Конспект ООД по познавательно - речевому развитию детей в старшей группе "Путешествие в осенний лес"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Конспект составлен по произведениям Ирины Пивоваровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_v_osenniy_les.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в осенний лес»

                                                                                            Составила:

                                                                                 воспитатель МДОУ №6

                                                                                 Андросова И.А.                                                          

Цель: уточнить и расширить знания детей об осени, жизни животных и птиц в осенний период, формировать познавательный интерес, любовь к природе посредством творчества детского писателя И. Пивоваровой.

Задачи:

Обучающие:

закреплять знания детей о признаках осени, её характерных особенностях.

умения классифицировать птиц (перелётные, зимующие), различать по листьям деревья, соотносить животных с отпечатками лап;

Развивающие: развивать ассоциативное и логическое мышление, умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества при работе в команде (игра «Соберем грибы»), любовь и бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

  «Познавательное развитие»

Формировать целостную картину мира.

 «Социально – коммуникативное развитие»

Воспитывать умение действовать в играх.

«Речевое развитие»

 Развивать навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками.

Активизировать словарь по теме: осень, ввести в словарь новое слово – егерь, тулупчик. Развивать интерес к художественному слову. Учить выразительно читать наизусть стихотворения, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка. Воспитывать к художественной литературе

Систематизировать знания детей о способах сохранения здоровья человека: в лесу чистый воздух.

 «Физическое развитие» 

Формировать потребность в двигательной активности. Систематизировать знания детей о способах сохранения здоровья человека: в лесу чистый воздух.

 «Художественно - эстетическое»

Развивать положительные эмоции при слушании музыки

Предварительна работа:
Чтение и заучивание наизусть стихотворений И.М. Пивоваровой, рассматривание иллюстраций, рисование любимых сюжетов к этим произведениям. Беседы об осени,
рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок о временах года, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций).

 Интеграция видов детской деятельностиигровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Материалы и оборудование: экран с проектором, презентация «Осенний лес», четыре мольберта с магнитными досками, стол, дидактический материал к играм «С какого дерева листок» ( изображения деревьев, листья дубовые, кленовые, березовые), «Чьи следы», «Соберем грибы» (две корзинки, изображение белки и ежика, грибы), музыка для сопровождения демонстрации картин на тему осень, шапочки ежа и сороки для инсценировки стихотворений.

 Методы и приёмы:

- наглядные – использование ИКТ;

-словесные – использование художественного слова, отгадывание загадки, вопросы, объяснение, педагогическая оценка;

- практические - игровые упражнения;

- игровые - дидактические игры, проблемная ситуация, воображаемые ситуации.

 Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Какие вы сегодня веселые, ласковые, как солнышко. Давайте поприветствуем друг друга и поделимся своим теплом и хорошим настроением с теми, кому вдруг захотелось немного погрустить.

Пусть наша добрая улыбка

(руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом

(руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни

(руки вперед, пальцы, как солнечные лучики)

Делится счастьем и добром!

(руки в стороны).

Воспитатель: Ну а если у вас такое сегодня хорошее, радостное настроение, тогда я предлагаю вам отправится в путешествие. Ведь путешествовать можно только с хорошим настроением А вы знаете что такое путешествие?

Дети: Путешествие – это поход, поездка куда – либо.

Воспитатель: А как называют людей которые отправляются в путешествие?

Дети: путешественники.

Воспитатель: А для чего люди путешествуют?

Дети: чтобы узнать что-то новое, интересное, понаблюдать за природой, животными.

Воспитатель: Я хочу вам предложить игру «Доскажи словечко» Если правильно доскажите словечко, то узнаете куда мы сегодня совершим путешествие. (отрывок из стихотворения И. Пивоваровой «Разговоры с лесом»)

Вьется тропка.

Робко, робко тропка по лесу идет.

То укроется под кустик ,

 То под елкой ……(пропадет).

.Дети: пропадет.

Воспитатель: Так куда же мы сегодня отправимся ребята? Правильно, в лес. Лес это дом для растений, животных и птиц. А как надо вести себя если приходишь в чужой дом?

Дети: Не шуметь, ……….

Воспитатель: Тогда не будем терять время, закроем глаза и скажем волшебные слова:

«Повертелись, покружились

И в лесу мы очутились»

 В лесу так красиво, чудесно кругом.

Мы в лес осторожно, спокойно войдём.

Воспитатель: Ребята, почему говорят, что в лесу дышится легко.

Дети: В лесу воздух очень чистый и свежий, очень полезен для здоровья.

Воспитатель: Давайте подышим запахами осеннего леса.  (упражнение на дыхание)

Воспитатель: а сейчас посмотрите, как красиво в осеннем лесу.

Просмотр слайдов с изображением осеннего леса с музыкальным сопровождением. (Слайд № 2,3,4,5). Когда появляется картина с изображением листопада (Слайд № 6,7) ребенок читает стихотворение И. Пивоваровой «Осенний клад»

Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

А кто ребята, написал это стихотворение.

Дети: Ирина Пивоварова.

Воспитатель: (Слайд №8) Ирина Пивоварова русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. На их страницах всегда присутствует задорный смех, веселая игра, смешные песни. О каких же золотых монетках говорит автор в своем стихотворении?

Дети: о листьях

Воспитатель: Как называется явление природы, когда опадают листья?

Дети: Это листопад.

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько под ногами разноцветных листьев.

Я предлагаю вам поиграть с осенними листочками.

Игра  « С какого дерева лист?» (Дети ищут в группе заранее развешанные картинки деревьев и «дарят» им свои листья).

Воспитатель: Ребята, а почему в лесу так тихо, не слышно птичьих голосов. только шорох листьев. Куда исчезли птицы.

Дети: Птицы улетают осенью в теплые края.

Воспитатель: Как называют таких птиц?

Дети: Перелетными.

Воспитатель: А какие птицы улетают на юг?

Дети: В теплые края от нас улетают ласточки, стрижи, скворцы, трясогузки, кукушки, цапли.

Воспитатель: Не все птицы улетают. Какие птицы остаются с нами зимовать?

Дети: дятел, ворона, синица, снегирь, клёст.

Воспитатель: Ой ребята посмотрите, а это кто скачет с ветки на ветку.

(Слайд № 9)

Дети : Это воробей.

Воспитатель: А как вы думаете, он боится холодной зимы? Сейчас Саша у него об этом спросит.

Ребенок читает стих-е И .Пивоваровой «Простой секрет»

Почему ты,
Воробей,
Не боишься
Стужи?

– У меня
Секрет простой:
Я и летом,
И зимой
Закалялся в луже!

Воспитатель: А вот еще одна птица, скачет по веткам. Кто это? (Слайд№ 10)

Дети: это сорока.

Воспитатель: Может ей холодно будет зимой в лесу, пригласим ее погостить у нас.

Инсценировка стихотворения И. Пивоваровой «Разговор с сорокой»

Я сороке сказала:
— Сорока,
Погости у меня
Хоть немного!

Я на печке
Тебя поселю,
Мягкий коврик
Тебе постелю,
Сладким чаем
Тебя угощу,
А потом
У тебя
Погощу.

— Нет уж, нет уж!
Сорока сказала. —
Погости
У меня ты
Сначала!

Я на ветке
Тебя поселю,
Тёплый мох я
Тебе постелю,
Самым вкусным
Жуком
Угощу!
А потом
У тебя
Погощу.

Воспитатель:  Какие дары приготовила нам осень в лесу?

Дети: грибы

Воспитатель: Осенью в лесу всегда много грибов. Я знаю одну девочку, которая любила собирать грибы, но однажды с ней приключилась вот такая история. (Слайд № 11) Сейчас эту историю нам расскажет Полина.

Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Как я собирала грибы»

Пошла я за грибами-

Корзинку потеряла.

Пока её искала —

Косынку потеряла.

Пока её искала —

Ленту потеряла.

Пока её искала —

Тапочка пропала.

Чтоб мама не ругала,

Пойду искать сначала.

Пока искала тапочку —

Нашла в траве косынку,

Пока искала ленточку —

Нашла в траве корзинку,

А вот и лента с тапочкой!

А рядом — Три волнушки,

Два беленьких,

Два рыжика

И три больших свинушки!

И мама не ругала.

Воспитатель: А кто из лесных жителей любит грибы.

Ответы детей.

Воспитатель:  предлагаю помочь детям, собрать грибы для зверюшек. Игра «Собери грибы» (По разные стороны группы стоят две корзинки, рядом с корзинками картинки с изображением белки и ежика).

Мальчики собирают грибы для ежика, а девочки для белочки. Напомнить, что в корзинки надо класть только съедобные грибы.

Воспитатель: Ребята, когда вы находили большие грибы, что вы делали?

Дети: Удивлялись (О-О-О)

Воспитатель: А когда находили сморчки и поганки?

Дети: Огорчались (Ах-ах-ах).

Воспитатель: Где вы находили грибы?

Дети: Под березой, под осиной, под елью, в траве.

Воспитатель: Какие грибы вы находили?

Дети: Подосиновики, подберезовики, маслята, опята, лисички.

Воспитатель: А как еще мы сможем помочь ежику, может надо сшить ему тулупчик.

Инсценировка стихотворения И. Пивоваровой «Ежиный тулупчик»

Жалко мне ёжика:
Ночи так долги,
А иглы не шуба,
Не греют иголки.

Волшебную палочку
Я достаю…
И теплый тулупчик
Ежу подаю.

— Спасибо, мой мальчик!
Спасибо, голубчик!
Какой замечательный
Сшил ты тулупчик!

Жаль, что его
Не смогу я надеть —
Сто двадцать иголок
Мне некуда деть.

— Волшебная палочка,
Ну-ка, за дело! —
Сто двадцать дырок
Она провертела
В тулупчике теплом.
— Носи его, ёж!
Теперь уж, наверно,
Он будет хорош!

— Спасибо, мой мальчик!
Спасибо, голубчик!
Немножко на сито
Похож мой тулупчик.

В нем холод гуляет,
И бьет меня дрожь…
А так-то он впору!
А так-то хорош!

Воспитатель: А сейчас…

Физминутка

- Встанем, надо отдохнуть.

Наши пальчики встряхнуть.

- Поднимайтесь руки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель: Ребята, слышите, где –то хрустнула ветка. Как вы думаете кто это может быть.

Дети: волк, лиса, медведь.

Воспитатель: А чем осенью заняты животные.

Дети: Многие животные готовятся к зиме. Заяц меняет цвет шубки, белка делает запасы на зиму, Медведь ищет место для берлоги.  

Воспитатель: посмотрите, ребята, выпал первый снег. И на снегу кто-то оставил много следов. Как вы думаете чьи это следы?  (Слайд № 12,13,14) Найдем среди них следы зайца и узнаем сменил ли он свою серую шубку на белую.

 Ответы детей. (дети находят следы зайца)

Воспитатель: А вот и он. (Слайд №15)

(Чтение ст-я И.Пивоваровой «Заяц»

Заяц лёг на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,

Удивился:
— В чём же дело?
Был я сер, а стал я бел,
Кто меня переодел?

Воспитатель: Как вы думаете, почему заяц меняет свою серую шубку на белую?

Дети: В белой шубке заяц не заметен на снегу.

Воспитатель: Скажите ребята, а тяжело ли зимой в лесу животным, которые не впадают в спячку?

Дети: Да, животным нелегко добывать себе пищу под снегом, холодно и голодно.

Воспитатель: Совершенно верно. Скажите, а есть ли такая профессия человека, который помогает животным жить в лесу?

Вот послушайте: есть в лесу такой человек, егерь, который помогает животным и растениям в лесу. Он ухаживает за лесом и его обитателями, следит за порядком. Это очень нужная и ответственная профессия. Запомните её название.

Итак, как называют человека, который ухаживает за животными в лесу?

Дети: Егерь.

Воспитатель: А сейчас ребята нам пора с вами возвращаться в детский сад.

Раз, два, три – каждый повернись, в детском садике очутись. Вот мы и вернулись обратно в детский сад.

Было ли наше путешествие вам, ребята, интересным? Что было самым интересным? (ответы детей). А путешествовать это хорошо или плохо. Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ОСЕННИЕ ИСТОРИИ"

Основной программой в нашем ДОУ является программа "Детство". В настоящее время самой используем является игровая технология. Я в своей работе в старшей и подготовительной группе уже длительное время ...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в лес»

Цель: Развитие интеллектуальных компетенций на НОД познавательно-речевой направленности.Задачи:1.      Уточнить знания детей о геометрических фигурах, днях недели, месяцах.2....

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «В гости к Винни-Пуху»

Систематизировать знания о приметах весенних месяцев; развивать словесно – логическую память, воображение, мышление. Формировать навыки связанно – речевых высказываний, упражнять в образов...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Насекомые»

Цель: закреплять умение, составлять рассказ по плану воспитателя и его пересказывать; употреблять все формы косвенных падежей, имен существительных в единственном числе; понимать логико-грамматические...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы. Тема: «Дошколята в Живой и неживой природе Севера. Путешествие с Юнной».

МБДОУ ЦРР Детский сад «Танюша»         Конспект НОДпо познавательно-речевому развитиюдетей старшей группы.Тема: «Дошколята в Живой и нежи...

Конспект занятия по познавательно- речевому развитию детей в старшей группе «Осеннее путешествие».

Данное зантие может стать итоговым по теме "Осень". Использована развивающая среда Воскобовича В.В. "Фиолетовый лес"....