Главные вкладки

    Мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Сила поверхностного натяжения воды»
    опыты и эксперименты

    Мастер- класс по теме "Сила поверхностного напряжения".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обособленное структурное подразделение - дошкольная группа «Ромашка» при МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»

    Мастер - класс для педагогов ДОУ
    на тему:

    «Сила поверхностного натяжения воды»

    Подготовила:

    Львова Людмила Алексеевна

       воспитатель первой категории

            село Шемалаково

     Цель:  

    Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ,  развитие  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

    Задачи:

    • Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
    • Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
    • Повысить уровень мастерства педагогов.
    • Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

     В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры (можно дать возможность педагогам самим выстроить последовательность детского экспериментирования)

    - определение и постановка проблемы;

    -поиск и предложение возможных вариантов решения;

    -проведение эксперимента;

    -обобщение полученных данных;

    -вывод.

      Практическая значимость:

    Данный мастер-класс поможет научить взрослых развивать любознательность ребенка, стремление к маленьким «открытиям». Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

    Ход мастер – класса:

    1. Организационный момент.

    Добрый день, уважаемые коллеги и члены комиссии. Я, Львова Л.А, воспитатель дошкольной группы МБОУ «Шемалаковская ООШ Яльчикского района Чувашской Республики»

    Японская пословица гласит:
    Расскажи мне – я услышу,
    Покажи мне –  я запомню,
    Дай мне сделать самому – и я пойму.
    Вот в этом мы с вами сегодня и будем убеждаться.

    Теоретическая часть.

    Вы, наверное, догадались, о чем  сегодня пойдет речь?

    Актуальность.

     В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду со социально- коммуникативной, речевой, художественно - эстетической, двигательной. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Без воды нет и жизни на земле. Много тайн она хранит в себе.

    Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Сила поверхностного натяжения».

    На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.

    В любой поверхности жидкости есть тонкая и прочная пленка. Но, как же ее обнаружить, и как  объяснить дошкольникам про это свойство воды?

    Для этого нам необходимы под рукой: стакан с  обычной водой (наполненный до самого края), скрепка, булавка, монетка, блюдце. А теперь будьте все внимательны. Я аккуратно кладу в стакан скрепку и она тонет. Кладу булавку, она утонула, но   вода  на блюдце не выливается. Затем кладу монетку. Что происходит? Монетка тоже пошла ко дну, она тяжелая. А что происходит с водой? Она поднялась горкой. Воду удерживает сила поверхностного натяжения. Благодаря этой тонкой и прочной пленке, вода собирается в каплю.

    Так, давайте разберемся с  данной ситуацией. Что же такое поверхностное натяжение воды? Объясняется это тем, что крошечные частички жидкости особенно сильно притягиваются друг другу. Это свойство называется поверхностное натяжение. Давайте убедимся.

    Берем скрепку, чуть разгибаем вверх, чтобы было удобно держать и аккуратно, не спеша  кладем на поверхность воды. Что мы видим? Наша скрепка-помощница поплыла и не тонет. Отсюда можем делать мы какой вывод?

    Вывод: поверхность жидкости накрыта тонкой и прочной пленкой.

    Скажите, пожалуйста,  где в природе  можно встретить такое явление? Да, это наши водомеры, которые легко и быстро передвигаются на поверхности пруда.

    Следующий эксперимент « Испытание поверхностного натяжения». 

    Для этого нам необходимы: маленький тазик с водой, жидкое мыло в блюдце (для удобства), 1 треугольник,  вырезанный из картона. Треугольник осторожно кладем , не намочив водой,  на поверхность воды. Указательный палец обмакиваем в жидком мыле и чуть-чуть слегка прикасаемся поверхности воды вблизи треугольника. Что происходит? Наш треугольник-лодочка уплывает. Почему? Частички воды разбегаются друг от друга и толкают нашу «лодочку» Объясняется это тем, что жидкое мыло значительно уменьшает силу поверхностного натяжения.

     Благодаря такому эксперименту можно поиграть в  игру «Соревнование лодочек».

     Для этого заранее нужно приготовить картонные треугольники разных цветов (2-3 штуки, это зависит от количества участников игры), блюдце с жидким мылом, знаки «старт» и «финиш». С одного края тазика, где отмечено «старт» в воду кладут треугольники и точно такими действиями, с помощью жидкого мыло гоняют  своих лодочек  к финишу. Побеждает тот, чья лодка приплывет к финишу первым. Ну как вам такая игра?

    Заключение:

    “Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность  ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

    На этом я заканчиваю свой мастер- класс « Поверхностное натяжение поверхности воды».

    Спасибо за внимание !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для педагогов «Искусство Эбру — рисование на воде»

    Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве п...

    Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»Удивительные свойства воды.

    Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»...

    мастер-класс для педагогов «ИЗОТЕРАПИЯ - как нетрадиционная форма работы с дошкольниками». Техника рисования "Эбру" - рисование на воде.

    В данном мастер-классе представлен один из методов арт-терапии -  изотерапия. Подобранные техники направлены на коррекцию психоэмоционального состояния, снижение напряжения и тревожности, преодол...

    Мастер-класс для педагогов «Искусство Эбру-рисование на воде»

    Назначение мастер-класса: Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы ...

    Мастер-класс с педагогами "Берегите воду".

    Мастер-класс с педагогами по экологическому воспитанию....

    Мастер-класс для педагогов «Игры с водой для детей раннего возраста»

    Мастер-класс для педагогов«Игры с водой для детей раннего возраста»...