Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Весна. Перелетные птицы» Старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рупосова Татьяна Васильевна

Расширять представления детей о перелетных птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereletnye_ptitsy.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему:

«Весна. Перелетные птицы»

Старшая группа

Цель: Расширять представления детей о перелетных птицах

Задачи:

 1.систематизировать представления детей о весне по основным существенным признакам;

 2.расширять представления детей о перелетных птицах, жизни в весенний период;

 3.познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность;

 4.расширять и активизировать словарь

 5.воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;

 6.формировать навыки сотрудничества, доброжелательности

 7.развивать внимание, мышление, разговорную речь детей

Оборудование:

Картинки о весне, письмо, стрелки с заданиями, наборы геометрических фигур, мяч, мольберт, ватман с нарисованным деревом.

Предварительная работа:

беседа о весне, наблюдение за птицами во время прогулок, чтение рассказов стихов, пословиц о весне, о перелетных птицах, составление рассказов о перелетных птицах (индивидуально)

Ход ООД

1. Организационный момент

Доброе утро! Добрый час!

Очень рада видеть вас.

Доброе утро! – нам птицы щебечут,

Доброе утро! – нам шепчут деревья,

Доброе утро! – нам солнышко светит.

Доброе утро! Здравствуйте дети!

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!

2. Основная часть

- Как сегодня светло и тепло! Какое время года наступило? (весна)

- Назовите весенние месяцы.

- А какая она весна? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая)

- Расскажите о весне при помощи небольших подсказок (садятся на стулья, на стульях лежат конверты с элементами для составления рассказа о весне)

Примерный рассказ: Весной солнца светит ярко и согревает землю. На улице становится теплее. Небо высокое, голубое и чистое. По небу плывут легкие облака. С приходом весны снег начинает таять. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход . Вскоре появится зеленая трава и первые цветы. На деревьях набухают почки. Дикие животные начинают линять. Просыпаются медведи, ежи. Весной у животных рождаются детеныши. Просыпаются насекомые. С наступлением теплых дней люди надевают демисезонную одежду. Дети гуляют, пускают кораблики.

- Ребята, обо всем мы рассказали? Мне кажется, чего-то не хватает на нашей картине (нет птиц)

- Где конверт с птицами? (в нем зашифрованное письмо)

- Что это? От кого письмо? Давайте прочитаем:

Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишет вам старичок - лесовичок. В моем лесном царстве случилась беда – тихо в лесу, не слышны голоса птиц. Слышал я, что и на озерах, и в городах нет птиц.

Злая колдунья лишила птиц возможности летать. И птицы не могут вернуться на родину. Чтобы птицы могли вернуться и приступить к весенним хлопотам, необходимо выполнить задания злой колдуньи. Следуйте по стрелкам. Удачи вам!

- Ребята, поможем птицам вернуться домой?

- Что для этого надо сделать? (следовать по стрелкам и выполнять задания злой колдуньи)

Идут по стрелкам

1. Отгадай загадку 

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

(грач)

Рассказ о граче (ребенок)

- Грач самым первым возвращается на родину. Это большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач  питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева. Грачи живут большими группами, их гнезда образуют целые грачиные деревни.

На шесте дворец,

во дворце — певец.

А зовут его. (скворец)

С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной ...(Трясогузки)

Рассказ о трясогузке (ребенок)

- У трясогузки спинка и бока серые, брюшко белое, грудка, хвост и крылья черные, блестящие. Прилетает она в наши края, когда на реках начинается ледоход. Птица бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком, в народе говорят – «лед ломает». Свои гнезда трясогузка строит в кустах на берегу рек и озер, вблизи воды им легче отыскать корм – комаров, мотыльков, мошек.

Бродит по болотам грязным,

ловит в них лягушек -

бестолковых попрыгушек. (цапля)

Что за диво, что за птица,

На воде она царица,

И окрас ей так под стать,

Просто глаз не оторвать! (лебедь)

Рассказ о лебеде (ребенок)

Лебедь – это большая грациозная водоплавающая птица. Окраска у лебедя чаще всего белого цвета, но бывают серые и черные. У него длинная, изящная шея. Хвост короткий, а оперение очень пышное. Это самая тяжелая птица, которая умеет летать. Для того чтобы взлететь, лебедь разбегается по поверхности воды. В воде они плавают при помощи своих перепончатых лап. Они очень верные, поэтому создают семью один раз и на всю жизнь. Самка вьет большое гнездо и откладывает в него яйца, высиживает в течение месяца. Самец все время находится рядом и охраняет свою семью.

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)

Рассказ о кукушке (ребенок)

Кукушка живет в негустых лесах. Несмотря на небольшие размеры, кукушка любит плотно поесть. Птицы этого вида питаются насекомыми, ягодами и способны склевать яйцо другой птицы. Гнезд кукушки не строят. Вместо этого, они откладывают свои яйца в гнезда других птиц. Когда птенец кукушки вылупляется, он выталкивает из гнезда других птенчиков и приемные родители кормят его одного.

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном

из травы и глины. (ласточка)

2. Раздели птиц на 2 группы

Дети берут по одной карточке и определяют зимующая или перелетная птица

- Как одним словом назвать птиц этой группы (зимующие)

- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (Эти птицы могут добывать еду в самые холодные зимы)

- Как назвать одним словом этих птиц? (перелетные)

- А почему птиц называют перелетными? (Потому что они улетают на зиму в теплые страны, а весной возвращаются)

- А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что им страшен голод, перелетные птицы не приспособлены добывать корм в зимних условиях)

- Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно к нам (у птиц здесь родина, они родились здесь, научились летать, добывать себе пищу и т. д.).

- Правильно, ребята! Да и нам становится веселее, когда вокруг слышится пение птиц.

- А мы каким птицам помогаем сейчас? Что мы для этого делаем? (перелетным птицам помогаем, спасаем от чар злой колдуньи, для этого надо выполнить все ее задания)

3. Назови, у кого - кто

Я буду бросать мяч каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы ловите его, называете птенцов птицы и возвращаете мяч мне. 

Грач - грачата,

Скворец - скворчата ,

Кукушка - кукушата,

Гусь - гусята,

Скворец - скворчата

Утка - утята

Аист – аистята

Журавль – журавлята

- Как называются детеныши птиц одним словом? (птенцы)

- А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? (кормят, согревают, защищают)

- С утра до позднего вечера родители кормят своих птенцов. Согревают их холодными ночами, учат летать. Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. 

4. Составить птицу из геометрических фигур.

Пальчиковая гимнастика. «Десять птичек — стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – Совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это зяблик, это - стриж,

Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам!

На столах лежат наборы из геометрических фигур на каждого ребенка.

5.Итог

 На мольберте весит ватман с нарисованным деревом.

- Где же следующая стрелка?

- Здесь какой-то конверт…Это же птицы! Птицы вернулись!

(дети берут по одной птице и приклеивают на ватман, отвечая на вопросы)

- Ребята, чем мы сегодня занимались? (спасали птиц)

- Каких птиц мы спасли от злой колдуньи? (перелетных)

- Почему их так называют?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что было самым трудным? Самым интересным?

- Ребята, птицы вас благодарят за помощь и дарят вам свою весеннюю песенку (аудио «Голоса весеннего леса»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Весна"

Материал разработан для работы с детьми с ОВЗ на занятиях по развитию речи и прогулках...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему " Весна."

Занятие предусмотрено для детей подготовительной группы...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшей группы с ОНР тема: «Ранняя весна»

данный материал будет полезен воспитателям старших, подготовительных групп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Весна" в средней группе

Цель: расширять представления детей о весне и ее признаках.Задачи:Образовательная:1. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Домашние животные" в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Домашние животные" в старшей группе...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром.На тему " Весна пришла" в средней группе

Конспект открытого занятия посвящен экологическому воспитанию детей. В целях бережного отношения к окружающему миру. Расширять и систематизировать знания детей о природе....