Конспект ООД по познавательно - речевому развитию детей в старшей группе "Путешествие в осенний лес"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Конспект составлен по произведениям Ирины Пивоваровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_puteshestvie_v_osenniy_les.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в осенний лес»
Составила:
воспитатель МДОУ №6
Андросова И.А.
Цель: уточнить и расширить знания детей об осени, жизни животных и птиц в осенний период, формировать познавательный интерес, любовь к природе посредством творчества детского писателя И. Пивоваровой.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять знания детей о признаках осени, её характерных особенностях.
умения классифицировать птиц (перелётные, зимующие), различать по листьям деревья, соотносить животных с отпечатками лап;
Развивающие: развивать ассоциативное и логическое мышление, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества при работе в команде (игра «Соберем грибы»), любовь и бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
«Познавательное развитие»
Формировать целостную картину мира.
«Социально – коммуникативное развитие»
Воспитывать умение действовать в играх.
«Речевое развитие»
Развивать навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками.
Активизировать словарь по теме: осень, ввести в словарь новое слово – егерь, тулупчик. Развивать интерес к художественному слову. Учить выразительно читать наизусть стихотворения, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка. Воспитывать к художественной литературе
Систематизировать знания детей о способах сохранения здоровья человека: в лесу чистый воздух.
«Физическое развитие»
Формировать потребность в двигательной активности. Систематизировать знания детей о способах сохранения здоровья человека: в лесу чистый воздух.
«Художественно - эстетическое»
Развивать положительные эмоции при слушании музыки
Предварительна работа:
Чтение и заучивание наизусть стихотворений И.М. Пивоваровой, рассматривание иллюстраций, рисование любимых сюжетов к этим произведениям. Беседы об осени, рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок о временах года, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций).
Интеграция видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Материалы и оборудование: экран с проектором, презентация «Осенний лес», четыре мольберта с магнитными досками, стол, дидактический материал к играм «С какого дерева листок» ( изображения деревьев, листья дубовые, кленовые, березовые), «Чьи следы», «Соберем грибы» (две корзинки, изображение белки и ежика, грибы), музыка для сопровождения демонстрации картин на тему осень, шапочки ежа и сороки для инсценировки стихотворений.
Методы и приёмы:
- наглядные – использование ИКТ;
-словесные – использование художественного слова, отгадывание загадки, вопросы, объяснение, педагогическая оценка;
- практические - игровые упражнения;
- игровые - дидактические игры, проблемная ситуация, воображаемые ситуации.
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Какие вы сегодня веселые, ласковые, как солнышко. Давайте поприветствуем друг друга и поделимся своим теплом и хорошим настроением с теми, кому вдруг захотелось немного погрустить.
Пусть наша добрая улыбка
(руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом
(руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни
(руки вперед, пальцы, как солнечные лучики)
Делится счастьем и добром!
(руки в стороны).
Воспитатель: Ну а если у вас такое сегодня хорошее, радостное настроение, тогда я предлагаю вам отправится в путешествие. Ведь путешествовать можно только с хорошим настроением А вы знаете что такое путешествие?
Дети: Путешествие – это поход, поездка куда – либо.
Воспитатель: А как называют людей которые отправляются в путешествие?
Дети: путешественники.
Воспитатель: А для чего люди путешествуют?
Дети: чтобы узнать что-то новое, интересное, понаблюдать за природой, животными.
Воспитатель: Я хочу вам предложить игру «Доскажи словечко» Если правильно доскажите словечко, то узнаете куда мы сегодня совершим путешествие. (отрывок из стихотворения И. Пивоваровой «Разговоры с лесом»)
Вьется тропка.
Робко, робко тропка по лесу идет.
То укроется под кустик ,
То под елкой ……(пропадет).
.Дети: пропадет.
Воспитатель: Так куда же мы сегодня отправимся ребята? Правильно, в лес. Лес это дом для растений, животных и птиц. А как надо вести себя если приходишь в чужой дом?
Дети: Не шуметь, ……….
Воспитатель: Тогда не будем терять время, закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Повертелись, покружились
И в лесу мы очутились»
В лесу так красиво, чудесно кругом.
Мы в лес осторожно, спокойно войдём.
Воспитатель: Ребята, почему говорят, что в лесу дышится легко.
Дети: В лесу воздух очень чистый и свежий, очень полезен для здоровья.
Воспитатель: Давайте подышим запахами осеннего леса. (упражнение на дыхание)
Воспитатель: а сейчас посмотрите, как красиво в осеннем лесу.
Просмотр слайдов с изображением осеннего леса с музыкальным сопровождением. (Слайд № 2,3,4,5). Когда появляется картина с изображением листопада (Слайд № 6,7) ребенок читает стихотворение И. Пивоваровой «Осенний клад»
Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
А кто ребята, написал это стихотворение.
Дети: Ирина Пивоварова.
Воспитатель: (Слайд №8) Ирина Пивоварова русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. На их страницах всегда присутствует задорный смех, веселая игра, смешные песни. О каких же золотых монетках говорит автор в своем стихотворении?
Дети: о листьях
Воспитатель: Как называется явление природы, когда опадают листья?
Дети: Это листопад.
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько под ногами разноцветных листьев.
Я предлагаю вам поиграть с осенними листочками.
Игра « С какого дерева лист?» (Дети ищут в группе заранее развешанные картинки деревьев и «дарят» им свои листья).
Воспитатель: Ребята, а почему в лесу так тихо, не слышно птичьих голосов. только шорох листьев. Куда исчезли птицы.
Дети: Птицы улетают осенью в теплые края.
Воспитатель: Как называют таких птиц?
Дети: Перелетными.
Воспитатель: А какие птицы улетают на юг?
Дети: В теплые края от нас улетают ласточки, стрижи, скворцы, трясогузки, кукушки, цапли.
Воспитатель: Не все птицы улетают. Какие птицы остаются с нами зимовать?
Дети: дятел, ворона, синица, снегирь, клёст.
Воспитатель: Ой ребята посмотрите, а это кто скачет с ветки на ветку.
(Слайд № 9)
Дети : Это воробей.
Воспитатель: А как вы думаете, он боится холодной зимы? Сейчас Саша у него об этом спросит.
Ребенок читает стих-е И .Пивоваровой «Простой секрет»
Почему ты,
Воробей,
Не боишься
Стужи?
– У меня
Секрет простой:
Я и летом,
И зимой
Закалялся в луже!
Воспитатель: А вот еще одна птица, скачет по веткам. Кто это? (Слайд№ 10)
Дети: это сорока.
Воспитатель: Может ей холодно будет зимой в лесу, пригласим ее погостить у нас.
Инсценировка стихотворения И. Пивоваровой «Разговор с сорокой»
Я сороке сказала:
— Сорока,
Погости у меня
Хоть немного!
Я на печке
Тебя поселю,
Мягкий коврик
Тебе постелю,
Сладким чаем
Тебя угощу,
А потом
У тебя
Погощу.
— Нет уж, нет уж!
Сорока сказала. —
Погости
У меня ты
Сначала!
Я на ветке
Тебя поселю,
Тёплый мох я
Тебе постелю,
Самым вкусным
Жуком
Угощу!
А потом
У тебя
Погощу.
Воспитатель: Какие дары приготовила нам осень в лесу?
Дети: грибы
Воспитатель: Осенью в лесу всегда много грибов. Я знаю одну девочку, которая любила собирать грибы, но однажды с ней приключилась вот такая история. (Слайд № 11) Сейчас эту историю нам расскажет Полина.
Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Как я собирала грибы»
Пошла я за грибами-
Корзинку потеряла.
Пока её искала —
Косынку потеряла.
Пока её искала —
Ленту потеряла.
Пока её искала —
Тапочка пропала.
Чтоб мама не ругала,
Пойду искать сначала.
Пока искала тапочку —
Нашла в траве косынку,
Пока искала ленточку —
Нашла в траве корзинку,
А вот и лента с тапочкой!
А рядом — Три волнушки,
Два беленьких,
Два рыжика
И три больших свинушки!
И мама не ругала.
Воспитатель: А кто из лесных жителей любит грибы.
Ответы детей.
Воспитатель: предлагаю помочь детям, собрать грибы для зверюшек. Игра «Собери грибы» (По разные стороны группы стоят две корзинки, рядом с корзинками картинки с изображением белки и ежика).
Мальчики собирают грибы для ежика, а девочки для белочки. Напомнить, что в корзинки надо класть только съедобные грибы.
Воспитатель: Ребята, когда вы находили большие грибы, что вы делали?
Дети: Удивлялись (О-О-О)
Воспитатель: А когда находили сморчки и поганки?
Дети: Огорчались (Ах-ах-ах).
Воспитатель: Где вы находили грибы?
Дети: Под березой, под осиной, под елью, в траве.
Воспитатель: Какие грибы вы находили?
Дети: Подосиновики, подберезовики, маслята, опята, лисички.
Воспитатель: А как еще мы сможем помочь ежику, может надо сшить ему тулупчик.
Инсценировка стихотворения И. Пивоваровой «Ежиный тулупчик»
Жалко мне ёжика:
Ночи так долги,
А иглы не шуба,
Не греют иголки.
Волшебную палочку
Я достаю…
И теплый тулупчик
Ежу подаю.
— Спасибо, мой мальчик!
Спасибо, голубчик!
Какой замечательный
Сшил ты тулупчик!
Жаль, что его
Не смогу я надеть —
Сто двадцать иголок
Мне некуда деть.
— Волшебная палочка,
Ну-ка, за дело! —
Сто двадцать дырок
Она провертела
В тулупчике теплом.
— Носи его, ёж!
Теперь уж, наверно,
Он будет хорош!
— Спасибо, мой мальчик!
Спасибо, голубчик!
Немножко на сито
Похож мой тулупчик.
В нем холод гуляет,
И бьет меня дрожь…
А так-то он впору!
А так-то хорош!
Воспитатель: А сейчас…
Физминутка
- Встанем, надо отдохнуть.
Наши пальчики встряхнуть.
- Поднимайтесь руки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Воспитатель: Ребята, слышите, где –то хрустнула ветка. Как вы думаете кто это может быть.
Дети: волк, лиса, медведь.
Воспитатель: А чем осенью заняты животные.
Дети: Многие животные готовятся к зиме. Заяц меняет цвет шубки, белка делает запасы на зиму, Медведь ищет место для берлоги.
Воспитатель: посмотрите, ребята, выпал первый снег. И на снегу кто-то оставил много следов. Как вы думаете чьи это следы? (Слайд № 12,13,14) Найдем среди них следы зайца и узнаем сменил ли он свою серую шубку на белую.
Ответы детей. (дети находят следы зайца)
Воспитатель: А вот и он. (Слайд №15)
(Чтение ст-я И.Пивоваровой «Заяц»
Заяц лёг на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился:
— В чём же дело?
Был я сер, а стал я бел,
Кто меня переодел?
Воспитатель: Как вы думаете, почему заяц меняет свою серую шубку на белую?
Дети: В белой шубке заяц не заметен на снегу.
Воспитатель: Скажите ребята, а тяжело ли зимой в лесу животным, которые не впадают в спячку?
Дети: Да, животным нелегко добывать себе пищу под снегом, холодно и голодно.
Воспитатель: Совершенно верно. Скажите, а есть ли такая профессия человека, который помогает животным жить в лесу?
Вот послушайте: есть в лесу такой человек, егерь, который помогает животным и растениям в лесу. Он ухаживает за лесом и его обитателями, следит за порядком. Это очень нужная и ответственная профессия. Запомните её название.
Итак, как называют человека, который ухаживает за животными в лесу?
Дети: Егерь.
Воспитатель: А сейчас ребята нам пора с вами возвращаться в детский сад.
Раз, два, три – каждый повернись, в детском садике очутись. Вот мы и вернулись обратно в детский сад.
Было ли наше путешествие вам, ребята, интересным? Что было самым интересным? (ответы детей). А путешествовать это хорошо или плохо. Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ОСЕННИЕ ИСТОРИИ"
Основной программой в нашем ДОУ является программа "Детство". В настоящее время самой используем является игровая технология. Я в своей работе в старшей и подготовительной группе уже длительное время ...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в лес»
Цель: Развитие интеллектуальных компетенций на НОД познавательно-речевой направленности.Задачи:1. Уточнить знания детей о геометрических фигурах, днях недели, месяцах.2....
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «В гости к Винни-Пуху»
Систематизировать знания о приметах весенних месяцев; развивать словесно – логическую память, воображение, мышление. Формировать навыки связанно – речевых высказываний, упражнять в образов...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Насекомые»
Цель: закреплять умение, составлять рассказ по плану воспитателя и его пересказывать; употреблять все формы косвенных падежей, имен существительных в единственном числе; понимать логико-грамматические...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы. Тема: «Дошколята в Живой и неживой природе Севера. Путешествие с Юнной».
МБДОУ ЦРР Детский сад «Танюша» Конспект НОДпо познавательно-речевому развитиюдетей старшей группы.Тема: «Дошколята в Живой и нежи...
Конспект занятия по познавательно- речевому развитию детей в старшей группе «Осеннее путешествие».
Данное зантие может стать итоговым по теме "Осень". Использована развивающая среда Воскобовича В.В. "Фиолетовый лес"....
конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей старшей группы "Приметы весны на хвостах птиц"
занятие по познавательно-речевому развитию детей старшей группы...