Познавательное развитие "Эксперименты с мукой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.53 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/05/16/img_20230417_105639.jpg)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Аист» комбинированного вида
города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район
Республики Башкортостан
Образовательная область:
«Познавательное развитие»
Вид деятельности: экспериментальная
ТЕМА
«Эксперименты с мукой»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
компенсирующей направленности
Подготовила и провела:
воспитатель Звягинцева Г. Р.
2023 год
Образовательная область «Познавательное развитие» - экспериментирование
Тема «Эксперименты с мукой»
Интеграция образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие»
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах, познакомить со свойствами муки через экспериментирование;
- продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий; коррекционно-развивающие:
- развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод;
- развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать в детях уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Средства:
- иллюстрации полей с зерновыми культурами (рис, пшеница, рожь, овёс, кукуруза, ячмень), сито, кофемолки ручная и электрическая, одноразовые плоские тарелочки, стаканчики, ложки, кувшин с водой, глубокие тарелки, лупа, сахар, дрожжи, мука; коробки с зерновыми культурами (пшеница, гречка, рис, овёс), салфетки.
Методические приемы: - организационный момент – игра «Обними друга»;
- чтение стихотворения, правила поведения, надеть фартуки, основная часть - экспериментирование; рассматривание иллюстраций, выставка изделий из муки, игра м/п с мячом, показ помола зерна пшеницы в кофемолке, сравнение с магазинной, д/и «Назови профессию», «Отгадай пословицу», работа детей по изготовлению изделий из соленого теста, чтение стихотворения ребенком.
Ход деятельности:
Организационный момент.
Дети, давайте покажем, какие мы дружные. (Обнимаются, и воспитатель обнимает всех.)
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
В.: Вы любите эксперименты? (ответы.) Я приглашаю вас в лабораторию! Вспомним правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. (Подсказка – табличка)
Дети: Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот ничего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде. – Молодцы!
- В некотором царстве, в некотором государстве, не на Марсе, не на Луне, жила пшеница на Земле! Свойство царское имела, накормить народ сумела, словом, наша речь о том, как пришла мука к нам в дом! Кто догадался?
- С чем мы сегодня проведем эксперименты? (С мукой!)
- Для чего нужна мука? (Чтобы выпекать хлеб, батон, булочки, печенье.)
- Молодцы! Вы все ответили правильно! Надеваем фартуки - предлагаю пройти на рабочие места.
- Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, мука имеет запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.
- Из стакана через ситечко просеиваем муку в тарелку. Что происходит с мукой (Сыплется) – Мука сыпучая.
- Возьмите муку на кончик ложечки, попробуйте на вкус. Какая она? (безвкусная).
- Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука, какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.
- Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается, на муке можно писать и рисовать!
- Давайте закрепим, что мы с вами узнали. (Мука имеет особенный вкус, она сыпучая, безвкусная, пушистая, мягкая, на ней можно рисовать.) Хорошо! Продолжим.
- Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) - Добавьте ещё две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) - Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая. Так замешивают тесто для выпечки.
- Чтобы испечь пышные булочки и пироги, кто знает, какие ингредиенты добавляют в тесто? (Масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.) В стаканчик под № 1 добавим немножко сахара и дрожжей. Готово? А стаканчик под № 2 оставим как есть: с водой и мукой. Накроем полотенчиком и поставим на батарею оба стаканчика. Подождём.
Физкультминутка с мячом «Вопрос – ответ» (Задать вопрос, бросить мяч ребёнку, тот возвращает мяч с ответом.)
Откуда хлеб пришёл? – из магазина. - А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб. - Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна. - Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле. - Кто её посеял? – хлеборобы.
- Ребята, напомните, из чего же делают муку? (из зерна) Из какого зерна делают муку? (Пшеница, овёс, ячмень, рис, кукуруза, рожь, гречиха.) Правильно! Выращивают зерновые культуры, перемалывают в муку и из нее выпекают различные изделия.
Посмотрим, как себя чувствует наше тесто? (Поднялось, подошло, появились пузырьки в стаканчике под № 1.) Из такого теста (дрожжевого) выпекают пышные булочки, пироги. А вот в стаканчике под № 2 ничего не произошло (бездрожжевое). Из него лепят пельмени, вареники; пекут пирожки с капустой, мясом.
- Какие изделия из муки вы знаете? (Хлеб, батон, лаваш, пирожные, торт, печенье, пряники, сушки, макароны, вермишель, рожки, спагетти, ракушки, колечки, бабочки, звёздочки.)
- У вас в тарелочках лежат разные зёрна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы (Они разной формы, размера, цвета.) Можно ли дома сделать муку? Можно, при помощи электрической или ручной кофемолок. Я вам покажу, какая мука получилась, сравним с магазинной мукой. Почему же она не белая? Чтобы получить белую муку, зерна сортируют, обрабатывают, очищают. И только после этого из зёрен получается чистая, белая, пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.
- В нашей стране самый распространенный хлеб - пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нём содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.
Недаром в народе говорят: Хлеб – всему голова. Хлеб да вода – здоровая еда. Худой обед, коли, хлеба нет.
Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, много людей над этим трудятся. Какие профессии хлеборобов, вы знаете? (Трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мукомолы, пекари, водители, продавцы, повара.) Все люди этих профессий передают вам свои пожелания:
Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте,
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
- Сейчас мы все вместе займемся изготовлением изделий из теста, только наше тесто не простое, а соленое. Его нам есть нельзя, мы слепим угощение для кукол. Сейчас я вам покажу несколько вариантов лепки булочек. (Птичка, косичка, батон, калач, бублик.) Каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста. Вспомните, что продаётся в магазинах, что мы рассматривали. Может, вы придумаете свое оригинальное печенье. Перед работой нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
- Дождик, дождик, поливай Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай, образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки, похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки. соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг
Приступайте, пожалуйста, к работе… (Работа детей, помощь воспитателя)
Заканчиваем работу, выкладываем на поднос для дальнейшего запекания.
Чи-чи-чи (3 хлопка перед собой)
Мы танцуем у печи (потопать)
Чо-чо-чо (3 хлопка над головой)
Возле печки горячо (прыжки)
Ча-ча-ча (3 хлопка за спиной)
Дай нам печка калача (руки перед собой)
Чи-чи-чи (3 хлопка впереди себя)
Сушки наши хороши. (Поглаживание животика.)
Посмотрите, какие аппетитные изделия у нас получились. Дима, что у тебя? Радмир, у тебя? О чем мы с вами сегодня говорили? Что больше всего запомнилось?
Угостим наших гостей? (С детьми складываем понравившееся изделие в заранее подготовленные подарочные пакетики – оригами.)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/05/16/img_20230417_100401.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/05/16/img_20230417_100501.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/23/picture-509055-1582476206.jpg)
Знакомство детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Тема: "Чудесная мука"
Образовательная деятельность рассчитана на детей младшей группы. Основная цель: познакомить детей со свойствами муки через детское экпериментирование. Посредством поставленных задач и экп...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/12/picture-490750-1557639588.jpg)
Познавательно-исследовательский проект «Мука такая разная»
Описание деятельности по реализации познавательно-исследовательского проекта «Мука такая разная»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/26/picture-1061987-1537984137.jpg)
Презентация познавательно-исследовательской деятельности по теме "Свойство муки"
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. Задачи:Образовательные: формировать у детей представления о свойствах муки в процессе элементарн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/12/picture-1001591-1620812784.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Эксперименты с мукой и солью"
Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. В результате нее ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-1075875-1540897726.jpg)
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию во второй младшей группе «Чудесная мука».
познакомить детей со свойствами муки через детское экспериментирование...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-1075875-1540897726.jpg)
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию во второй младшей группе «Чудесная мука».
познакомить детей со свойствами муки через детское экспериментирование....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-1275105-1601904087.jpg)
Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мука. Эксперименты с мукой»
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.Задачи: Образовательные:Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Продолжатьформировать у дете...