Сценарий образовательного терренкура «По дорожкам Зимушки – зимы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сюлаева Людмила Николаевна

Сценарий образовательного терренкура (новая форма взаимодействия с родителями)  для детей 5-6 лет и их родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение                                              детский сад компенсирующего  вида №37                                                                                города Кузнецка

Сценарий образовательного терренкура

 «По дорожкам Зимушки – зимы»

с родителями и детьми группы

комбинированной направленности от 5 до 6 лет

автор: Людмила Николаевна Сюлаева,

 учитель-дефектолог

г. Кузнецк, 2024 г.

       Растить детей здоровыми - задача каждого дошкольного образовательного учреждения. Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр.                                                                                     Одной из новых форм взаимодействия детей, педагогов и  родителей является образовательный терренкур.                                                                                                   Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа, двигательной активности, заданий по познавательному развитию, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей, их интеллектуальному развитию. А если они проходят совместно с родителями, то радости детей нет предела.

Цель: формировать основу здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и их родителей. 

1. Формировать у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с потенциалом развития их детей.

2.Создать условия для получения родителями воспитанников педагогического опыта.

3. Активизировать и обогатить детско - родительско - воспитательскую среду.

4. Приобщать воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни.

Оборудование: карта территории детского сада, лыжи, санки.

Материал: снежинки разного цвета, вырезанные из бумаги; карта со схемой территории детского сада и отмеченными остановками; поднос с цветными льдинками; толстая нить, чашка с ягодами рябины.  

Маршрут: «Тропа здоровья», «Экспериментальная», «Уголок леса», «Птицы – наши друзья», «Альпийская горка».

Ход терренкура:

Дети, родители и педагоги выходят на площадку перед детским садом.

Учитель-дефектолог: как красиво кругом! Сказочно! Зима нарядила деревья в белые сарафаны, укрыла землю белоснежным покрывалом. Зимой лес превращается в настоящее сказочное королевство природы.

- Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей). 

- Назовите помощников  зимы: три зимних месяца (ответы детей).

- Откуда взяли свое название месяцы? (ответы родителей).

Воспитатель: декабрь – «студень» из-за морозов и холодов. Январь -  «просинец», так как связано с начинающим проясняться небом, с увеличением длительности светлого времени суток. Февраль называли «сечень» или «снежень» из-за обилия выпавшего снега.  Из-за частых метелей и вьюг февраль называли «ветродуй» или «лютень».

Учитель-дефектолог: предлагаю всем вместе отправиться в путешествие по снежным дорожкам Зимушки – зимы. У настоящих путешественников всегда есть карта (показ карты). Она поможет нам в пути (рассматриваем карту, на которой схематично изображена территория детского сада, отмечены снежинками разного цвета места, где будут остановки). Наша дорожка начинается от красного флажка.

Воспитатель:  Чуть слышно стужа наступает.

                            Снежинки в руки нам летят.

       Березка, как невеста, в белом

       И лес давно уж нас зовет.

       Мы отправляемся в поход!

  • Остановка «Тропа здоровья» (находим снежинку синего цвета).

Воспитатель: На нашем пути  - необычная дорожка. Чтобы её преодолеть,  надо быть внимательными! (все выстраиваются друг за другом и идут «змейкой», по команде педагога дети и взрослые  преодолевают воображаемые препятствия). 

- Спокойно идем по тропинке. Вокруг - кусты, деревья. Падает  снег. На тропинке впереди - сугробы. Один, второй, третий (идём большими шагами.)

- Спокойно идем. Перед нами - овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, перешли!  

- Дорога опять стала прямой. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него, высоко поднимая ноги.  

- Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли!

А теперь надеваем лыжи (мамы помогают) и встаем на лыжню.

  • Остановка «Экспериментальная» (находим снежинку голубого цвета).

Учитель – дефектолог: Вот мы и в снежной стране. Как здесь красиво! 

 Опытно – экспериментальная работа «Разноцветные льдинки».

(Учитель – дефектолог берёт поднос с цветными льдинками и предлагает рассмотреть их).

- Возьмите льдинки в руки и скажите, какие они?

(холодные, гладкие, разноцветные, прозрачные).

- Что происходит с льдинками? Правильно, они тают от тепла наших рук.

  • Остановка «Уголок леса» (находим снежинку жёлтого цвета).

Воспитатель: Теперь погреем наши ручки.

Упражнение на координацию речи с движениями.

На дворе мороз и ветер,  

На дворе гуляют дети.               Дети двигаются в разных направлениях.

Ручки, ручки согревают,           Дети потирают руку об руку. 

Чтоб не зябли наши ножки,      Дети топают ножками.

Мы потопаем немножко:    

Топ – топ – топ.

Нам мороз не страшен,

вот как мы попляшем.              Дети приплясывают.

Учитель-дефектолог: зимой часто дует ветер, который  любит играть со снежинками.

Подвижная игра «Ветер и снежинки».

По сигналу «Ветер!» - бег по площадке в разных направлениях, помахивая снежинками («ветер кружит в воздухе белые пушинки»).                                                                                                      По сигналу «Нет ветра!» - приседания («снежинки упали на землю») (1,5-2 мин).

  • Остановка «Птицы – наши друзья» (находим снежинку серого цвета).

Учитель-дефектолог: Птицы - наши верные друзья. Они живут с нами рядом, но с наступлением холодов, мы начинаем замечать, что наших пернатых друзей стало меньше. Многие птицы отправляются в долгое путешествие, ближе к теплу и солнцу.

- Как называют таких птиц? (это перелетные птицы).

- Почему улетают? (из-за недостатка пищи). 

Но не все птицы покидают наши края. Круглый год под нашими окнами чирикают воробьи, каркают вороны и расхаживают голуби.

- Как называются эти птицы? (это зимующие  птицы).

Воспитатель: с наступлением холодов птичкам, обитающим рядом с нами, становится трудно добывать пищу. Птицы перемещаются в города, поближе к людям, в надежде поживиться хлебными крошками, семечками.

- Как помочь пернатым друзьям перезимовать? (мастерить кормушки, развешивать их на ветвях деревьев, подсыпая туда семечки, кусочки сала).

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Ну-ка, посчитай-ка!                           Хлопки в ладоши.

Десять птичек – стайка.                      Ладони открыты, пальцы растопырены.

Вот ворона, галка тут,                       Загибать пальцы поочередно.

Здесь воробушки живут.

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу глубоком,

Растрещалася сорока.

Красногрудый снегирек

Солнышку подставил бок.

Свиристели прилетали,

Всю рябину обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде сидит.

Учитель-дефектолог: В наших с вами силах не допустить гибели птиц. Сделаем подарок зимующим птицам! Работа с мамой в паре: нанизываем  на ниточку ягоды рябины. А птички с удовольствием отблагодарят нас своим веселым щебетом и чириканьем. 

  • Остановка «Альпийская горка» (находим снежинку фиолетового цвета).

Учитель – дефектолог: Трудный был наш путь, устали. Но несколько глотков свежего лесного воздуха восстановят наши силы.

Дыхательная гимнастика: вдыхаем полной грудью свежий аромат природы. Вдох через нос, плавный выдох через рот. Плечи не поднимаем (встаём в круг, выполняем 5-6 раз).

Учитель-дефектолог:

Долго с вами мы гуляли, свежим воздухом дышали.

Руки в сторону, к плечам – не нужна усталость нам.

Руки вверх, вниз, вперёд –

Пора заканчивать поход.

Рефлексия: 

- Кому понравилось путешествие – похлопайте в ладоши.

- Что интересного вы узнали?

- Что больше всего понравилось? (ответы).

Использованная литература:

  1. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно - исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). Москва: Издательство "Планета", 2017.
  2. Кизим Л.С. Игровая программа «Терренкур» - педагогическая технология в условиях дошкольного учреждения: методическое пособие/ Л.С. Кизим, Ю.В. Баутина, Е.В. Березовская, Н.В. Дьяченко, П.А. Крамар, Н.В. Федоренко. Краснодар. Кубанский гос. ун-т, 2009.
  3. Чепракова Н. В. Терренкур — маршрут оздоровления. Из опыта работы. Инновационные формы оздоровления детей дошкольного возраста. Уфа, 2013.
  4. Зверева О. Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и             семьи», журнал  «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
  5. Фото из личного архива. Росписи законных представителей детей имеются.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД для старшей группы по образовательной области физическое развитие «ЗИМУШКА – ЗИМА»

Сценарий НОД  для старшей группы по образовательной области физическое развитие на тему: «Зимушка-зима»  (путешествие в зимний лабиринт – продолжение занятия по познанию - ФЭМП – «Спасе...

Сценарий мультимедийной разработки непосредственно-образовательной деятельности "Ах ты зимушка зима"

Дети строют пересказ по увиденным картинкам. Пополняют свои знания, определяя жанр и характер малодии, слушая классическую музыку....

Сценарий образовательного терренкура во второй младшей группе «В поисках друзей Мишки»

Цель: Оздоровление и укрепление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:ü Формировать у детей представления о ...

Сценарий образовательного терренкура «Зайкины друзья» для детей младшего дошкольного возраста

Сценарий образовательного терренкура «Зайкины друзья» для детей младшего дошкольного возраста Маршрут: «Огород», «Спортивная площадка».Подготовила: воспитатель...

Сценарий образовательного терренкура во второй младшей группы «Теремок»

Сценарий образовательного терренкура во второй младшей группы «Теремок»Терренкур - образовательный маршрут по территории детского сада (инновационная деятельность) Цель: Оздоровление ...

Сценарий образовательного терренкура в средней группе «Летний день»

Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, це...