Эксперименты со снегом и льдом.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Родионова Елена Геннадьевна
"Неизведанное рядом"
 
       Творческие и познавательные опыты со снегом и льдом. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
       Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. 
       Через опыты со снегом, водой, льдом дети узнали, как меняется объём в зависимости от их температуры.
       Что если заморозить солёную сладкую воду, то лёд останется по-прежнему пресный. Очень удивились ребята когда лизнули лёд.
       Да, замёрзшая и превращающая в лёд вода, как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы, поэтому мы сделали вывод, что замораживание очищает воду.
       Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявления творчества. Кроме этого, дети научились действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата, делать самостоятельно выводы, рассказывать о своих наблюдениях.

         Цель: Развитие опытно-экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега и льда.

         Задачи:

* Узнать, что такое снег и как он образуется.

* Изучить свойства снега.

* Определить чистоту льда.

* Воспитывать любовь к природе.

 

Опыт № 1. «Какие свойства?»

 

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Проблема: «Какие свойства?»

Материалы и оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом.

Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют).

 

Опыт № 2. Замерзание жидкостей.

 

Цель: познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Проблема: Какая жидкость замерзает быстрей?

Материал: Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход: Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят стаканчики с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

 

Опыт № 3. Разноцветные сосульки.

 

Цель: помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

Материал: вода, краски.

Оборудование: формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности.

Ход: Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки.

Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели.

Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцветных сосулек.

Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.

 

Опыт №4 «Что такое лед?»

 

Цель: выяснить, как вода превращается в лед.

Ход: взять две емкости с одинаковым количеством воды. Одна емкость выносится на улицу, а другую оставить в группе. На следующий день — в одной емкости вода превратилась в лед, так стояла на улице; в другой емкости вода была комнатной температуры и льда не образовалось.

Вывод: Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.

 

Опыт №5 «Прозрачность льда»

 

Цель: Наблюдение за льдом, выявление его свойств.

Ход: предложить детям пройти по кромке льда, выяснить, почему он хрустит. (Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами). чтобы убедиться, что лед прозрачный, надо в емкость с водой поместить различные предметы и выставить на улицу. Утром рассматриваем и приходим к выводу, что все предметы, которые опускали в воду видны сквозь лед.

Вывод: Предметы видны потому, что лед прозрачен.

 

Опыт №6 «Вода и снег»

 

Цель: с помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.

Ход: внести в группу лед и снег и выяснить, что быстрее растает. Взять три емкости с рыхлым снегом, с

 

Опыт  №7 «Что легче снег или вода?»

 

Ход: Дети на прогулке набирали в ведёрко снег, не прихлопывая его лопаткой, и сравнивал с таким же ведром, наполненным водой.  Делали вывод, что ведро с водой тяжелее, чем ведро со снегом.

Вывод: Снег легче воды, так как он состоит из легких, пушистых снежинок, между которыми много воздуха, а капельки воды соединены плотно и в ней нет воздуха.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наблюдение за снегом и льдом"

Конспект занятия по экологии в старшей группе....

Экспериментирование со снегом и льдом.

Наблюдение за таянием снега и льда. Закрепление знаний детей о природных явлениях. Развитие логического мышления....

Эксперименты со снегом и льдом

Эксперименты со снегом и льдомУже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много разных вопросов. Зима — отличный период для проведения опытов со снегом и льд...

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности со снегом и льдом в подготовительной группе «Эксперименты на прогулке зимой».

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности со снегом и льдом в подготовительной группе         «Эксперименты на прогулке зимой».Цель: фор...

Опыты и эксперименты со снегом и льдом.

Цель: Расширить и закрепить представления детей, снега и льда.Задача: Познакомить детей и физическими свойствами снега и льда. Способствовать развитию наблюдательности и интереса к эксперименталь...

Игры-эксперименты со снегом и льдом в младшей группе

Опытно-экспериментальная деятельность со снегом и льдом в младшей группе с целью расширения представлений детей о физических свойствах снега и льда....

«Зимние чудеса»- эксперименты со снегом и льдом в младшей группе детского сада

      Зимнее время года особенно привлекательно для малышей. Дети очень любят играть со снегом. Гуляя с детьми на прогулке зимой, обязательно покажите малышам свойства снега. В р...