"Каркуша и её друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Альмухаметова Лилия Шахидулловна

Конспект коррекционного занятия с детьми ЗПР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karkusha_i_eyo_druzya.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия

по ознакомлению с окружающим миром

с детьми ЗПР (средняя группа)

Учитель-дефектолог Альмухаметова Л.Ш.

Тема занятия: «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»

Тип занятия: Подгрупповое

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

- Закрепить знания детей о зимующих птицах, упражнять в назывании птиц, а так же с опорой на иллюстрацию;

- Уточнить и расширить знания детей о рационе питания птиц;

- Учить называть обобщающим понятием «Зимующие птицы»;

Коррекционно-развивающие:

- Развивать умение различать и называть зимующих;

- Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, тактильную чувствительность, память, логическое мышление, операции мышления (анализ, классификация, обобщение), мелкую моторику, упражнять в ориентировке в пространстве;

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать навыки культуры поведения в природе;

- Воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать педагога;

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1. Плоскостные фигуры зимующих птиц

2. Фонограмма с голосами птиц

3. Мешочки с семенами тыквы, подсолнечника, хлеба, сала, пшена.

4. Ковролин, елка

5. Карточки -подсказки

Раздаточный материал:

1. Разрезные картинки: синичка (3 части, снегирь, сорока, синица, дятел)

2. Картинки с изображением «угощения» для птиц,

3. Иллюстративный материал к игре «4 лишний», фишки

4. Светофоры «Да-нет»

5. Заготовки из картона с продернутой веревкой, клейстер, в блюдцах семена, кисть для клея, клеенка, салфетки влажные.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Дефектолог: Ребята, к нам сегодня прилетела гостья.

 Кто это? (Это ворона Каркуша) Она очень расстроенная.

Что случилось, Каркуша?

Каркуша: Я сегодня проснулась утром. И не услышала пения своих друзей- птиц.

Дефектолог:  А кто же твои друзья?

Каркуша: Это птицы, которые живут рядом с нами, проводят здесь зиму. Вы, конечно же знаете их.

Дефектолог: Ребята, вы знаете, что это за птицы? (ворона, дятел, снегирь, синица, сорока) Как их можно назвать? (зимующие птицы)

А почему же они перестали петь? (потому что птицам голодно и холодно)

Как же им помочь?

Каркуша: Кажется, я знаю, как помочь птицам. Мои друзья оставили карточки-подсказки (условные обозначения заданий), по ним мы поймем, что нужно делать. Если мы выполним задания, то снова услышим пение птиц.

Дефектолог: Ребята, поможем птицам?

1 подсказка (зашумленная картинка)

Дефектолог:  Для начала нам нужно узнать, как зовут друзей Каркуши. Для этого, вам нужно узнать птицу, которая спряталась за веткой.

 (дети отгадывают по силуэту птиц, проверяют ответ)

2 подсказка (елка)

У друзей Каркуши есть место, где они любят собираться, это дерево, которое стоит зеленым круглый год. Что это за дерево? (Елка) И у каждой птицы есть свое место.

Ориентировка в пространстве.

Расположите птиц по своим местам. Воробей сидит на левой стороне дерева, синица сидит на правой стороне дерева, вверху сидит снегирь, под деревом любит ходить ворона, а дятел находится в центре.

 

Игра на зрительную память.

Дефектолог: Птицы хотят с вами поиграть. Закройте глаза. Сейчас одна из птиц улетит. Открывайте глаза, какой птицы не стало? Что изменилось? (педагог убирает одну из птиц, птицы поменялись местами, проиграть 2-3 раза)

3 подсказка (кусочки картинки)

Каркуша: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла! Это еще одна подсказка.

                  (На доске разрезные картинки)

Каркуша: Кто же это, не пойму?

Дефектолог: Не суетись, Каркуша, мы с ребятами сейчас разберемся, если сложить части картинки, то получится целая птица.

                   Дети складывают части птиц. (голубь, сорока, снегирь, синица)

Каркуша: Какие вы молодцы, теперь я узнала своих друзей.

4 подсказка (зачеркнутая цифра 4)

Каркуша: еще одна подсказка, ничего не понимаю, что означает…

Дефектолог: Кажется я знаю, что нужно делать. Нужно найти на картинке лишнюю птицу.

(фишкой надо закрыть лишнюю птицу и объяснить свой выбор)

Каркуша: Здорово вы справились с заданием. А сейчас немного отдохнем.

Каркуша: А вот и следующая подсказка (кормушка).

Кажется, я начала понимать, отчего смолкли голоса птиц… А вы как думаете, ребята? (кажется птицы голодные и поэтому не поют)

Дефектолог: Все верно, птицам тяжело найти корм под снегом.

Кто им может помочь? (Люди. Они прилетают ближе к людям за помощью) 

Как люди могут помочь птицам? (Взрослые делают для птиц кормушки и насыпают в них корм) 

А что же любят есть птицы? (крошки хлеба, семечки) 

Упражнение на тактильную чувствительность.

Дефектолог: У меня есть мешочки, в них пища для птиц, нужно на ощупь определить, что в мешочке. (арбузные семечки, пшено, тыквенные семечки, подсолнечные семена, хлеб, сало, конфеты, сосиски)

3.Практическая часть

Дефектолог: Сейчас мы с вами сделаем угощение для Каркуши и ее друзей.

(На столе заготовки из картона с продернутой веревкой, клейстер, в блюдцах семена, кисть для клея, клеенка, салфетки влажные)

Дефектолог: Инструкция: нужно покрыть клеем заготовку, а потом обсыпать или обвалять в семенах. Когда клей подсохнет, семена останутся на заготовке. И можно будет повесить лакомство на дерево.

Кажется мы справились со всеми заданиями.

Слуховая память и восприятие.

Дефектолог: Вы ничего не слышите? (включается запись голосов птиц дятла, вороны, воробья, голубя)

Чей голос услышали? (дети отвечают)

Итог занятия

Игра «да-нет» (со светофорами)

К вам в гости прилетала ворона Каркуша? (да)

Вы отгадывали птиц, которые спрятались за веткой? (да)

Дятел сидел под елкой? (нет)

Вы собирали птиц из разрезных картинок? (да)

Вы играли в мяч? (нет)

Вы сделали лакомство для зимующих птиц? (да)

Вам понравилось помогать птицам? (да)

Каркуша: Вы молодцы, теперь мои друзья будут лакомится вашим угощением и вы каждый день будете слышать их пение. До свидания, ребята.

Дефектолог: До свидания, Каркуша.

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия

по ознакомлению с окружающим миром

с детьми ЗПР (средняя группа)

Тема занятия: «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»

Тип занятия: Подгрупповое

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

- Закрепить знания детей о зимующих птицах, упражнять в назывании птиц, а так же с опорой на иллюстрацию;

- Уточнить и расширить знания детей о рационе питания птиц;

- Учить называть обобщающим понятием «Зимующие птицы»;

Коррекционно-развивающие:

- Развивать умение различать и называть зимующих;

- Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, тактильную чувствительность, память, логическое мышление, операции мышления (анализ, классификация, обобщение), упражнять в ориентировке в пространстве;  продолжать развивать ручной праксис на основе продуктивной деятельности.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать навыки культуры поведения в природе;

- Воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать педагога;

Для реализации этих задач была проведена подготовительная работа, которая включала в себя различные виды деятельности, это и использование демонстрационного материала, чтение художественной литературы, музыкальное и видео- сопровождение, игры -подвижные, дидактические, настольно-печатные, продуктивная деятельность.

           В ходе проведения занятия были использованы различные приемы и методы для повышения познавательной активности:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (демонстрационный и раздаточный материал по теме «Зимующие птицы», фонограмма «Голоса птиц»)

3. Практический (изготовление лакомства для птиц);

4. Игровой (сюрпризный момент - кукла-Каркуша, задания с опорой на подсказки)

Приемы: игровой, пояснения, указания, показ,  поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

          

           В начале занятия использовала сюрпризный момент. Приход  в гости куклы - Каркуши  вызвал у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, то есть появилась проблема, нужно было найти решение. На протяжении всего занятия дети выполняли задания, касающиеся этой темы.

Во время занятия использовались игры и упражнения, направленные на развитие внимания, операций мышления (анализ-синтез, обобщение, классификация), формирование у детей умения высказывать элементарные умозаключения и выводы, развитие памяти - зрительной и слуховой, обогащение сенсорного опыта на основе игры на тактильную чувствительность, развитие зрительного и слухового восприятия, ориентировке в пространстве.

 

Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, утомления не наблюдалось.

      

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»

Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...

конспект индивидуальной логопедической образовательной деятельности (автоматизация звука Ш) "В гости к Каркуше-говоруше"

Конспект для проведения логопедического занятия для ребенка-дислалика старшей группы детского сада....

Каркуша в гостях у ребят

Конспект занятия в средней группе по разделу "Введение в грамоту"...

Непосредственно образовательная деятельность "Каркуша в гостях у зимующих птиц" средняя группа

Образовательная деятельность очень важна для детей. НЕпосредственная образовательная деятельность дает право ребенку выбирать чем он будет заниматься. Наша задача взрослых заинтересовать его....

03Вечер развлечения "Каркуша в гостях" - (знакомство с вороной) - к проекту

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3899258","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"122","width":"90"}}]]Цели:Дать знания о птице - вороне, её строении.Познакомить...

конспект НОД "Свойства воды. Проделки Каркуши"

использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе воспитания и обучения дошкольника....