экскурсии в зоопарк, к природным объектам, наблюдения, опыты и эксперименты, акции и прочее).

Важным моментом в работе над каждым мини проектом является получение — продукта- это книжки своими руками, презентационное мероприятие, выставка, видеоролик, акция, публикация стенгазеты, участие в конкурсах экологической направленности.

Подведение итогов реализации каждого проекта- поощрение активных участников и родителей, промежуточный тематический мониторинг.

3.Заключительный

Подведение итогов проекта «Экология –дело каждого!» заключается в комплексной оценке достигнутых результатов в течении года:

- итоговая диагностика уровня сформированности экологических представлений детей;

 -подведение и озвучивание итогов на родительском собрании;

- награждение участников;

-представление опыта на педагогическом совете ДОУ;

-отражение опыта работы через выступления в муниципальных педагогических ассоциациях;

-публикация итогов в социальных сетях (сайт учреждения, страницы ДОУ в мессенджерах).

Воспитатель                                       /Белоносова Л.Н./

Отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта

«Экология-дело каждого!»

В сентябре 2022 года мною разработан социально значимый, экологический проект «Экология-дело каждого!» для детей средней группы «Звездочка».

Цель данного проекта заключалась в создании условий для формирования у детей элементов экологической культуры, предпосылок экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

В ходе проекта были реализованы следующие задачи:

1. Формировать предпосылки общей экологической культуры дошкольников, через участие в реализации экологических проектов.

2. Обогащать и систематизировать знания и представления детей о растительном и животном мире, правилах гуманного отношения к природным объектам.

3. Формировать представления у детей о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека.

Продолжительность проекта «Экология-дело каждого!»- долгосрочный (сентябрь 2022-май 2023).

Тип проекта: социально значимый, экологический, практико-ориентированный

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

Инновационной составляющей проекта являлась идея – пронаблюдать и на практике опробовать эффективность систематичного использования проектной деятельности в формировании экологических представлений дошкольников.

Эта идея была реализована и заключается в содержании проекта. «Экология-дело каждого!» -это долгосрочный проект, рассчитанный на весь 2022-2023 учебный год в течении которого были реализованы следующие мини проекты:

-«Осень –щедрая пора!»;

-«Клад под ногами»;

-«Они остались зимовать, и мы им будем помогать!»;

-«Комнатные растения»;

-«Берегите Елочку»;

-«Животные Прибайкалья»;

-«Путешествие Капельки»;

-«Огород на окне»

-«Наши зеленые друзья»

-«Весна красна»;

-«Чистая планета-здоровое завтра»;

-«Насекомые нужны-насекомые важны».

Каждый мини проект –это полноценный проект, отвечающий всем требованиям проектной деятельности в ДОУ, с целью, задачами, со своим содержанием.

Работа над проектом позволила мне установить партнерское взаимодействие с родительским коллективом, родители стали активными участниками проектов. Так интересно общими усилиями были проведены акции «Берегите Елочку!», «Кормушка в каждом дворе», «Посадим дерево», трудовой десант «Сортируем мусор правильно», «Чистый двор!» и многие другие мероприятия.

В каждом мини проекте запланировано получение продукта реализации проекта.

В течении года мы значительным образом пополнили наш уголок природы новыми образцами комнатных цветов. Дети сами участвовали в посадке саженцев цветов, вели наблюдение за ростом и развитием, фиксировали результаты в дневниках наблюдений.

Проект «Клад под ногами» - это проект, нацеленный на защиту окружающей среды от мусора, формирование основ и представлений о переработке отходов. Мы провели эксперимент, какие отходы являются безопасными-они разлагаются естественным образом, а какие требуют специальных условий для переработки.

В ходе реализации проекта значительно обновилась предметно развивающая среда группы и игрового участка: появились новые игровые пособия, образцы для опытов и экспериментов, дидактические пособия для детей, макеты «Озеро Байкал», «Круговорот воды в природе», «Части растений», «Животные Севера», «Пустыня», «Обитатели водоемов», «Животные Средней полосы», объекты для наблюдений. Многое из данных материалов создано совместно детьми, родителями, воспитателями.

Большой отклик нашли запланированные экскурсии в зоопарк, библиотеку, где дети имели возможность получения новых впечатлений, пронаблюдать разнообразие животного мира, узнать особенности питания и образа жизни некоторых животных. Экскурсия в библиотеку раскрыла детям уникальный мир озера Байкал.

«Осень –щедрая пора» -это яркий пример партнерского взаимодействия с родителями и детьми по выращиванию овощных культур.

В течении года, работая над проектом «Экология-дело каждого!» были достигнуты значительные результаты.

Согласно данным проведенной диагностики у детей более полно сформированы представления об объектах природы и явлениях, понимание того, что человек-это часть природы и ее сохранение задача всех людей. Участие в проектной деятельности на протяжении длительного периода способствует формированию личностных качеств воспитанников: любознательности, познавательному интересу, ответственности, инициативности, умению взаимодействовать сообща, целеустремленности. Немаловажным является и тот факт, что получение готового продукта проекта способствует пониманию необходимости и значимости решения определенной экологической задачи самими детьми, положительного социального опыта, уверенности в своих силах. Все это развивает в детях желание быть заботливым и гуманным по отношению к окружающей природе.

Таким образом, можно сделать вывод, что системное использование метода проектной деятельности является достаточно эффективным способом в формировании у детей элементов экологической культуры, предпосылок экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Данный проект был реализован в полном объеме и способствует созданию всех необходимых условий для системной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста:

- повышается уровень компетентности педагогов, родителей в данном вопросе;

-способствует установлению партнерского взаимодействия между всеми участниками образовательно воспитательного процесса;

-пополняется ПРС и материально техническая база ДОУ;

-реализация проекта способствует развитию и формированию личностных качеств воспитанников, получению опыта социального взаимодействия.

Материалы акции «Чистый двор» полученные в рамках реализации проекта «Чистая планета-здоровое завтра!» позволили стать участниками и призерами международной экологической премии «Экология дело каждого».

Результаты реализации проекта были опубликованы на страницах ДОУ в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, на сайте ДОУ.

Проект «Экология –дело каждого!» был освящен в муниципальном конкурсе «Лучший педагогический дуэт» среди педагогических работников муниципальных образовательных организаций Иркутского районного муниципального образования 13 декабря 2023 года. Опыт работы по использованию метода проектной деятельности в системе экологического воспитания также представлен в муниципальной ассоциации педагогов «Познавательное развитие» 21 февраля 2024 года.

На педагогическом совете №5, проходившего 25 апреля 2023г мною был представлен отчет о реализации проекта «Экология –дело каждого!». Проводимая работа признана педагогами достаточно эффективной, результативной. Решением педагогического совета данный проект и его компоненты рекомендованы к реализации во всех группах в следующем учебном году.

Пособия полученные в рамках реализации проекта: комплекты дидактических игр, конспекты занятий, акций, библиотека видеоматериалов, презентации, лэпбуки, макеты, тематические альбомы, наглядные пособия используются педагогами нашего ДОУ в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Реализация проекта признана удовлетворительной, рекомендована для использования в работе с детьми дошкольного возраста МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад №2» ежегодно.

Воспитатель      ________________   /Белоносова Л.Н./

Заместитель заведующего по ВМР    ___________________ /Маленда Н.В./

Заведующий МДОУ ИРМО

«Хомутовский детский сад №2»        ___________________ /Бисерова Л.Г./  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребёнка к Доу - дело каждого из нас

В предоставленном материале ещё раз обращается внимание ссотрудников на важность правильно организовать условия для комфортного пребывания детей в детском саду в адаптационный период....

"Защита детей - дело каждого!"

Основы безопасности жизнедеятельности....

Зарядку делай каждый день, пройдет усталость, грусть и лень!

Рекомендации родителям как провести время карантина дома с пользой....

«НАМ СОВСЕМ НЕ ЛЕНЬ ЗАРЯДКУ ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

Чтоб здоровым быть сполна,Физкультура всем нужна.Для начала по порядку,Утром сделаем зарядку....

Коллективная работа "Экология планеты - дело каждого человека"

Ход подготовки к международному экологическому конкурсу "В дружбе с природой", посвященный Всемирному дню окружающей среды...

"Экология - дело каждого"

В течение года мы с ребятами собираем пластиковые бутылки, картон, бумагу, батарейки.  Пластиковые бутылки  сдаем  когда проходят акции, батарейки  в специализируемые пункты приема...