Знакомство детей с народными праздниками
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Задачи:

познавательное развитие. познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

 

речевое развитие Содействовать развитию активного словаря, умений формулировать суждения, высказывать, выражать субъективно – ценностное отношение к народным праздникам;

 

социально – коммуникативное развитие прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание народных праздников; воспитывать доброту.

Материалы и оборудование: физическая карта, аудиосопровождение (колокольный звон) мультимедийный проект (картины «Гуляния на Масленицу»«Рождественские праздники»)

Предварительная работа: Заучивание стихов, колядок, песен, развлечения: «Пришла коляда – отворяй ворота»«Масленица». Беседы о русских народных праздниках. Рассматривание картин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию.

 Тема: Знакомство детей с народными праздниками

Задачи:

познавательное развитие. познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

 

речевое развитие Содействовать развитию активного словаря, умений формулировать суждения, высказывать, выражать субъективно – ценностное отношение к народным праздникам;

 

социально – коммуникативное развитие прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание народных праздников; воспитывать доброту.

Материалы и оборудование: физическая карта, аудиосопровождение (колокольный звон) мультимедийный проект (картины «Гуляния на Масленицу»«Рождественские праздники»)

Предварительная работа: Заучивание стихов, колядок, песен, развлечения: «Пришла коляда – отворяй ворота»«Масленица». Беседы о русских народных праздниках. Рассматривание картин.

Ход деятельности:

Тихо звучит музыка.

Восп. Посмотрите на географическую карту России, что вы видите? (моря, океаны, горы, реки, города и т. п.)

А вот эта какая страна? (Россия)

Восп. Да, это Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показывает на карте эти географические места, объекты)

-Как называют людей, которые живут в России(Россиянерусские)

Давным-давно, с давних времён, русские люди всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. Наши предки умели и любили веселиться.

-Ребята, а вы любите праздники? А почему?

-А какие вы знаете русские народные праздники(Рождество Христово, Крещение, Масленицу. Пасху, Троицу)

-Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времён наших предков.

-А кто такие предки? (россияне, люди которые жили до нас, наши бабушки и дедушки, папы и мамы)

-Ребята, а вы хотите узнать, как наши предки - россиянепраздновали праздники(Хотим)

Давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковёр, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие по прошлому.

Звучит музыка. В это время на экране появляются картины: Храм, с другой стороны - русская изба, берёза. Сцены из жизни русского народа(см. приложение)

Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалайки, гармошки - водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по- особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Итак, русский народный праздник – РОЖДЕСТВО. Этот праздник отмечался каждый год в одни и те же числа. Рождество Христово – это празднование рождения Иисуса Христа. С 7 января по 19 января. Эти дни называли - Святки

-Что вы знаете об этом празднике(ответы детей)

Этот праздник был одним из самых известных и любимых. Пожалуй, нет другого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Две недели православный народ ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, загадывали загадки, угощались, играли в игры. Игры выбирались спокойные, без бега. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла. Пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу.

У нас с вами было развлечение: «Пришла коляда - отворяй ворота», где пели колядки, играли в русские народные игры. Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Колечко» (см. приложение)

На экране появляется картина «Народные гуляния на Масленицу» (см. приложение)

-Как вы думайте, какой это праздник?

С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. - Что вы знаете о Масленице? (пекут блины, катаются с горки и т. д.) Воспитатель читает: «Душа ль ты, моя Масленица, Сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

После таких слов выезжала Масленица и начиналось веселье. Гуляли люди всю неделю, каждый день имел своё название. Понедельник - «встреча», девушки и парни распевали песни, делали соломенное чучело и ходили с ним по деревне. Вторник - «заигрыш», в этот день устраивали поездки на лошадях, катания с ледяных гор. Среда-«лакомка», в этот день лакомились блинами. Четверг –«широкая Масленица», в этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Пятница –«тёщины вечера». Суббота – «посиделки», в эти дни ходили по родне угощались блинами. Воскресенье –«прощёный день», проводы Зимы, в этот день сжигали чучело «Зимы». Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали бедным людям.

Сейчас мы с вами споём русскую народную песенку «Блины» обработка А. Абрамова (см. приложение)

После Масленицы, начинался Великий пост. Во время которого нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

-А какой вы ещё знаете русский народный праздник?

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело.

Стихотворение А. Майкова читает ребёнок «Христос воскрес! Повсюду благовест гудит Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес!» (благовест, то есть благая весть)

В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. В церкви проходила Пасхальная служба.

Ребёнок читает:

Мы вспоминаем на Пасху Заповедь Господа вновь: Согласие, мир и ласку И к нашим близким любовь!

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо - символ Пасхи. Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.

Выставка яиц (см. приложение)

-Подойдите к выставке. Рассматривание раскрашенных яиц.

Делали яйца из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. На Пасху яичками обменивались, дарили родным и близким. С яйцами проводились разные игры.

А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, а всё плохое в этот день отстало. Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон.

Звучит колокольный звон (аудиозапись)

Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Вот так наши предки праздновали свои праздники.

Рефлексия:

-О каких праздниках мы сегодня говорили?

- Какой праздник вам нравится больше? Почему?

В России проживают люди других национальностей. Об их традиционных праздниках мы поговорим в следующий раз.

Звучит русская народная мелодия.

Восп. Я иду, иду, самовар в руках несу. Самовар в руках несу, прибаутки пою. Как для вас, мои друзья, Наварила, напекла девяносто два блина, Два корыта киселя, пятьдесят пирогов - Не найти едоков!

Вы хозяюшку потешьте – пирогов моих поешьте. Не красна изба углами, а красна пирогами (выносит угощение)

Чаепитие, на которое приглашаются сотрудники детского сада.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Игра «Колечко»

Ребята выбирают ведущего с помощью русской народной считалки: Катилась торба с высокого горба, В этой торбе хлеб, соль, пшеница, С кем ты хочешь поделиться? Говори поскорей не задерживай Добрых и честных людей.

Потом водящий зажимает в ладошках, сложенных лодочкой, колечко. Дети сидят на стульях или стоят в кругу, также сложив руки лодочкой. Ведущий обходит всех, оставив колечко у кого – то одного. Затем он выкликивает: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!», и ребёнок с колечком выбегает к нему. Затем ведущий и выбранный им напарник загадывают слово – либо предмет окружающей обстановки, либо какое – то явление природы, либо название сказки. Они предлагают играющим отгадать задуманное.

Русская народная песня «Блины» обработка А. Абрамова

Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица Печь блины – то мастерица Ой блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

На поднос она кладёт И сама к столу несёт Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы, Вот блины наши готовы Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...

Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с социальным миром») (старшая группа) «Знакомство детей с государственным праздником Рождество Христово и народными традициями и обычаями»

Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с социальным миром») (старшая группа) «Знакомство детей с государственным праздником Рождество Христ...

"Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками »

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с башкирской культурой....

Визитка проекта Знакомство детей с народным праздником Масленица; Воспитание любви к своей Родине;

Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народ...

Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками

Опыт работы по теме "Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными  праздниками"...