Конспект в подготовительной группе "Путешествие в старину. Русский быт на Руси"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Гервасьева Татьяна Юрьевна

Конспект в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию в подготовительной группе

на тему: «Путешествие в старину. Русский быт на Руси»

Цель: Приобщение дошкольников к нравственно – патриотическому воспитанию на основе формирования интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа. 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; 

- Расширять словарный запас: рушник, сундук, лампа, самовар, ухват, чугун; рубель, горшок, черпак, люлька, коромысло, крынка, квашня.

- Развивающие: Развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; - Развивать связную речь и коммуникативные умения, закреплять умение рисовать ватными палочками, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные: Воспитывать любовь и привязанность к своей Родине. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение к традициям, воспитывать патриотизм, трудолюбие.

Предварительная работа: Чтение сказок, былин, беседы, рассматривание иллюстраций, разучивание поговорок, стихов, прибауток.

Оборудование: Мешочки – обереги с заданиями, картина – русская печь, конверты с разрезными картинками, игра «Найди тень»; игра «Колесо истории», самовар, сушки, бублики, каравай, соль в солонке, деревянные ложки, краски, ватные палочки, салфетки, вода в стаканчиках.

Методы: Игровые, словесные, практические, наглядные.

Приемы: Рассказ, вопросы, художественное слово.

Ход занятия.

В: Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные. Много гостей, много новостей.

1-й реб.   Здравствуйте, люди добрые.

2-й реб.   Если величать, так на пороге встречать.

1-й реб.   Добро пожаловать к нам в гости.

                 Милости просим.

2-й  реб.  Для каждого найдется доброе словечко

                 И теплое местечко.

1-й реб  ( девочка держит хлеб- соль на рушнике)

                 Если мы хотим кого-то

                 Встретить с честью и почетом,

                 Встретить щедро, от души,

                 С уважением большим,

                То гостей таких встречаем

                 Мягким  пышным караваем.

2 –й реб.  Он на блюде расписном

                  С белоснежным рушником.

                  С караваем соль подносим,

                 Поклонясь, отведать просим.

Вместе: Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб - соль из рук!    

Дети вручают хлеб – соль гостям, кланяются в пояс. Возвращаются к остальным детям.     Все дети сидят на стульчиках.

В: Здравствуйте! Каждый день говорят люди друг другу это слово. А вы, дети, его говорите?

Дети: Да, говорим

В: Где, кому и когда вы его говорите?

Дети: В детском саду, в гостях, при встрече со знакомыми.

В: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?

Дети: Приветствие, пожелание здоровья, благополучия.

В: Здравствуйте, -  от слова здравие - здоровье. Мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое?

Дети: Доброе пожелание.

В: Верно. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем. Скажем здравствуйте своим друзьям и гостям.

Дети: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

В: Вот какое наше русское приветствие – не просто слово, а пожелание доброты. Не зря говорят: «Русские – народ доброжелательный»

                  Слава нашей стороне,

                  Слава русской старине!

                  И про эту старину

                  Я рассказ свой поведу,

                  Чтобы дети знать могли

                  О делах родной земли!

В: Дети, а как вы думаете, что такое старина?

Дети: Это старички. Это давно было.

В: Верно. Старина – это очень старые, давние времена. Садитесь поудобнее на стульчики. Расправьте свои плечи. Я предлагаю вам, ребята, вместе со мной попробовать вернуться в прошлое и погрузиться в атмосферу русского быта. И поговорить с вами о том, как жили наши предки. А кто это – предки?

Дети: Это те, кто жил давно. Наши прапрадедушки, прапрабабушки.

В: Молодцы! Правильно.

                         Путь сегодня у нас недалек и не близок.

                         Поведет нас дорожка туда,

                         Где прапрадеды наши жили,

                         В очень давние те года.

Русский народ славится своим гостеприимством. Как вы думаете, что означает это слово.

Дети: Гостей принимать, угощать

В: Правильно. Вот и мы сегодня гостей встретили хлебом – солью, по старой русской традиции. А теперь я предлагаю вам побывать в русской избе. Хотите?

Дети: Да, хотим.

В: Наш волшебный колокольчик поможет нам в этом. Давайте станем в круг и скажем заветные слова:

                               В колокольчик зазвенели,

                               В старину перелетели.

                               Раз, два, три, четыре, пять,

                               Хотим в прошлом побывать!

Ну вот мы и в далекой старине. Нас встречает Хозяйка избы.

Хозяйка: Здравствуйте! Добро пожаловать в избу, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте!

 Я встречаю вас не с пустыми руками. У меня чудесный мешочек. Он хранит в себе много интересного о нашем с вами прошлом. Все, что вы из него достанете имеет свое задание. И если вы ответите на все задания. То вас ждет интересный сюрприз.  (Дети рассаживаются по лавочкам) Воспитатель достает из мешочка картинку печь. Дети видят картинку печь и подходят к ней.

Хозяйка: А вы знаете, что было главным в избе?

Дети: Печка!!! Печь в избе -  самое главное. В старину говорили: «Печи нет- жизни нет» Как вы думаете, почему так говорили? Для чего нужна печь в доме? Ответы детей: она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней, она еще являлась источником света.

В: Правильно дети. К печке обращались ласково:

                                          Ой ты, печка – сударыня,

                                          Помоги нам, барыня,

                                          Ты свари, испеки, обогрей,

                                          Освети, полечи и спаси,

                                          В дом богатство неси.

А в каких сказках встречается русская печка?   

(Д/И  «Угадай и назови». Дети угадывают и говорят, как называется сказка и кто ее главный герой. Сказки: «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».)

Дети: «Гуси – лебеди» - брат и сестра, «По щучьему велению» - Емеля, «Колобок» - колобок, «Заюшкина избушка» - лиса, заяц, «Волк и семеро козлят» - волк, коза, козлята.

ВПравильно. Молодцы!  В сказках призывали жить дружно и честно, помогать друг другу, уважать старших.

Молодцы, ребята с первым заданием справились!

Теперь давайте достанем из мешочка следующее задание. Достает маленький мешочек под номером 2, а в нем задание. Ребенок читает.

 «Собери картинку». 

Дети подходят к столу с цифрой 2 и выполняют задание.  Дети, что вы собрали. Ответы детей. Молодцы и со вторым заданием справились.

Дети, давайте посмотрим, что еще нам мешочек приготовил. Достаю клубок, а на нем задание.

«Мозговой штурм»

Ребята, а сейчас ответим на вопросы.

Чугунок (в нем варили еду)

Рушник (полотенце, вышитое хозяйкой)

Ухват (им доставали чугунок из печи)

Коромысло (носили воду)

Рубель (с его помощью гладили)

Веретено (ткали нить)

Перо (им писали)

Одежда на Руси у женщин (сарафан)

Одежда на Руси у мужчин (рубаха, штаны)

Как называли жилище на Руси (изба)

Какая посуда была раньше (деревянная)

Кто оберегает жилище (домовой)

Обувь в которой ходили летом(лапти)

Обувь в которой ходили зимой (валенки)

Русские народные инструменты (дудка, рожок, бубен, балалайка)

Что водили устраивали летом молодежь (хороводы).

Вот и сейчас мы с вами отдохнем

                                  (Русская народная музыка «Во поле береза стояла»)

                                 Дети стоят в кругу и под музыку выполняют движения

                                  Мы сейчас пойдем направо,

                                  А потом пойдем налево,

                                  В центре круга соберемся,

                                  И на место все вернемся.

                                  Мы тихонечко присядем,

                                  Ручками себя погладим.      

                                  Мы поднимемся тихонько

                                  И попрыгаем легонько:

                                  Пусть попляшут наши ножки

                                  И похлопают ладошки. 

Отдохнули, ребята, а сейчас достанем следующее задание из мешочка.

Игра «Колесо истории»

Ребята, вам будет нужно подобрать пару к картинам к старинным предметам современным предметы. Подходим по одному и прикрепляем на колесо истории.

Дети выполняют. Спрашиваю детей, что было и что стало. Молодцы, ребята!

Давайте, посмотрим осталось ли задание в мешочке.  Достаю карточку с знаком вопрос. Ребята, а в какой стране мы с вами живем? Ответы детей. В России. Да, мы живем в России. А кто знает, как называлась Россия в старину? Ответы детей. Русь. Да в старые  давние времена наша страна звалась Русью.

Русь деревянная - края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Ребята, поиграем в последнюю игру «Найди тень» Дети подбирают нужные картинки.

Молодцы.

Загадка «Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)

На столах, ребята, лежат деревянные ложки, я вам предлагаю расписать их. А работать будем ватными палочками. Дети выполняют. Молодцы, пусть они подсохнут и мы их отправим в наш музей деревянных изделий.

Хозяйка: Спасибо мои дорогие, вижу многое знаете про наше с вами прошлое. А вам  понравилось у меня в гостях? Да. Что больше всего понравилось? И на память о нашей встрече я угощаю вас сушками, баранками, да конфетами и вы в группе попьете чай из настоящего самовара. До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Родословная - старинная русская традиция"

Конспект занятия, посвящённого воспитанию любви и уважения к членам своей семьи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной группе «Старинные русские игры в жизни детей»

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности  дошкольника. Слагаемыми физической культуры являютс...

«Родословная – старинная русская традиция» Конспект занятия в подготовительной группе

Занятие, закрепляющее имеющиеся знания о родственных отношениях; формирующее элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;Продолжение раз...

ОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Родословная- старинная русская традиция".

Программное содержание:Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях.Закреплять представления о родственных отношениях...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы. «Родословная-старинная русская традиция»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны...

Конспект открытого занятия на тему "Старинные русские головные уборы"

Конспект открытого занятия на тему"Старинные русские головные уборы" предназначен для детей старшего дошкольного возраста от 5-6 лет...