Конспект совместной деятельности «Зимние посиделки» для старшей группы.
материал по окружающему миру (старшая группа)

Анна Геннадиевна Похидняк

Анотация:

Данная образовательная деятельность знакомит детей с посиделками, как явлением старорусского быта. Формирует интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь. Развивает смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость , координацию движений.

У детей активизируется и совершенствуется словарный запас и интонационная выразительность речи. Развивается  чувство коллективизма, ответственности друг за друга.

  Участие в данной образовательной  деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес,  увлекает их.

Предлагаемая образовательная деятельность может быть использована воспитателями, музыкальными руководителями,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-СОШ №6 г. Маркса структурное подразделение МДОУ- д/с №16 г. Маркса

Конспект

Конспект совместной деятельности «Зимние посиделки» для старшей группы.

Выполнила:

Воспитатель группы №6

Похидняк . А.Г

Маркс 2024

Анотация:

Данная образовательная деятельность знакомит детей с посиделками, как явлением старорусского быта. Формирует интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь. Развивает смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость , координацию движений.

У детей активизируется и совершенствуется словарный запас и интонационная выразительность речи. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.

Участие в данной образовательной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Предлагаемая образовательная деятельность может быть использована воспитателями, музыкальными руководителями,

Цель:

-продолжать знакомить детей с традициями русского народа;

- приобщать детей к истокам русской культуры и духовно-нравственным традициям русского народа.

Задачи:

-формировать представление о прошлом нашей Родины, пробудить интерес к истории и культуре России.

-Обогатить словарь детей загадками, частушками, пословицами.

-Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, к русскому фольклору.

-Дать положительный эмоциональный заряд.

Предварительная работа: Разучивание частушек , пословиц и поговорок, отгадывание загадок ,чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним, проведение русских народных игр. Беседы «Русская изба» «Предметы русской старины», «Русский народный костюм». « Русско- народный фольклор» .

Материалы:

Русско- народная музыка; Уголок « Русская изба»: самовар, печь, крынка, чугунок, колыбель, прялка, ложки деревянные и т.д; куклы-хороводницы; письмо; угощение к чаепитию.

Ход: Входят дети, одетые в русские народные костюмы с поклоном. Встречает воспитатель переодетая в хозяюшку в русско-народном костюме.

Хозяюшка (воспитатель): Здравствуйте ,гости дорогие! Милости прошу ко мне в избу! Горница у меня небольшая, да красивая какая! Давно я вас жду, поджидаю, веселье без вас не начинаю. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

-Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник радостный. По обычаю, по- старинному посиделками называется.

-В старину зимними вечерами, собирались все в большой избе. Где пряли, вышивали, плели лапти, корзины и обязательно пели , плясали и играли. Веселье и труд шли рядом.

-Рассаживайтесь по удобнее. В нашей избе тепло и уютно(звучит народная музыка).

Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки

Кто смышлёный погляжу.

Загадки:

На стене висит, болтается, за него всяк хватается

(полотенце)

Всех накормлю с охотою,

А сама безротая.

(ложка)

Стоит кошка - четыре ножки, что это?

(скамейка)

Что в избе за коровьи рога?

(ухват)

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него ... .

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Украшает пол в избе (коврик, половица)

Летом спит,

Зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. ( печь)

У нас в печурочке золотые чурочки.

( дрова)

Он, как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля

Где там в печке уголек?

Кашу сварит…

( чугунок)

Выпускает жаркий пар

Древний чайник…( самовар)

Воспитатель:

-Наши посиделки в полном разгаре!

Ну как, нравится на наших посиделках.

ОЙ, да молодцы ребятушки.

У кого там хмурый вид,

Снова музыка звычит

Собирайтесь детвора

Ждёт вас русская игра.

(Игра На выбор «Бубен» «Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого веселый бубен, тот пускай и спляшет нам.

Игра «Водяной» Колечко».)

Воспитатель: А сейчас сядем рядком, да поговорим ладком.

Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки ?

Тогда давайте поиграем. Я начинаю, а вы заканчиваете: (все сидят на своих местах , воспитатель говорит начало пословицы, а дети заканчиваю)

Пословицы:

Хозяин весел_ и гости радостны.

Гость доволен- и хозяин рад.

Худо тому- кто добра не делает никому.

Без труда не выловить рыбку из пруда

Труд человека кормит, а лень портит.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Дерево держат корни, а человека семья.

Терпение и труд всё перетрут

Горька работа, да хлеб сладок.

Сделал дело- гуляй смело.

Кто умеет трудиться, тому есть чем гордиться.

Жизнь дана на (добрые дела).

Нет друга – ищи, а нашел - (береги)

Старый друг лучше (новых двух)

Окончил дело — (гуляй смело).

-Какие молодцы!!!!

Воспитатель: Запомните ребята эти мудрые пословицы. Старайтесь быть такими добрыми и гостеприимными. Ведь не даром в пословице молвится «Как аукнется , так и откликнется» .

Воспитатель :

Эй, девчонки- веселушки, Не пора ли спеть частушки?

И вы ребята не оставайте,

Девчатам дружно подпевайте.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много

Можем растеряться.

Частушки

#1052;ы частушек много знаем

И хороших и плохих

Хорошо тому послушать

Кто не знает никаких.

#1069;Й девчушки хохотушки

Запевайте-ка частушки

Запевайте веселей

Чтоб порадовать гостей

#1045;сли б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

#1071; сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

5. Как моей подружке

Прокололи ушки.

Ей идут серёжки

Ну как Бабке- Ёжке.

#1071; парнишка озорной

Я в рубахе расписной,

Шляпу до бровей надвину

Хоть пиши с меня картину.

#1048; на ручках, и на ножках

Очень звонкие ладошки

Захочу похлопаю,

Захочу потопаю.!

8. Белка пела и плясала,

Словно заводная.

Все сапожки истоптала,

Шла домой босая.

#1043;оворил медведь народу:

«Ничего нет лучше мёда,

К мёду блин подай сюда-

Просто сказка , не еда!»

10. У меня с тарелки

Блин стащили белки,

На берёзке сели,

Блин в два счёта сьели.

11. У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем –молодец! (Алиса)

( САДЯТСЯ НА ЛАВОЧКУ)

Воспитатель: -А ещё на посиделках , пели не только частушки, а любили рассказывать нелепицы, коротенькие стишки стишки или рассказы, в которых говорится о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.

Я много их знаю и сейчас вам расскажу:

Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке.

У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.

***
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.


***На вокзале в новом зале,
Кот лежит без головы.
Пока голову искали
Ноги встали и пошли.

***
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

***
Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Воспитатель:

Ой , что-то я замёрзла. Так на улице мороз. Играют все гости.

Вот на улице мороз!

Ну-ка, все потрите нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка взялись все за уши;

Покрутили, повертели

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали,

По плечам похлопали,

Ножками потопали!

(ТАНЕЦ С КУКЛАМИ-ХОРОВОДНИЦАМИ) под русско-народную музыку.

( чихание домового в печи, достаю письмо)

Письмо:

Здравствуйте ребята! Я домовой, – Пафнутий Меркулыч .Знал я , что сегодня вы придёте, праздник радостный и избу принесёте. Я за печкою сидел на посиделки ваши я глядел, как играли, пели , веселились. Словом вы большие молодцы! А какие посиделки без чая! А к нему Вам в корзиночке я оставил угощенье ! Приятного вам чаепития!

-Да наш Пафнутий Меркулыч очень добрый домовой иногда гостям которые ему понравились делает сюрпризы.

-А вы знаете, что в старину очень любили чаёвничать. Без него не обходились не одни посиделки.. Выпивали чаю аж по 10 стаканов и говорили: «Чай пить- не дрова рубить». Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией.

Вот и мы сейчас отправимся пить чай с угощениями в группу.

В небе, словно от побелки,

Засиял уж млечный путь.

Отшумели посиделки.

Путь домой не позабудь!

Мы делись тем, что знали,

Попытались всех увлечь.

Не прощаемся мы с вами,

Словом, всем до новых встреч!

Самоанализ организованной образовательной деятельности:

Занятие проходило в виде путешествия в прошлое. Перед началом занятия было приготовлено всё необходимое оборудование. Содержание конспекта занятия соответствовало уровню развития детей 5-6 лет и программным задачам.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организованная образовательная деятельность была спланирована и проведена в игровой форме. Весь ход продуман, все части взаимосвязаны и объединены между собой одним общим сюжетом.
Вводная часть прошла последовательно и методически правильно (дети были заинтересованы), выдержана по времени. Основная часть так же прошла последовательно, выдержана по времени. На занятии были использованы различные методы и приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, повторение, обобщение, художественное слово.

Переход от одной части к другой был постепенным и увлекательным.
На протяжении всего занятия побуждала детей давать развёрнутые ответы, говорить полными предложениями, старалась, что бы все дети были активными. На каждый момент организованной образовательной деятельности были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Использованные на занятии пособия и оборудование соответствовали эстетическим и гигиеническим нормам. Самочувствие детей было хорошим. На мой взгляд, все поставленные задачи были реализованы, занятие прошло интересно и методически правильно.

Используемая литература:

#1051;. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова.

«Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений».

#1050;аюкова, Л. Русские народные загадки / Л. Каюкова. – М. : Детская литература, 1989.

3.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013.

4. Народное искусство в воспитании детей / Т. С. Комарова. – М. : Российское педагогическое агенство, 1997.

5. Пословицы русского народа / В. Даль. – М. : Художественная литература, 1984.

#1056;усский фольклор : Классика и современность. – М. : Художественная литература, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Как дикие животные приспосабливаются к зиме»

Цель:Расширить и углубить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям существования.Развивать умение устанавливать связи между особенностями поведения животных и среды обитания.Упр...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по художественному творчеству (аппликация)

Совместная деятельность педагога с детьми по художественному творчеству (аппликация)...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы. «Застыли кони, люди» История появления коней на Аничковом мосту. (с использованием ЭОР)

1.Познакомить детей с историей появления коней на  Аничковом мосту.2.Познакомить детей с сюжетом каждой скульптурной композиции.3.Воспитывать любовь к родному городу ,к его истории....

Конспект совместной деятельности взрослых и детей старшей группы по изобразительной деятельности. Конструирование из нетрадиционных материалов «Летающая тарелка»

Конспект по изобразительной деятельности в старшей группе "Летающая тарелка". Конструирование из нетрадиционных материалов....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по познавательной деятельности на тему: «Наши помощники»

В ходе совместной деятельности в игровой форме воспитатель формирует представление детей об органах чувств человека (глаза, нос, уши, язык, кожа), их функциях и значении.        ...