Конспект проведения комплексного занятия по образовательным областям «Познавательное развитие в процессе экспериментирования на тему: «День Земли» для детей 6 - 7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Викулова Наталья Яковлевна

В процессе проведения этого заеятия дети не только закрепляют правила поаедения в природе  , но и  получаю новые знания в роцессе экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_dnyu_zemli_24.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №1 10»

Конспект

проведения комплексного занятия

по образовательным областям «Познавательное развитие в процессе экспериментирования

на тему: «День Земли»

для детей 6 - 7 лет

Составила и провела

воспитатель

Викулова Н.Я

Т. Лысково.2024 год

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»

  • интеграции: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.

Цель ОД: Расширение знаний детей о мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки, посредством игры-путешествия.

Задачи: Образовательные

  • Познакомить детей со свойствами материалов и их взаимодействия.
  • Формировать представления о вулканах.
  • Подводить детей к ответу полными предложениями.

  • Формировать умение делать открытия и устанавливать причинно-следственные выводы.

  • Обогащать словарный запас новыми понятиями: кислота, йодовая вода. реакция взаимодействия материалов

  • Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории и проводить опыты

  • Формировать слуховое и зрительное восприятие.

  • Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, используя воображение.

Развивающие:

  • Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.

  • Развивать познавательные способности: мыслительные операции: анализ, обобщение;
  • Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе; воспитывать бережное, доброе и заботливое отношение к природе.

  • Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
  • Развивать умение делать умозаключения

  • Воспитательные: 

  • Развивать связную речь детей: продолжать учить давать полные ответы на вопросы воспитателя
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
  • Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Педагогические технологии:

  • Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания ОД, взаимодействие со сверстниками и взрослым).

  • ИКТ (презентация).

  • Личностно-ориентированная.
  • Игровая (игра-путешествие, сюрпризные моменты)

Материалы и оборудование:

 Тайное письмо, йодовая вода, кисточки, салфетки, Глобус, фонарик, бубен, макет горы, презентация «вулкан», окрашенная вода, сода и лимонная кислота в мерных стаканчиках, пруд с лилиями, бумажные закрытые лилии, картинка поля с одуванчиками, стаканчики с желтой окрашенной водой по количеству детей, жидкое мыло, звукозаписи: звуки леса, звук вулкана, прозрачный графин с грязной водой,, резинки , марля, вата.

Методы и приѐмы:

  • наглядный (показ слайдов, картинок, схемы, способов действия).

  • словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).

  • практический (экспериментирование - элементарные опыты).
  • сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие)

Организационный момент, начало занятия.

Воспитатель

О чем же мы с вами сегодня поговорим, вы узнаете, отгадав загадку:

На этой планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери.
(Земля)

Воспитатель: кто из вас знает, что такое Земля?

Дети: (ответы детей) ПЛАНЕТА

Воспитатель: Это не только горсть почвы, на которой мы сажаем растения, это большая планета под названием Земля, а это… (показывает ГЛОБУС)

Дети: глобус.

Воспитатель: Макет планеты Земля. Земля - самая красивая планета в солнечной системе. В любое время года она дарит нам свою красоту. Дети, посмотрите на глобус. Какими красками раскрашена наша Земля?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:

На Земле так много интересного: животные, растения, птицы, насекомые, реки, горы, леса и поля, моря и океаны. Всюду - жизнь!

Над Землёю всегда светит яркое солнце (светит фонариком)

Земля такая большая, что если где-то идёт снег, то в это время в другом месте светит солнышко и люди купаются в реке или море;

кто-то ложится спать, потому что у них наступает ночь, а в это время кто-то уже просыпается и собирается в школу или детский сад, потому что у них уже утро.  

Земля вращается? (показывает).

Дети: (крутится) 

Воспитатель:

А вы знаете, ребята, что у Земли есть День рождения?

22 апреля празднуется Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем. Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).

- Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с подобными проблемами.

Воспитатель: А кто живет на планете земля?

Дети: Люди, животные, насекомые, птицы, растения (деревья, кустарники, травы) Игра с бубном «ты катись веселый бубен быстро-быстро по рукам, у кого остался бубен, тот 5 животных (насекомых, птиц, деревьев, цветов) скажет нам»

Воспитатель: это мы с вами назвали примеры живой природы, а к неживой природе относится всё то, что не дышит, не питается, не растёт, не размножается, не отмирает. Это воздух, вода, солнце, земля, камни, горы, полезные ископаемые, звёзды, планеты, облака, осадки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

(создание ситуации для выполнения поставленной задачи)

(достает письмо, написанное лимонным соком)

Совсем забыла! Сегодня утром, придя в детский сад, я увидела письмо, решила его открыть вместе с вами, давайте посмотрим (вертит письмо) это какой - то чистый лист. Я ничего не вижу а, вы, дети? (ответ детей) ну и что это может быть? (ответ детей) а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?

Опыт 1 «Тайное письмо»

Вы не знаете, какими секретными чернилами могут быть написаны тайные письма? (ответ детей: лимоном и молоком)

А чтобы прочитать письмо, написанное молоком, что для этого нужно сделать?

(ответ детей поддержать над лампой)

Вот сейчас проверим. Ничего не видно. Может тогда письмо написано лимонным соком? А как проверить? (ответ детей: развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо) Вот есть у нас такая водичка. Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодной водичкой).

Появляется рисунок (тропинка ведущая от горы, к лесу и к пруду) Воспитатель выражает восторг.

Посмотрите проявляется что-то. (ответ детей при рассматривании рисунка) Воспитатель – оказывается это не письмо, а приглашение, так давайте отправимся с вами сейчас в горы, Идѐм?

Дети подходят к столам с макетами гор.- презентация

  • вы знаете, там, где очень много камней,  образуются горы.

хочу рассказать, вам одну легенду, хотите послушать

Художественное слово

Жил на свете богатырь по имени Вулкан, и нравилось ему кузничное дело. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания. Из отверстия горы летели раскаленные камни, огонь и пепел. Такие огнедышащие горы стали называть вулканами. 

Дети, а вы, что-нибудь знаете о вулканах? (ответ детей)

Вот так выглядит настоящий вулкан

Презентация «Вулкан»

Вы хотите запустить вулкан? (ответ детей).

Внимательно посмотрите и скажите, что нам понадобится для того, чтобы запустить вулкан? (посмотреть алгоритм проведения опыта) (ответ детей: вода, сода, лимонная кислота) Правильно, сода- щѐлочь, лимонная кислота – кислота, с этими, компонентами обращаться надо аккуратно, на вкус пробовать нельзя, чтобы правильно провести опыт необходимо точно действовать согласно схеме, а также соблюдать правила безопасности.

Опыт 2 «Вулкан»

Насыпаем в кратер 1 столовую ложку соды (гидрокарбонат натрия),

столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель

красного пищевого красителя. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Теперь высыпаем лимонную кислоту начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена.

Что мы с вами сейчас наблюдали? (ответ детей: извержение вулкана)

Как вы думаете, почему произошло извержение? (ответ детей)

Вывод: При соединении щелочи (соды) с кислотой выделяется огромное количество углекислого газа, который вырывается наружу в виде раскаленной лавы.

Ну а мы отправляемся дальше…в лес

Дети идут, звучит музыка звуки леса

А что можно делать в лесу?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» 

Я буду называть вам свои действия, а вы скажете, правильные ли они. Если поступки будут хорошими, говорите "да", а если плохими - "нет"!

  1. Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет.)

2. Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет.)

3. Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да.)

4. Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет.)

5. Если сильно насорю

И убрать забуду. (Нет.)

6. Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да.)

7. Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да.)

Молодцы!

 

Воспитатель: «Скажите какое время года сейчас?

Дети: «Весна».

Воспитатель: «А вы знаете, почему происходит смена времен года на Земле»?

Ответы детей.

Опыт 3«Почему происходит смена времен года на Земле»?

Сейчас мы проведём эксперимент, нам понадобятся: глобус и фонарик.

Порядок действий:

Включаем фонарик и фиксируем его в одном положении, направив свет на макет Земли.

Начинаем вращать макет против часовой стрелки, а также медленно смещать его, постепенно делая полный оборот вокруг нашего Солнца, тоже против часовой стрелки. Главное в этом опыте - не менять положение оси. Она всегда должна указывать в одном и том же направлении.

В какой-то момент обращаем внимание, что южный полюс обращен к Солнцу, и южное полушарие получает больше света. Здесь лето. При этом на северный полюс Солнце вообще не заходит, там - зима. Затем перемещаем макет Земли, не изменяя угла наклона, и наблюдаем, что оба полушария обращены к Солнцу. В это время в южном полушарии - осень, а в северном - весна. Еще спустя четверть оборота вокруг Солнца мы видим, что южное полушарие наклонено в противоположную сторону от него, и здесь царит зима. А северное полушарие, наоборот, получает больше света. Здесь лето. Чуть позже оба полушария снова получают одинаковое количество солнечных лучей. В это время в южном полушарии - весна, а в северном - осень.

Объяснение:

Смена времен года происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси, которая имеет угол наклона. Таким образом, в процессе вращения Земли вокруг Солнца разные части нашей планеты нагреваются неодинаково, и происходит смена времен года. В том полушарии, которое наклонено к Солнцу, стоит лето, а в противоположном полушарии в это же время - зима. Осень и весна - это периоды, когда оба полушария находятся на одинаковом расстоянии от Солнца.

Появляется  лесовичок

- Здравствуйте дети,  

В лесу нашем прекрасное озеро есть я вас приглашаю полюбоваться им.

Подходят к загрязненному тазу имитирующее озеро

Что такое как же быть?

Дети предлагают собрать мусор с озера, вылавливаем сочком выбрасываем в ведро

Воспитатель: молодцы весь крупный мусор вы собрали и наверное устали, не хотели бы немного отдохнуть (физминутка).

Физминутка«Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

 Воспитатель: но посмотрите какая грязная вода в озере! Дети, мы можем очистить воду прямо сейчас? Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию.

 Опыт 4«Очистка воды»

Как нам очистить вот эту воду?

1 способ:

В.: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте на него  фильтр – марлю и закрепите резинкой . А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.

В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи). А вода стала чистой? (ответы детей: немного чище). Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.

2 способ:

Воспитатель:А теперь профильтруем воду через марлю и  ватные диски(и здесь на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище? (ответы детей: да). А что мы для этого сделали?

Конечно, этот ватно-марлевый фильтр из несколько слоёв, и не пропускает даже самые мелкие соринки.

Опыт 5 А давайте наше озеро заселим кувшинками?

Посмотрите, какая красота! Ой, а эти кувшинки не раскрылись?

Давайте потихоньку опустим кувшинки в воду и посмотри, что с ними произойдет?

Дети опускают кувшинки в озеро

Посмотрите, что происходит? (ответ детей: кувшинки раскрываются),

  • как вы думаете, почему они раскрываются? (Ответ детей) похвала детей. Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Лесовичок  благодарит детей  

Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад. Обратный отчет 10,9,8,7,6,65…….Вот мы вернулись в детский сад.

Анализ занятия, закрепление

 Подведение итога:

- Что нового вы сегодня узнали на занятии?

- Что вам понравилось, показалось интересным?

- Какого числа отмечают «День Земли»?

- Почему возникла необходимость создать такой праздник?

Подумайте дома с родителями и завтра всем расскажите, что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Волшебница-весна»

Интегрированное занятие - ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование. Весна, подснежник....

Конспект комплексного занятия по образовательным областям: «Познавательное развитие» (опытно-экспериментальная деятельность) и «Художественно-эстетическое развитие» «Рыбки в аквариуме»

Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС. Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, ...

Открытое комплексное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы по правилам дорожного движения Тема: «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»

Цель:- закреплять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках;- учить применять свои знания на практике;- учить различать элементы дорог (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход - ...

Открытое комплексное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы по правилам дорожного движения Тема: «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»

Цель:1. закреплять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках;2. учить применять свои знания на практике;3. учить различать элементы дорог (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход...

Конспект занятия по образовательной области: «Познавательное развитие с элементами экспериментирования» Тема: «Чудесная водичка».

Познакомить со свойствами воды (прозрачная),показать, как прозрачная вода становится цветной, закрепить знания основных цветов....

Конспект проведения комплексного занятия по образовательным областям (ФЭМП, речевое развитие, ознакомление с природой, конструктивно-модельная деятельность) на тему: «Весна идёт» для детей старшей группы

Цель: Активизация знаний  о сезонных изменениях в природе.  Задачи:Образовательные:Закреплять умение давать развёрнутые ответы на вопросы по теме «Весна»;Закреплять знания д...