Конспект НОД для детей старшего возраста "Государственные символы России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Любовь Викторовна

Этот материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста с целью познакомить их с государственными символами России: флаг, герб, гимн; уточнения представления  о России как о государстве, в котором они живут;  развивития познавательного интереса к историческому наследию России, эмоционально – патриотического воспитания символики России, чувства любви и гордости к Отечеству; воспитыватания чувства любви и уважения к своей многонациональной стране, гордости за  Россию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyayatie.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

«Государственные символы России»

Цель: формирование системных представлений о государственной символике родной страны у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить детей с государственными символами России: флаг, герб, гимн;

- уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к историческому наследию России, эмоционально – патриотического воспитания символики России, чувства любви и гордости к Отечеству;

- развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, развитие гражданского самосознания.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, чувство любви и уважения к своей многонациональной стране, гордости за свою страну - Россию.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов о России, загадки о символики России, прослушивание аудиозаписи гимна, рассматривание карточек с символикой России.

Материалы и оборудование: слайды о символике России, ноутбук, карточки с символикой: флаг, герб, фонограмма гимна, карандаши для самостоятельной деятельности, альбомный лист, флажки по количеству детей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический

Ход нод.

1. Вводная часть.

Воспитатель. Дети, давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки. Теперь встанем в круг, возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем наш ритуал приветствия:

 Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Замечательно! Какие вы у меня молодцы!

Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией! Можно отправляться в страну «Знаний».

 II. Основная часть.

Воспитатель. Сегодня мы продолжим беседу о государственных символах России: что-то повторим, а с чем-то познакомимся впервые. 

Ребята, послушайте загадку.

Где белоствольные берёзки

Растут кругом под небом синим?

Они милы и так неброски,

Берёзки родом из…

Дети: России.

Воспитатель. Правильно, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.

Ребята, давайте подойдем к географической карте мира и рассмотрим её.

- На планете много разных стран, но самая большая и красивая - это наша страна. Как она называется? (Россия)

-Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, необъятная, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая) (Далее воспитатель показывает на карте территорию).

- Наша Родина огромная, просторная и необъятная, в ней много озёр, морей и рек, гор. Ни одно государство не имеет такой территории, как Россия.

Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Воспитатель.  А как можно назвать всех людей, которые постоянно живут в этой стране?
Ответ детей: граждане, жители, россияне.

Воспитатель. Значит мы кто?

Дети: Россияне.

Воспитатель. Россия – величественная и прекрасная страна! Мы с вами живём в ней и называют нас, правильно – россиянами. И этим нужно гордиться!

Воспитатель. Вы, конечно, знаете, что на земном шаре множество и других стран – больших и маленьких. И у каждого из этих стран есть свои государственные символы.

А какие символы у России, вы узнаете, отгадав загадки.

1.Есть главная песня у нашей страны.

Услышав её, мы вставать все должны.

Единству народа поётся в ней слава,

И восхваляется наша держава.

Дети: Гимн.

2.По ветру вьется полотно,

К шесту оно прикреплено,

У полотна три цвета.

Кто ответит, что же это?

Дети: Флаг.

3.Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй.

Дети: Герб.

Воспитатель. Правильно, это – гимн, флаг и герб.

Они объединяют людей страны, служат опознавательными знаками страны. Что же такое гимн?
Дети:  гимн – главная песня государства.

Воспитатель. Верно! Это музыкальное произведение, торжественное, величественное. Его исполняют в особых, важных случаях:  на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях. Каждый гражданин России должен знать Государственный гимн своей Родины.

Хочу еще добавить, что, когда играет гимн России, нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом, мы проявляем уважение к своей стране.

Давайте послушаем один куплет Гимна России. (Звучит гимн, все слушают стоя).

            Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель. Слова гимна – особенные, они несут высокий патриотический смысл, ведь мы гордимся своей Родиной, её просторами, народом, достижениями.  Кто же создатели Государственного гимна России?

Это поэт Сергей Владимирович Михалков и композитор Александр Васильевич Александров.

Поэт написал слова, композитор – музыку.

Воспитатель. - Ребята, а теперь  посмотрите на доску и найдите среди других флагов – наш Российский флаг.

(Дети находят флаг).

Воспитатель. Молодцы! У России флаг трёхцветный, его часто называют триколором. Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед. Действительно, на нашем государственном флаге три ярких полосы красная, синяя, белая. Каждая полоса несет свой определенный смысл.

Вспомните, что означает белый цвет? – Это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет? – Это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

Что означает красный цвет? - Красный цвет – цвет силы и мужества. Это кровь, пролитая за Родину.

Поэтому его и называют триколор, три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить.  В конце августа в России отмечают праздник -  День российского флага.
Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам встать и взять флажки и поиграть со мной и немножко отдохнуть.

 (Дети выполняют движения согласно тексту).

1,2,3,4,5- поочередно соединяют пальцы обеих рук

Будем мир мы защищать-жмут руки друг другу

На границе встанем- поочередно вытягивают руки вперед

всех врагов достанем

будем чаще улыбаться- повороты с улыбкой друг к другу

А не ссориться и драться- обнимаются.

 (Дети садятся на свои места.)

Воспитатель. А сейчас все вместе рассмотрим герб.

Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел. Всадник, побеждающий змея).

Воспитатель. Правильнона гербе изображен орел с двумя головами его так и называют двуглавый орел.

Ребята, посмотрите одной головой он смотрит на запад, а другой на восток. Как вы думаете для чего?

(Ответ детей)

 Воспитатель. Наша страна мирная, она не желает войны. Поэтому орел смотрит, чтобы никакой враг не смог помешать мирно жить.

А что означает изображение всадника? (Победу добра над злом).

-  Где можно увидеть изображение герба России? (На монетах, документах).

Воспитатель. Есть у России и другие символы характерны только нашей страны, это русские матрёшки, песня «Калинка», хоровод «Во поле берёза стояла». Этот хоровод водили много - много лет назад, его знают до сих пор.
Предлагаю всем встать в хоровод.

Игра – хоровод «Во поле берёза стояла».

Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.

Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.

Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стоя - ла.

Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.

В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.

Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.

Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.

Воспитатель. Ребята, проходите на свои места.

3. Заключительная часть.  Задание «Моя мечта»

воспитатель. Ребята, давайте мы подумаем, помечтаем.  Чтобы вы сделали хорошего, полезного и доброго для своей страны, когда вырастите? (Ответы детей).

Воспитатель.  А пока вы маленькие, я предлагаю вам подойти к столу, выбрать подарок (шаблоны рисунков: ромашка, матрешка, березка, мишка, балалайка и.т.д.)  для своей страны и объяснить, что вы хотели об этом сказать.

Самостоятельная деятельность: раскрашивание рисунков.

Итог занятия.  

Воспитатель. Вы - маленькие россияне. Вы вырастите и сделаете нашу страну крепкой и могучей, для этого надо любить своих друзей и близких. Учиться и узнавать много нового и интересного, мечтать и стремиться к цели.

Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о российском флаге, символах нашей страны.  Я предлагаю вам рассказать об этом вашим папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Пусть они гордятся своим юными россиянами.

Предложить вспомнить стихи о Родине.

Рефлексия: А что нового вы узнали сегодня о России, государственных символах?

Какое новое слово мы сегодня узнали?

Как вы, считаете, справились ли вы с работой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"

Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России" в старшей и подготовительных группах.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Государственные символы нашей Родины: Герб и флаг России"

На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотич...

Конспект занятия для детей старшей группы «Флаг России»

Цель: воспитать у дошкольников чувство патриотизма.Задачи: познакомить детей с государственным флагом России (цветовое решение, расположение полос) формировать представление о значении государств...

Конспект ННОД для детей старшего дошкольного возраста «Россия- Родина моя»

Конспект ННОД для детей старшего дошкольного возраста«Россия- Родина моя»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Символы России»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Символы России»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  "Символы России" (Гимн, Флаг, Герб).Цель: фо...

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе " Символы России"

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группеТема "Символы России"Воспитатель:Новожилова Анастасия Сергеевна...