Экологическая квест-игра "Спасём природу!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Экологическая квест-игра "Спасём природу!" направлена на повышение экологической культуры детей и расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой. Игра разбита на станции, каждая из которых имеет свои опознавательные знаки. Команда ходит по станциям и получает различные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая квест-игра «Спасём природу!» 

Цель: формирование экологических знаний у детей, посредством игровой деятельности квест-технологии; создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре.

Задачи:

1. Образовательные:

Обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды; формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и защите; закреплять знания и навыки поведения в природе; уточнить и обобщить представления детей о разнообразии леса, знания об обитателях леса, правила поведения в нём.

2. Развивающие:

Развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе; развивать умение анализировать содержание вопросов и давать полный ответ на них.

3. Воспитательные:

Воспитывать  умение работать в команде, соблюдать правила игры; воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

закреплять умения классифицировать и называть насекомых при помощи складывания целого изображения из нескольких частей.

Оборудование: карта, цветные буквы слова «ЧЕЛОВЕК», карандаши, картинки животных и их детёнышей, разрезные картинки насекомых, карточки с изображением: зимующих и перелетных птиц; мухомора; дятла; лягушки, скворца; дождевого червяка; письмо с вопросами от тётушки Совы, игра «Если я приду в лесок», пластиковые бутылки, пакеты, таз с водой.

Ход игры:

Воспитатель: 

Вводная часть:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, а так же поздороваемся друг с другом (приветствие детей, дети берутся за руки, образовывая круг).

Игра на общение (в хождение в деятельность – круг дружбы).

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!

Мотивация на игру:

Гуляя по лесу, по берегу реки, наслаждаясь звуками, красками природы, вдыхая чистый ароматный воздух, человек становится здоровее.  Богат и разнообразен мир нашей природы, она хранит много секретов, которые человеку ещё не удалось разгадать. Но, к сожалению, с каждым годом леса и водоёмы беднеют. Становится меньше животных, рыб, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. А вы знаете, почему это происходит? Кто в этом виноват?

- А, чтобы точно узнать, кто в этом виноват больше всех, для этого мы с вами отправимся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие в мир природы. Вам на пути встретятся разные препятствия и трудные задания, справившись с которыми, вы получите буквы. Собрав буквы, вы узнаете кто больше всех вредит природе.

- Вы готовы «спасти природу?»

- Да.

(Дети получают карту с указанием станций, которые им встретятся на пути, и выдвигаются в путь.)

(Целью путешествия станет поиск правильных ответов, за которые дети получат по одной букве.)

- На карте цифрой 1 обозначена первая станция, которая называется «Лесная поляна».

1. Станция «Лесная поляна»

Воспитатель:

- На этой станции вы должны распределить птиц по группам: зимующие и перелетные (дети выставляют картинки на мольберт, затем все вместе проверяют).

- Вы справились с этим заданием, и поэтому, получаете первую букву-букву «Ч».

- Дальше нас ждёт следующая станция…

2. Станция «Животные»

 - Не соблюдали дети правило «В лесу соблюдайте тишину» и потеряли животные своих детёнышей. Поможем им найти своих детёнышей?

Игра «Помоги найти детёнышей?»

-  Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием. И получаете вторую букву-букву «Е». 

 На пути у нас станция…

3.  Станция  «Вопросы тетушки Совы» (конверт с вопросами)

      

1. Кто в лесу без топоров строит избу, без углов?  (Муравей) 

2. Какой гриб носит название животного?  (Лисичка)

3. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?  (Кукушка)

4. Какая птица охотится ночью?  (Сова)

5.Что относится к живой природе? (Человек, растения, животные, грибы, микробы)

6. Что относится к неживой природе?  (Солнце, воздух, вода, камни)

7. Главный враг леса?  (Пожар)

8. Какое животное называют кораблем пустыни?  (Верблюд)

9. Книга, в которую занесены редкие исчезающие животные, растения, грибы, нуждающиеся в защите и охране. (Красная книга)

10. Лиственное дерево с белой корой и символ России.  (Береза)

11. Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. (Заповедник)

12. Самые красивые насекомые, которые превращаются из гусеницы в крылатое, обворожительное существо. (Бабочки)

                                              

- Вы молодцы, ребята.

За это задание вы получаете букву «Л» и продолжаем двигаться по нашему маршруту.

- На пути у нас станция…

4. Станция Игра «Воздух, Земля, Вода»

Задание 1.

Я буду бросать мяч и говорить слова, если назову слово «воздух», то ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу, на слово «земля» - животные, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Воспитатель: с этим заданием вы справились на отлично, но здесь еще одно задание:

Задание 2.

«Карточку посмотри и о его пользе, кто изображен расскажи».

Мухомор – лечатся животные: лоси, медведи, олени.

Дятел – лесной доктор – убивает личинок жуков короеда из-под коры деревьев и строит новые дупла для других птиц и животных.

Лягушка – ловит насекомых с неприятным запахом и вкусом, которых не едят птицы.

Скворец – за день ловит столько вредителей, сколько он сам весит.

Дождевой червяк – рыхлит землю, улучшает приток воды и воздуха к корням растений.

- И с этим заданием вы справились отлично. За выполнение этого задания вы получаете букву «О»

- Предлагаю продолжить наш путь и отправиться на станцию…

5. Станция «Насекомые»

Кто – то напугал насекомых. Перепутались они. Нужно из частей собрать целое и назвать насекомое.

- И с этим заданием вы справились отлично. За выполнение этого задания вы получаете букву «В»

- Предлагаю продолжить наш путь и отправиться на станцию…

6. Станция «Экспериментальная»

- Как вы думаете, что будет с нашими водными ресурсами, если мы будем засорять их? Попробуем, проведём эксперимент

(опыт: в воду бросают пластиковые бутылки, пакеты и др.)

Под воздействием воды, солнечного света пластик распадается на маленькие кусочки. Эта взвесь из воды и пластика воспринимается рыбами как пища. В результате пластик попадает внутрь морских существ. Морские обитатели погибают и передают съеденный пластик дальше по пищевой цепочке тем морским животным, которые съедают их тела. Пластик не растворяется 1000 лет.

Вывод: пластиковые бутылки, пакеты и другой мусор засоряют водоёмы и наносят вред морским обитателем.

- Хорошо и за это следующая буква «Е».

- И наконец, осталось посетить последнюю станцию, которая называется…

7. Станция «Безопасная»

Знаете ли вы, ребята, правила поведения в лесу? Это мы сейчас проверим.  

Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». 

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»! И найти это правило.

- Если я разрушу гнезда,

заберу домой птенца? (нет)

Правильно, ребята, так поступать нельзя. Ведь для птиц лес –  это дом и они могут погибнуть.

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем.

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

- Ой, как больно укусил, муравьишка маленький,

Вот сейчас я растопчу их домишко славненький! (нет)

- Да, друзья, муравьи большие труженики и если мы растопчем их домик, то они погибнут.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

- Вы, правы, ребята!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

- Если разведу костер, А тушить не буду? (нет)

- Конечно, так поступать нельзя, костер обязательно нужно потушить.

Нельзя костер бросать в лесу,

Костер в лесу несет беду.

Пожар в лесу может случится.

Без дома будут зверь и птица.

- Если я побью бутылки, ведь они мне не нужны….(нет)

- Правильно, нельзя так поступать, ведь может пораниться зверь или другой человек.

 - Если бабочку поймаю,

В баночку  ее запру… (нет)

- Если сильно насорю

И убрать забуду… (нет)

- Если мусор уберу,

                                                   Банку закапаю? (да)

- А если не нашли эти правила, то что можно сделать? (Нарисовать)

- А какие правила у нас ещё остались? Расскажите?

- Молодцы, ребята. Да, природой лучше любоваться, а не разрушать ее. А за то, что вы так хорошо знаете правила поведения в лесу. Вы получаете последнюю букву «К».

-Теперь мы сможем поставить все буквы на свои места. Посмотрите, это слово «ЧЕЛОВЕК». Значит, кто виноват больше всех, что с каждым годом леса и водоёмы беднеют? А вы будете так себя вести на природе? Будете соблюдать правила? Расскажите об этих правилах взрослым. Что будет с природой дальше, зависит только от нас. 

Природа будет нас радовать ещё долгие годы, а если мы будем её охранять и беречь! Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.

 - Ребята, вы сегодня молодцы! И природа решила порадовать вас своими дарами – угощение фруктами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско – родительский экологический проект « Береги природу!»

Формирование экологической  культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного пове...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

методическая разработка экологического праздника "Берегите природу"

Этот сценарий развлечения разрабатывался мной для старшей группы с участием родителей....

Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...

Экологический рассказ о природе для дошкольников "Берегите, дети природу!"

Рассказ преднозначен для детей дошкольного возраста, который учит малышей беречь природую...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....