Конспект занятия "Какие люди живут на планете"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие для детей подготовительной группы "Мир и Я"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Какие люди живут на планете?»
Возрастная группа: подготовительная группа.
Форма совместной деятельности: ООД.
Форма организации: групповая.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физкультурное развитие.
Средства:
- Наглядные: картинки с людей разных рас и национальностей.
- Литературные: беседа о жителях нашей страны, работа по вопросам.
- Оборудование: мольберт, указка, клубок ниток (пряжи), глобус, обруч.
Цель: показать детям сходство и различие разных рас и национальностей.
Задачи:
- Образовательные задачи: дать представление о культуре, языке различных народностей;
систематизировать знания детей о сельских, строительных профессиях и специальных профессиях
- Развивающие задачи: развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, способность к умозаключениям, суждениям;
развивать любознательность, воображение, память и мышление
- Воспитательные задачи: воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли;
воспитывать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов.
Ход деятельности:
Организационный момент.
- Дорогие ребята, я предлагаю вам сесть в круг, передавая клубочек волшебных ниток и говорить любому ребенку, что у меня сегодня хорошее или прекрасное настроение, потому что …». Каждый, кто передает и кому передается волшебный клубок, наматывает кусочек нитки на свой палец». Показать, как это нужно делать. Продолжать игру до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.
- Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. Предлагаю слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое.
Основная часть.
- Сегодня, мы поговорим о нас с вами, о том, какие мы разные.
- Как же огромна и красива наша страна. Мы с вами живём в стране, у которой очень красивое имя – Россия.
Чтение стихотворения.
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет, нет земли для нас красивей, и любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья, здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать, ты любить и защищать!
В нашей стране есть много всего удивительного: красивые города, природа и удивительные люди. Наша страна – многонациональное государство.
- Сейчас мы проверим, одинаковые мы все с Вами или разные.
«Слушайте внимательно».
- Встаньте в обруч те, у кого темные волосы;
- Топните те, у кого есть брат;
- Кивните головой те, кто мальчики;
- Похлопайте те, у кого голубые глаза;
- Встаньте те, кто одет в шорты;
- Поднимите руку те, у кого заплетены косички.
- Видите, дети, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
- На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.
Давайте, поиграем с вами в игру:
Игра: «Кто в какой стране живет» Воспитатель называет страну, а дети народ.
Например, кто живет в Кто живет в России? – Россияне.
Кто живѐт в Армении? – Армяне.
Кто живѐт в Киргизии? – Киргизы.
Кто живет в Японии? – Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Грузии? – Грузины.
Кто живет в Англии? – Англичане.
Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.
Кто живет в Германии? – Немцы.
- Ребята, оказалось, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.
Воспитатель показывает картинку «Дети негроидной расы».
- Посмотрите, мы видим детей с черным цветом кожи. Как их назвать одним словом? (Чернокожие)
- Кто из вас знает, где живут дети с черным цветом кожи? Дети с чёрным цветом кожи живут в Африке.
- А теперь расскажите, как выглядят дети. темные волосы, кудрявые волосы. (Кареглазые, большеглазые, темноволосые)
- Какая одежда у них? В Африке очень жарко, поэтому и одежда у детей лёгкая. Африка отличается чрезвычайным разнообразием рас, народов, племен.
- Большую часть материка) населяют представители негроидной расы. В условиях палящего солнца их кожа приобрела темного цвета, что избавляет ее от ожогов, а волосы стали кудрявыми.
- Народы и племена этой расы имеют значительные отличия в оттенке кожи, росте, чертах лица. Так, в экваториальных лесах живут пигмеи (В переводе с греческого это слово означает размер величиной с кулак). Это маленькие люди нашей планеты - средний рост взрослого мужчины составляет всего 145 см. Вместо масаи и тутси - Высокие народы Африки, их рост достигает 200 см. Они удивительно стройные и грациозные. Нилоты - «Люди Нила», что живут в верховьях Нила, также высокорослые. Кроме того, их отличает чрезвычайно темный, почти черный цвет кожи. Суахили - «Люди побережья» - населяют побережье Индийского океана. Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины).
- Жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.
- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище —круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. А в самых жарких районах Африки местные жители отдыхают в хижинах из глины и соломы. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых.
- Они занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.
- Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов.
- Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.) Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
- Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети?
Африканские дети больше всего любят танцевать.
- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по-африканки – танец «Чунга–Чанга»
Физминутка «Чунга-Чанга»
Показать картинку с детьми монголоидной расы. (Японская девочка)
-Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)
- Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
- У людей Японии особенная внешность. Посмотрите на лицо, у них узкие глаза, жёлтая кожа.
- Как Вы думаете, почему? (яркое солнце, жара, ветер с моря).
- Правильно, все эти погодные условия за много лет, сделали так, что у них такие лица.
- В Японии живут умные весёлые люди. Япония – это страна восходящего солнца. Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.
- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы. Традиционное японское жилище называется минка. Его делали из дерева и бумаги, а крышу крыли соломой или черепицей. Основная в нем крыша опирается на опоры из деревянных балок. Все японцы носили национальную одежду, которая называется кимоно. Ее делали из одного целого куска ткани и закрепляли на талии специальным поясом-оби. А на ноги надевали деревянную обувь –гета. Японцы любят кушать свежие, сырые продукты. Основа японской кухни-рис, продукты моря (креветки, рыба, еще используются острые приправы). Японцы берут еду не вилками и ложками, а специальными палочками.
Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем?
- Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов). Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
-А как бы нам подружиться с этими детьми? Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.) В Японии очень любят различные головоломки. Но не только в Японии живут люди монголоидной расы!
- Посмотрите на эту картинку.
- Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.) Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там, где холодно.) Дети, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.
- Как вы думаете, почему эти ребята так тепло одеты? (ответы детей).
- Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.
- А теперь расскажите, как выглядят ребята? Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
- Какое у детей настроение? Вы сказали, что ребята веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные)
- Вы знаете, у эскимосов очень необычные дома.
- Когда-то эскимосы строили себе дома под землей из дерева, прибившегося к берегу моря, на остове из китового уса. Верх покрывали торфом и обтягивали звериными шкурами. Долгими зимами они вырезали различные украшения и орудия из бивней китов и моржей. В наше время эскимосы ведут более современный образ жизни, хотя некоторые из них все еще любят охотиться.
- А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)
- Ребята, какие вы знаете пословицы о дружбе?
Старый друг, лучше новых двух.
Друга ищи, а нашел, береги.
Друзья познаются в беде.
Скажи мне кто твой друг, а я скажу кто ты!
Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
- Посмотрите, а кто сейчас находится в группе? Это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.
- Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?
• мы разговариваем на разных языках;
• по-разному одеваемся;
• выглядим по-разному;
• у нас разные жилища (дома);
• мы живем в разных уголках земного шара.
-Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!
- Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
Итог занятия.
-Что вам ребята понравилось на занятии?
-Что нового узнали?
- Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всѐ с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/02/picture-265587-1378136293.jpg)
Интегрированное занятие: «Русь деревянная, края дорогие, здесь издавна русские люди живут»
Содержание: знакомство детей с жилищем и бытом наших предков, при посещении музея старины русской. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Игра «У дядюшки Трифона»Цели: знако...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/29/picture-574814-1422557961.jpg)
Методическая разработка НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе Разные люди живут на Земле (с презентацией)
Базовая образовательная область: социально-коммуникативное развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: формировать...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/05/picture-1154888-1565019889.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе. Какие люди живут на земле?
Показать сходство и различие людей разных рас и национальностей; вызвать у детей уважение к людям разной расовой принадлежности, интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту различн...