"Как образуются метеоритные кратеры."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ершова Надежда Валерьевна

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы. 

       Знакомство с космическим пространством и понятием  метеорит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskie_tela.docx149.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по познавательному развитию  в подготовительной группе

«Как образуются метеоритные кратеры?»

Цель: Формируем  у детей понятие «космическое пространство» через знакомство с космическими  объектами  на Земле.

Задачи:

  • Сформировать понятия – комета, метеорит, метеоритные кратеры;
  • Развивать умение действовать по алгоритму;  
  • Поддержать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности;
  • Развивать диалогическую речь и учить отвечать на вопросы полным ответом.
  • Воспитывать желание беречь нашу Землю.

Материалы:

 Мука, большой поднос с высотой края 2-3 см; линейка или ровная рейка, камни, шарик; иллюстрации с изображениями метеора, комет, кратера, Челябинского метеорита, мольберт для закрепления иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие для знакомства с одним из  любопытных тел нашего космического пространства. Согласны?

Но вначале давайте отгадаем загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

- Что это? (Глобус)

- Да, это глобус – модель нашей планеты «Земля».

- Какую форму имеет глобус? А какого цвета наша планета?

- (ответы детей) 

- Воспитатель: Действительно, наша планета Земля – разноцветная. А почему?

- Дети:  (Ответы)

-  Воспитатель: Что обозначает синий цвет?

- Дети: (Ответ)

- Воспитатель: Что обозначает жёлтый и коричневый цвет?

- Что обозначает зелёный цвет? Варианты ответов детей.

- Воспитатель: А вы знаете, почему вашу планету называют «голубой»  планетой?» 

-Дети: Варианты ответов .

-Воспитатель: Правильно ребята, большая часть планеты занята океанами и морями. Ребята, посмотрите, глобус очень хрупкий. Он сделан из пластмассы. Если его ударишь или уронишь, то он разобьется. Так и наша Земля – о ней необходимо заботится, охранять, беречь. Как мы можем заботится о земле?

-Дети: (Ответы)

- Воспитатель:  Сейчас мы с вами отправимся в космос. На чём можно полететь в космос?

-Дети:(ответы детей)

- Приготовились, надеваем все скафандры и заходим в ракету.

Физминутка - «Ракета»

Готовим свою ракету к полету.

Будем сейчас взлетать – руки поднимем над головой, соединим кончики пальцев.

Я ракета, я ракета (руками показываем на себя, затем соединяем над головой)-2раза повторяем

Раз стыковка, 2-стыковка (одна рука вперёд, затем другая)

А вокруг планеты, солнце и луна. ( руки вокруг себя разводим, затем показываем кулачок вперёд, другой рукой ладошка вперёд)

Повторяем ещё раз и переходим в другое пространство.

 («Космос»)

В ясном небе солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля-

Расстилается земля.

- Воспитатель: Ребята, а что такое космос?

-Дети: (Ответы)

-Воспитатель: Космос – это пространство вне Земли, со всеми находящимися в нём небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг солнца, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли – всё это называется Космосом! Космос еще называют другим словом - Вселенная!

Здесь у нас карта с планетами, космического пространства и мы сможем посмотреть на нашу планету и другие, которые там находятся. Посмотрите на все планеты. Они одинаковые по цвету?

- Дети: (Ответы)

 - Воспитатель: Найдите планету красного цвета. Это Марс. Покажите планету синего цвета. Нептун – синий. А вот Уран –  он зелёный. Есть ли реки, моря, леса на других планетах?

-Дети: (Ответ)

- Воспитатель: Правильно, поэтому они окрашены в один цвет.

Астрономическая считалка: 
Солнце, а вокруг,
Есть планеты, девять штук.
Я их перечислю, а вы мне помогите, считая  на карте, начиная от солнца.
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.
Номер «девять» звать Плутон.

(если продолжить: тот, кто лишний – выйди вон! то получится считалочка)
-
Воспитатель: Ребята, вы наблюдали  когда-нибудь за ночным небом?             - Дети:(Ответы детей)

-Воспитатель:  Человека всегда привлекала и манила  неизведанная красота ночного неба. Видели красоту светящихся звёзд? Слышали  про звезды с хвостами? 

-Дети: (Ответ).

Воспитатель выставляет картинку с изображением кометы. ( картинка №1)

Ты меня увидишь в небе,

Я хвостата, не хвастлива.

Не планета, не ракета, А зовут меня

 (комета)

- Воспитатель: Комета – раскаленный шар, за которым тянется хвост. А шар состоит из твердых частиц и льда, окутанных туманной оболочкой, которая называется комой. Раньше люди их очень боялись, считали их «хвостатыми чудищами». Теперь, когда есть телескопы, люди кометы рассмотрели и не боятся их. К тому же планета Юпитер защищает землю от комет и вероятность их столкновения с землёй очень мала.

- Воспитатель:  Слышали ли вы что-то о метеоритах ? Что это такое?

-Дети: (Ответы).

 - Воспитатель:  Правильно. Помимо планет и комет, вокруг солнца вращается много  обломков, астероидов, метеоров. Пока объект не достигнет поверхности Земли, его называют метеороидом.

Осколок от планеты

Средь звёзд несётся где-то.

Он много лет летит-летит,

космический ….(метеорит)

 (картинка№2)

Твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли, называется метеоритом.

 При столкновении друг с другом астероиды меняют свои орбиты и могут падать на Землю. Метеориты могут приземляться на землю в целом виде, а также в виде града обломков. Их иногда называют падающими звёздами.

Глядя в ночное небо, каждый из нас, хоть раз видел, как будто одна из звезд срывается со своего места и стремительно падает, прочертив яркий след в небе. Что в таких случаях говорят люди?

-Дети: (Ответ) (Падающая звезда, загадывай желание.)

-Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а на месте падения метеорита остаются какие-то следы? Можем ли мы их видеть?  и как они называются?       

-Дети:(Ответы).

-  Воспитатель:  На месте падения крупного метеорита может образоваться кратер. Обратите внимание на изображение спутника нашей планеты – Луну.  (картинка) Вся её поверхность покрыта впадинами – кратерами. 

Вам интересно узнать, как они образовались?

-Дети: (Ответ)

-Воспитатель:  Для этого мы с вами должны вернуться на землю. Занимаем свои места в ракетах и летим.

А сейчас мы с вами, дети

 Улетаем на ракете.      (На носки приподнимись и ракета снова мчись.)

Вот летит ракета вниз!        (головою покрутили, плечи вниз)

В ясном небе солнце светит,       (потягивания – руки вверх)

 А внизу леса, поля-              (шагаем около стульчиков и приземляемся)

Расстилается земля.              (садимся на стульчики)

-Воспитатель: Я прошу вас пройти в исследовательское бюро.

(показывает карточки с изображение схем последовательности эксперимента, которую дети выкладывают сами)

Эксперимент: « Кратеры от падения метеоритов».

(в уголке экспериментирования)

- Воспитатель: Представьте, что это поверхность Луны- (мука), а песок - это поверхность нашей Земли. Это метеориты - (камни). Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. (Воспитатель бросает  камень в муку). Посмотрите, что образовались?

-Дети: (Ответы).

-Воспитатель: Правильно, ямы, по-другому  кратеры. Почему это произошло?

-Дети: (Ответы).

-Воспитатель: Верно. Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, поэтому образовался кратер. А сейчас попробуйте сами бросить  камни. Что получилось?

-Дети: (Ответ).

-Воспитатель: Почему одни ямки глубокие, а другие мелкие?

-Дети: (Ответы).

-Воспитатель: Верно, от размера камня зависит величина кратера. Что же такое метеоритный кратер?

-Дети: (Ответ).

Воспитатель: Кратер это чашеобразное углубление на месте падения метеорита. (Воспитатель показывает изображение кратера)рисунок №3

- Воспитатель: Теперь возьмём наши камни (метеориты) и бросим их в поверхность с песком. Похожи ли кратеры с предыдущими?

Метеорит упал в Чебаркульское озеро  и водолазы достали его со дна,  передали в Челябинский областной краеведческий музей.  Давайте

.

- Воспитатель: Верно, поверхность планеты тоже  влияет на размер кратера. Похож наш метеоритный кратер на настоящий?

-Дети: (Ответ).

- Воспитатель: Посмотрите на  фотографию метеорита, который  упал в Чебаркульское озеро  и водолазы достали его со дна. Они передали его в Челябинский краеведческий музей. Подумайте, на что он похож?

(рисунок №4)

-Дети: (Ответ).

- Воспитатель:  Правильно, метеорит –это камень, упавший  на Землю из космоса.  Когда он падал на землю, люди  видели очень яркий шар, который пролетел по небу,  а после него остался белый дымный след. Явление это очень красивое, но вместе с тем и очень опасное. Метеорит летел очень быстро, рассекая воздух, поэтому звуковой волной было разбито много окон. А люди, которые подошли к окнам, чтобы посмотреть, на этот яркий свет, порезались осколками. Запомните, когда вы увидите на улице яркий свет, не подходите к окнам, а отойдите подальше от них.  Ребята, скажите, что вы сегодня узнали нового и интересного?  Чем вы поделитесь со своими друзьями или родными?

-Дети: (Ответы).

Информация:

https://static.insales-cdn.com/files/1/1683/1683/original/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0.jpg

г.Иман, Приморский край. Рисунок худ. П.И.Медведева - очевидца этого события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как образуются метеоритные кратеры?

смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму....

Духовная близость образа Богородицы и образа матери.

                              Конспект открытого познавательного занятия в старшей группе...

Сообщение «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста"...

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Конспект образовательного события "Как образуются метеоритные кратеры"

Конспект образовательного события "Как  образуются метеоритные кратеры" (Ср, ст.гр.)...

рЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОПЫТ "КАК ОБРАЗУЮТСЯ МЕТЕОРИТНЫЕ КРАТЕРЫ?

оПИСАНИЕ ОПЫТА "КАК ОБРАЗУЮТСЯ МЕТЕОРИТНЫЕ КРАТЕРЫ?"...