"Поверхностное натяжение воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бритвина Елена Дмитриевна

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды».

Задачи:

· создать условия для ознакомления со свойствами воды «поверхностное натяжение» (познавательное развитие);

· создать условия для развития поисковой активности детей;

· обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

· создать условия для побуждения детей к речевой активности;

· создать условия для развития навыков взаимодействия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Научной лаборатории» (для детей старшего дошкольного возраста)

Тема «Удивительные свойства воды- ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ»

Образовательная область

«Познание»

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды».

Задачи:

· создать условия для ознакомления со свойствами воды «поверхностное натяжение» (познавательное развитие);

· создать условия для развития поисковой активности детей;

· обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

· создать условия для побуждения детей к речевой активности;

· создать условия для развития навыков взаимодействия.

Методические приемы:

1. словесный (беседа, ответы на вопросы)

2. наглядный ( просмотр мультфильма, иллюстрации, карточки-символы)

3.практический (проведение опытов)

4. игровой

Оборудование: ноутбук (показ мультфильма «Фиксики» (о поверхностном натяжении воды), глубокие тарелочки, зубочистки, жидкость для мытья посуды, перец чёрный молотый (можно заменить блёстками), стаканы с водой, монетки (гайки, болты), белые халаты, шапочки «молекулы воды», карточки-символы.

Словарная работа: поверхностное натяжение, притяжение, поверхность

Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», просмотр видеоматериалов о водомерках.

Ожидаемые результаты:

· Проявление интереса к исследовательской деятельности;

· Умение выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы, подводить итоги;

· Накопление конкретных представлений о воде и её свойствах;

· Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

· Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

· Развитие коммуникативных навыков.

                                         Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас.

Ребята, я получила видеоролик, и мне хотелось бы обсудить его с вами. Вы согласны? (ответы детей). Тогда я предлагаю всем пройти в видеозал и занять свои места.

2. Основная часть:

Дети рассаживаются по местам. Просмотр фильма -о силе поверхностного натяжения воды

Воспитатель: Вам понравился фильм? О чём он? (обсуждение просмотренного ролика).

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое вода? (это жидкость). Раз это жидкость, значит, какое свойство она имеет? (вода течёт).

Правильно, вода – это текучая жидкость.

Раз вода текучая, почему же она в видеоролике не сразу вылилась из стакана? (предположения детей). Как вы думаете, то, что мы с вами увидели в фильме, это научный факт или просто придуманный фильм? (предположения детей)

Воспитатель: А как мы можем это проверить? Правильно, повторить все увиденные опыты.

Воспитатель: Итак, посмотрите внимательно, что находится на наших столах и скажите, что понадобится нам для проведения первого опыта?

Дети: Для проведения опыта нам понадобится стакан с водой и монетки. Воспитатель: А для чего нам нужна гуашь?

Дети: Чтобы было лучше видно, что произойдёт с водой, можно в воду добавить немного краски.

Воспитатель: Правильно. Итак, приступаем.

Проведение первого опыта.

Воспитатель: Что мы наблюдали?

Дети: Вода не выливается из стакана, а поднимается горкой.

Воспитатель: Почему? (предположения детей)

Воспитатель: Её удерживает тонкая плёнка (сила поверхностного натяжения)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы доказали правильность полученной информации? (Ответы детей).

Дети: Да.

Воспитатель: А чтобы лучше понять, как это происходит, нужно представить, что каждый из нас молекула (частичка) воды. Давайте наденем шапочки и встанем в круг. А теперь возьмёмся крепко за руки и будем расходиться в стороны, насколько это возможно.

Дети расходятся в стороны, стараясь не расцепить рук. Наступает момент, когда держаться за руки уже невозможно и круг распадается.

Воспитатель: Ребята, как бы мы с вами не старались, не расцепить рук, у нас это получилось?

Дети: Нет.

Воспитатель: Так же и молекулы (частички) воды стараются удержаться на поверхности как можно дольше. Но когда это становится не возможно, вода выливается из стакана.

Воспитатель: Как вы считаете, эту силу (поверхностное натяжение) можно как то уменьшить? (предположения детей)

Воспитатель: Давайте проверим. Для следующего опыта нам понадобится тарелка с водой, молотый перец (Обратить внимание, что перец нужно сыпать аккуратно. Перец можно заменить блёстками), а так же жидкость для мытья посуды и зубочистка.

Воспитатель: Для того, чтобы начать опыт, нам нужно определить план действий.

(Совместно с детьми) Сначала нужно налить воды в тарелку и насыпать на поверхность немного перца. Понаблюдать, что произойдет с перчинками. Затем зубочистку обмакнуть в жидкость для мытья посуды. И коснуться кончиком зубочистки поверхности воды. (Если дети затрудняются ответить, помочь им наводящими вопросами).

Воспитатель: Что случилось с перчинками?

Дети: Перчинки разбежались к краям тарелки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло?

Предположения детей.

Подведение итогов опыта: Жидкость для мытья посуды уменьшает силу поверхностного натяжения воды. Частички воды разбегаются от того места, куда попала капля жидкости. Частички воды толкают перчинки к краям тарелки.

Воспитатель: Итак, мы можем утверждать, что силу поверхностного натяжения можно уменьшить.

Воспитатель: Ребята, удалось нам подтвердить правильность увиденного в фильме опыта?

Дети: Да.

Воспитатель: Так какой же мы с вами можем сделать вывод?

Дети: Поверхность жидкостей покрыта плёнкой. Это частички воды притягиваются друг к другу. Такое явление называется – сила поверхностного натяжения.

Воспитатель: Давайте попробуем вспомнить, где в природе встречается это явление?

Если дети затрудняются с ответом, подвести их к мысли, что водомерки передвигаются по поверхности воды, используя это свойство. А так же это свойство используется, когда мы пускаем мыльные пузыри.

А сейчас давайте устроим гонки наших корабликов в бассейне( подтверждая теорию поверхностного натяжения воды)

3. Заключение:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть учёными и проводить опыты? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Воспитатель: Мне тоже было приятно работать с вами, уважаемые коллеги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поверхностное пение

"Поверхностное" пение - поверхностное развитие Пение - наиболее доступная исполнительская деятельность  детей. Испокон веков  коллективное пение сопровождало человека  на протяжении е...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

«Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения»

Данная презентация раскрывает последовательность работы по формированию структуры предложения у детей....

Мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Сила поверхностного натяжения воды»

Мастер- класс по теме "Сила поверхностного напряжения"....

Исследовательский проект "Проделки поверхностного натяжения"

Детский исследовательский проект в подготовительной группе...