природа родного края
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чибисова Ирена Ивановна

конспект занятия по окружающему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_rodnogo_kraya.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Елочка» МБОУ Гимназия № 1 Брянского района

Конспект занятия по дополнительному

образованию познавательной направленности на тему:

«Природа родного края»

Провела: воспитатель

Чибисова И.И.

  Глинищево 2024 г

Конспект занятия по познавательной направленности  для детей среднего дошкольного возраста «Природа родного края»

Цель: Расширять представления детей о родном крае. Углублять знания о растительном и животном мире Брянской области. Закрепить знание детей о значимости заповедников, о растениях и животных, обитающих в нихю.

Задачи: Формировать духовно-эстетическую культуру детей, воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю.  Формировать представления о малой Родине. Развивать любознательность; обогащать активный словарь детей. Воспитывать желание любить и беречь природу родного края. Развивать  творческую активность. Развивать детское творчество.

Материалы и оборудование:  запись голосов птиц, пластиковые стаканы с водой, спил дерева, камни.

ХОД занятия

Коммуникативная игра.   «Собрались все дети в круг,

                                              Я твой друг и ты мой друг.

                                              Вместе за руки возьмемся

                                               И друг другу улыбнемся».

Воспитатель : У всех хорошее настроение? Отлично. Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Молодцы, а теперь подойдите ко мне и послушайте стихотворение. 

Воспитатель читает  стихотворение:

                                                                               Если в космос ты взлетишь,

                                                                               То из окна ракеты

                                                                               Увидишь шар наш голубой -

                                                                               Любимую планету!

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета? Правильно, Земля. А почему нашу планету называют голубой? Ответы детей. Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами (синий цвет – это океаны, реки и моря, зеленый цвет это леса, коричневый это горы.) А человек может жить на Земле без природы? (нет) 

У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. А как называется наша Родина? (Дети называют страну, поселок)

Красива  природа нашего края : бескрайние поля, много рек , озера, пруды, леса и рощи, живописные холмы по берегам рек.  На территории нашей области  мы можем встретить растения, животных и птиц, характерных как для лиственных лесов.

 Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы – он такой многообразный и неповторимый.

 Воспитатель: Скажите, без чего нельзя прожить  на Земле  человеку и всему живому? (без воздуха, воды, солнца)

Воспитатель: Ребята, а какая природа бывает? Живая и неживая. К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания,  это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. Природа это то, что существует без помощи человека. Молодцы, сейчас я предлагаю вам поигрыть в игру «Живая и неживая природа».

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

 Цель игры: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

Неживая : солнце, небо, ветер, дождь, облака, гора, радуга, луна, звезды , гром, молния, камень.

Живая: растения, животные, насекомые.

Молодцы правильно назвали все. А сейчас я предлагаю вам исследовать обьекы живой и неживой природы. Проходите, пожалуйста, к столу.

Исследовательская деятельность:

Цель: Рассмотреть и сравнить свойство древесины и камня.

Ребята, у каждого из вас на столах лежит природный материал, как вы думаете что это? (древесина, камень).  Какие кубики? Из чего сделаны кубики? Итак, давайте с вами рассмотрим камень на ощупь? Какой он? (тяжелый, холодный, а теперь давайте рассмотрим древесину?

Какая древесина на ощупь? (тёплая, лёгкая, жёсткая).

А сейчас давайте проверим, что случится с камнем, если мы его опустим в ёмкость с водой? (тонет, а если мы опустим древесину, (плавает, не тонет, значит, древесина легче камня.

Древесина – это натуральный материал,  поэтому издавна люди широко его использовали при строительстве домов, делали мебель, тетради, карандаши и даже спички. Оглянитесь вокруг себя и назовите мне предметы, сделанные из дерева у нас в группе.

Воспитатель: - Ребята мы уже с вами сказали, что человек не может жить без природы. 

Звучит пение птиц. 

Воспитатель: Ребята, а что это за звуки. (Ответы детей). А где можно услышать пение птиц, журчание ручейка?  (Ответы детей).  В лесу. Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна.

Воспитатель : Вы хотели бы оказаться в Брянском лесу? Ответы.

 Мы отправляемся в лес, а значит должны быть аккуратны и внимательны.

 Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (правила поведения в природе)

Игра «Если можно хлопни, если нет — топни».

Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)

Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)

Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)

Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)

Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)

Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)

Молодцы, все правила назвали правильно, тогда в путь. Готовы. Для того чтобы попасть в лес, нам нужно сказать слова: « Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей».

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Какой чистый воздух.

-Мы наблюдали за деревьями на прогулки в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"

-Какое дерево зимой и летом  одним цветом? (ель, сосна)

-на каком дереве растут  желуди? (дуб)

-Какое дерево называют символом России? (берёза)

-У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)

-Ягоды какого дерева любят снегири? (рябина)

Из цветов, какого дерева можно заварить лечебный чай (липа)

-Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца).

- Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин.) Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений. Больше растений - больше чистого воздуха.

В лесу есть не только растения.  Кого еще можно встретиь в лесу? ( животных, птиц)

Животный мир – в наших лесах тоже богат.

– Местом обитания многих из них являются не просто леса, но и заповедник «Брянский лес».

Воспитатель: Что же такое заповедник?

Дети: Это леса, где живут животные и птицы. Многие из них занесены в Красную книгу. Лесники о них заботятся, их охраняют.

Воспитатель: А как вы думаете, как заботятся и охраняют лесники. (Ответы…)  А давайте вспомним, как решил эту проблему Шарик из мульфильма «Простоквашино»?  Он любил природу и не хотел никого убивать, поэтому ему купили фоторужье. И он нам прислал снимки.

Давайте посмотрим, каких животных сфотографировал Шарик.  Дети рассказывают, кого сфотографировал Шарик. Молодцы, ну а я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Выросли деревья в поле. (Потягивание - руки в стороны.)

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, солнцу тянется. (Потягивание – руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед-

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вперед, назад, вправо, влево)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся на места)

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, насколько хорошо знаете лесных обитателей. А понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие загадки.

Отгадывание загадок:

Дружбу водит он с лисой,

Для других – ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый (волк)

Это что за зверь такой?

Может жить он под землей.

Норку и подземный ход

Лапками копает (крот)

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.(муравьи)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно отвечали. Ну , а нам пора возвращаться домой в свой сад.

Заключительная часть

А теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем - «Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей».

Открываем глаза, мы с вами в саду.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в лесу, увидели много интересного. Мы говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите. Вам понравилось? Что нового вы узнали? Вы хотите стать друзьями и защитниками природы дети: да) И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!

Не разрушайте природы дом,

Девчонки и мальчишки!

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе “Моё родное Подмосковье”.

Разработка проекта.Региональный компанент. Изучение природы родного края посредством проектной деятельности. Проект "Моё родное Подмосковье"....

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, родной страны (из опыта работы)

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...