Познавательно-исследовательский проект «Зимующие птицы – наши пернатые друзья»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шитикова Елена Александровна

В современных условиях проблема нравственного, трудового и экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и заботиться о нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

«Зимующие птицы – наши пернатые друзья»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: Дети  старшей группы детского сада, воспитатели группы, родители.

Актуальность проекта:

В современных условиях проблема нравственного, трудового и экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и заботиться о нем.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема:Дети в недостаточной степени имеют представление о образе жизни, повадках, питании и жилищах зимующих птицах, о том, как они питаются в зимнее время.

Цель-расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.

Задачи проекта:

•вызвать интерес к окружающему миру;

•расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;

•сформировать бережное отношение к миру природы;

•воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта «Зимующие птицы – наши пернатые друзья»

•у детей расширятся знания о зимующих птицах. Дети научатся вести наблюдение птицами, производить анализ увиденного, различать их по внешнему виду, повадкам, оперению. Ребята совместно с родителями изготовят и примут участие в выставке кормушек. Вместе с воспитателем познакомятся со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах, выполнят коллективную аппликацию и оформят выставку детских работ «Наши зимующие птицы»

•для родителей: проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду; оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные участники проекта.

•для педагогов: более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.

Мероприятия для реализации проекта:
1 этап Подготовительный
Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
2 этап Практический
Познавательное развитие:
•Занятие «У кормушки»
•Беседа «Покормите птиц зимой»

•Беседа «Зимующие птицы»

Занятие «Какие птицы с нами зимуют»?

•Беседа «Как птицы готовятся к зиме, чем питаются?»

•Беседа «Для чего кормушке крыша?»
 Дидактические игры:
•«Счет птиц» «Четвертый лишний»

•Разрезные картинки зимующих птиц .
Физическое развитие.
•Подвижные игры: «Вороны», «Птички в гнездышках сидят», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Воробьи и собачка», «Зимующие и перелетные птицы» (с мячом).

•Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело».
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»

Зрительная гимнастика «Сова»
•Дыхательная гимнастика «Ворона»
 Психогимнастика «Птичий двор»
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование - «Птенчик»
Конструирование из бумажных тарелок «Синичка и снегирь»,
Конструирование из бросового материала «Скворечник»,
Пластилинография « Зимующие птицы»
Поделка снегирей и синиц из ниток.
Исследовательская деятельность
обследование и рассматривание перьев;
называть части тела;
окраску;
чем питаются;
Чтение художественной литературы:
В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Звягина «Воробей», Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонов «Зимние гости», М.Горький «Воробьишко», В.Бианки «Подкидыш»
Речевое развитие
Рассматривание плаката «Зимующие птицы».
Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки».
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.
•Заучивание стихотворения А. Прокофьев «Снегири» с помощью мнемотаблицы
Отгадывание загадок о зимующих птицах
Дид. игра «Найди птичку по описанию», «Назови ласково»
Театрализованная игра по сказке «Птичий теремок»
Деятельность на прогулке
•Экскурсия по площадкам детского сада .
•Наблюдения за птицами.
•Труд – кормление птиц, очистка кормушек от снега.
Работа с родителями
•Памятка для родителей «Зимующие птицы»

•Консультации для родителей «Игры зимой на улице»

•Буклет для родителей «Поможем друзьям пернатым»

Изготовление кормушек.

Пополнить развивающую среду по теме проекта:

•оформление наглядной информации по теме проекта,

•оформление уголка «В мире птиц» (подбор книг о птицах),

•пополнение экологического уголка изготовленными играми: Лото «Зимующие птицы», пазлы «Собери птицу», «Третий лишний»,

• изготовление шапочек для подвижных игр,

•оформление картотеки загадок, стихов о птицах,

3этап Заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации.

Организация выставки «Птичья столовая».

Изготовление совместно с родителями кормушке для птиц.

Игра - викторина «Зимующие птицы».

Используемая литература и другие источники.

1. Н. Е. Веракса Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Н. Е. Веракса Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3. Е. Е. Крашенинников Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

4. М. Д. Маханева Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002.

6. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

7. Н. В. Нищева Опытно – экспериментальная деятельность. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.

8. Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицы-наши пернатые друзья

Цель: Формировать представления детей о зимующих птицах и условиях обитания в холодное время.Задачи: Учить детей по картинкам узнавать и называть зимующих птиц (воробей, синица, ворона, снегирь)....

«Птицы - наши пернатые друзья» для детей младшего дошкольного возраста.

«Птицы - наши пернатые друзья» для детей младшего дошкольного возраста....

Презентация "Птицы - наши пернатые друзья" для детей младшего дошкольного возроста

"Птицы - наши пернатые друзья" для детей младшего дошкольного возроста...

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Птицы - наши пернатые друзья»

Цель.  Расширять знания детей о птицах, об их характерных особенностях, о взаимодействии с человеком и окружающей средой.                     ...

Проект "Птицы - наши пернатые друзья"

Проект по экологическому воспитанию "Птицы - наши пернатые друзья" (старшая, подготовительная группа)...

Экологический проект для детей второй младшей группе «Птицы - наши пернатые друзья»

Про      П       Проект направлен на воспитание интереса детей к нашим пернатым друзьям - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.х...