Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе. Тема: «Путешествие мышонка Пика»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шурова Полина Александровна

Предложенное занятие составлено в соответствии с «Образовательной программой дошкольного образования детского сада №25 ОАО «РЖД», на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования, ФГОС ДО, тематического планирования учреждения.

Занятие является комплексным и направлено не только на познавательное, но и на коммуникативное развитие, умение работать в группе и самостоятельно, на освоение техники работы с робомышью – современного материала, который позволяет окунуться в алгоритмику и программирование, научиться сканировать QR-код, что развивает техническое, инженерное мышление детей.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);

2. наглядно - демонстрационный (картинки);

3. практический (составление алгоритма движения, конструирование);

4. игровой (разгадывание QR-кода, игровые действия с робомышкой и др.).

и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_myshonok_speshit_na_pomoshch.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги» (Детский сад №25 ОАО «РЖД»)

Республика Карелия, г. Петрозаводск

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе.

 Тема: «Путешествие мышонка Пика»

Шурова П.А. ст. воспитатель,

Никитина Г.В. воспитатель

Цель: поиск детьми неизвестной информации через создание алгоритма действий робота - мыши и сканирование QR-кода с помощью мобильного телефона и создание модели самолета из конструктора AVToys.

Задачи:

Образовательные:

1.Продолжать знакомить детей с интерактивной игрушкой «Робомышь».

2. Учить задавать алгоритм передвижения робомыши по игровому полю, планировать этапы своей деятельности, разбивать одну задачу на подзадачи.

3. Закрепить знания о воздушном транспорте.

Развивающие:

1.Познакомить детей с элементами программирования и алгоритмизации.

2.Развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста средствами STEM-образования, отвечать на вопросы, обосновывая свою точку зрения 1-2.

3. Учить сканировать QR-код с помощью мобильного телефона.

Воспитательные:

  1. Развивать умение рассуждать и взаимодействовать.
  2. Научить детей договариваться между собой и работать в команде.

Техническая задача:

1.Учить собирать из конструктора AVToys модель самолета по заданной схеме.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.

Планируемый результат:

Использование ИКТ-технологий даст возможность сканировать QR-код с помощью мобильного телефона и получать необходимую информацию.

Дети научатся работать со STEM - набором «Робомышь», задавая алгоритм передвижения робомыши по игровому полю, научатся разбивать одну задачу на подзадачи.

Поиск информации на игровом поле с помощью робомыши и сканирование QR-кода позволит собрать детали конструктора AVToys и собрать модель самолета по заданной схеме.

Создавая модель самолета по заданной схеме, дети не только закрепят знания о воздушном транспорте, но будут иметь возможность играть с роботом совместно с другими детьми, что создает условия и для развития коммуникативных навыков.

Заполняя карту программиста, дети смогут осмыслить полученные результаты.

Организация развивающей предметно-пространственной среды, оборудование: групповая комната, детские столы, стулья; карточки линейными алгоритмами для программирования «Робомыши», 2 игровых набора STEM - «Робомышь», 4-6 карточек с QR-кодом (карточки с QR-кодами картинок: «Четвертый лишний», «Айболит»», схема сборки самолета, конструктор AVToys ).

Предварительная работа: Игры-упражнения ориентировки на листе бумаги, столе, помещении, программирование маршрута сказочного персонажа, конструирование игрушек, моделей по схеме из конструктора AVToys, беседы с детьми о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

Технологическая карта занятия

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью

Воспитатель приветствует детей. Обращает их внимание на игровое поле с QR-кодами для робомыши, карточки со стрелками. Говорит, что на занятие пригласила своего друга мышонка Пика. Педагог объясняет, что Пик - не просто мышь, это робот, который может двигаться только после того как ему задали программу - алгоритм действий, синяя стрелка показывает направление вперёд, жёлтая стрелка– движение назад, фиолетовая стрелка - показывает движение направо, оранжевая стрелка – налево, круглая жёлтая кнопка – сброс программы, зелёная круглая кнопка - пуск.

Обсуждение с детьми, что за карточки на игровом поле: формулировка проблемы что такое QR-код.

С помощью QR кода зашифрована информация и ее может распознать камера на мобильном телефоне или планшете. При помощи QR-кода можно закодировать, например, текст, номер телефона, картинку, игру. Где можно увидеть QR код? QR код можно увидеть на упаковках продуктов питания, квитанциях, билетах, объявлениях и даже на пирожных

Давайте узнаем, кто просит помощи у мышонка. Предлагаю создать маршрут для поиска первого QR-кода (вперед, вперед, направо).

Картинка Доктора Айболита.

Беседа, рассматривание, робомыши, игрового поля,  

QR-кода построение маршрута для робомыши

Дети строят алгоритм последовательности шагов робомыши, находят под QR-кодом первого персонажа, доктора Айболита с деталями самолета

2.1.

2.Основной этап

Этап постановки проблемы

Сформулировать проблему в доступной для детей форме: у Айболита сломался самолет.

Проблемная ситуация: «Доктор Айболит летал и лечил зверушек по всему миру. У него случилась беда, сломался самолет, на котором он прилетел. У него еще много пациентов, которым он не успел помочь и которые его очень ждут. Айболит просит о помощи.  Как помочь?

Давайте поможем ему и сделаем ему новый самолет, который поможет ему добраться до нужных мест!». Робомышь поможет найти детали самолета для сборки.

Вопросы к детям

Ответы детей, предположения.

Получают первые детали самолета

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Создать условия для формирования представлений о разных видах транспорта в процессе просмотра презентации.

Предлагаю отправить робомышь на поиски 2 QR-кода, задать алгоритм движения робомышки и найти, что спряталось под  QR-кодом.

Беседа, построение маршрута для робомыши, игра «Четвертый лишний»

Строят маршрут для робомыши, находят под  QR-кодом картинку  «Четвертый лишний», называют лишний предмет, получают вторую деталь для самолета из конструктора  конструктор AVToys  

Физкультминутка. Игра «Летает, не летает»

Организация двигательной активности, снятие напряжения

2.3.

Этап практического решения проблемы

Формировать представления о сборке конструкции: плоский самолет. Продолжать развивать умение работать как самостоятельно, так и в команде, помогать друг другу. Развивать умение создавать постройку путем соединения деталей.

Предлагаю отправить робомышь на поиски 3 QR-кода, задать алгоритм движения робомышки и найти, что спряталось под  QR-кодом.

Педагог обращает внимание на самолет, находящийся на столе и просит назвать детали из которых он состоит (корпус самолета - 2 части и 2 крыла).

Затем просит рассмотреть схему его постройки и

 составить алгоритм сборки.

Воспитатель говорит, что сначала можно соединить 2 части корпуса с помощью «малой эфки». Затем к корпусу присоединяются 2 крыла с помощью «малых эфок». Педагог предлагает сравнить полученную постройку с образцом.

Вопросы, предложения, конструирование, рассматривание схемы постройки

Находят схему постройки самолета из конструктора AVToys.

  Отвечают на вопросы, рассматривают постройку, ее схему, составляют постройку, путем соединения деталей самолета.

3.

Заключительный этап. Рефлексия

Подвести итог занятия, заполнить карту программиста

Сбор детей в общий круг для подведения итогов общей деятельности. 

Какие вы молодцы! Прекрасно справлялись с заданиями, работали по одному и вместе, проверяли и помогали друг другу.

Игра «Передай мяч». Вопросы по кругу:

С какой проблемой мы столкнулись? Где мы получили знания? Получилось ли у нас с вами объединить найденные элементы, чтобы сконструировать модель самолета. Помогли мы доктору Айболиту? Что вы делали, чтобы мышка передвигалась по игровому полю (программировали или создавали алгоритм движения)

- Зачем детям нужен QR-код, а взрослым?                  

  - Какой предмет нам помогал сканировать QR-код? (телефон).

Предлагаю заполнить карту программиста (дети отмечают правильные ответы в виде изображений).

Вопросы к детям, заполнение карты программиста, обсуждение результатов детской деятельности.

Участвуют в обсуждении прошедшей общей деятельности.

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну Математику. Порядковый счет до 10»

Конспект  НОД  по познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) в старшей  группе. Тема: «Путешествие в страну Математику. Порядковый счет до 10».Комплексная программа «От рождени...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности для детей средней группы. Тема: «Путешествие с Капитошкой в мир воды».

Конспект познавательно -исследовательской деятельности для среднего дошкольного возраста, тема "Путешествие с Капитошкой в мир воды". Задачи: познакомить со свойствами воды; учить способам исследовани...