Краткосрочный проект "Кто живет в море?"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Новикова Татьяна Геннадьевна

Краткосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста "Кто живет в море?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Кто живет в море?»

младшая группа № 11

Подготовили воспитатели:

Новикова Т.Г., Митрофанова А.А.

Санкт-Петербург

2024 г.

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«КТО ЖИВЕТ В МОРЕ?» 

Вид проекта: познавательно-творческий

Участники: дети младшей группы, родители, воспитатели

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя 25.03.2024 - 29.03.2024)

Образовательные области

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие
  5. Физическое развитие

Актуальность

Экологическое образование и воспитание – чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.

Проблема

Подводный мир морей и океанов очень красочен и разнообразен. Но важнейшей экологической проблемой является загрязнение морской среды. Важно привлечь внимание детей и родителей к проблеме, связанной с загрязнением вод Мирового океана.

Цель

Расширение знаний детей о подводном мире и его обитателях; создание условий для реализации творческого потенциала детей.

Задачи

  1. Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  2. Прививать навыки к сбережению окружающей среды.
  3. Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
  4. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, аппликации, развивать творческие способности.
  5. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Ожидаемые результаты

  • Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
  • Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
  • Дети владеют понятиями «морские животные», «рыбы».
  • Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки).
  • Повышение педагогической культуры родителей, активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Мероприятия по работе с детьми

Чтение художественной литературы: 
- И.Коньков «Золотая рыбка», Т.Второва «Аквариум», С.Сахаров «Морские сказки», А.Барто «Раковина»
- стихи Ю.Дулепины «Осьминог», Н.Доброта «Дельфины»
- Слушание: «Где спит рыбка?» (муз. Е. Рушанского, сл. И. Токмаковой)
- Загадывание загадок о рыбках

Беседы:
- «
Обитатели морей»
- «По морям, по волнам»
- «Человек и море»
- «Что растет на дне водоема»

Образовательная деятельность:
- Рисование: «Рыбки в море»; трафареты, раскрашивание картинок по теме «Морские животные»
- Аппликация: «Аквариум с рыбками»
- Лепка: «Осьминожки»

- Музыка: разучивание песен.
- Конструирование: «Рыбка» (блоки Дьенеша)

Дидактические игры: «Назови ласково», «Найди отличия», «Сосчитай, сколько крабов на картинке», «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом».
Игры с водой «Поймай рыбку»

Настольные игры: пазлы «собери рыбку», разрезные картинки «Обитатели океана», мемо
Пальчиковые игры: «Рыбки», «Осьминожки», «Маленькая лодочка»
Подвижные игры: «Рыбалка», «Рыбаки и рыбки», «Море волнуется раз», «Превращение»
Опыт: «Есть ли в воздухе вода»
Сюжетно-ролевые игры:
 «Рыбалка», «Путешествие на речку»
Утренняя гимнастика: «Морское царство»
Бодрящая гимнастика: «Кораблик»

Мероприятия по работе с родителями

- консультация «Воспитание у детей любви к природе»
- создание буклета совместно с детьми «Морские животные, которых я знаю»
- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок

Конечный продукт

  • Картотека загадок, стихов и песен по данной теме
  • Выставка детских работ по изобразительной   деятельности на тему «Морские обитатели»

Форма итогового мероприятия

Создание коллажа из фотографий продуктивной деятельности в процессе всего проекта

Создание развивающей среды

  • Настольно-печатные дидактические игры в рамках изучаемой темы
  • Познавательная литература для детей
  • Подборка иллюстративного материала по теме «Подводный мир»

Приложение

Беседа «Обитатели морей»

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете? Ответы детей. Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самыхразнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе? Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной, Поздоровайся со мной! Он обиженно пыхтит: «Я не остров! Я же…»? Дети: Кит! Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом? Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров. Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине? Дети: Это фонтан. Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей). Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей) Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит – самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком. Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей). Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту. Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие. А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого: Настоящий он циркач – Носом отбивает мяч. Знают и француз, и финн: Любит поиграть..?
Дети: Дельфин!

Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию). Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей). Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами. А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой) Физкультминутка. Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»). А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины! Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль! Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой, Всех проглотит с головой. Зубы показав, зевнула И ушла на дно...?
Дети: Акула.

Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию). Что вам известно об акулах? – (высказывания детей). Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны. Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Никого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском. Он клешнями строит дом. Круглый панцирь, десять лап. Догадались? Это..? Дети: Краб.

Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей). Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот. Крабы собирают мусор, очищают морское дно. Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом. Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами. Поселилась в океане. Целых восемь рук – ног! Это чудо..? 
Дети: Осьминог.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей). Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета). А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя. По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект"Как много нас живет в России"

Проект для среднего влзраста дошкольников.Включает в себя музыкальный материал , стихи и игры разных народов, проживающих в России.Участие принимают дети, педагоги и родители.Цель: Дать рпедставление ...

Познавательный групповой краткосрочный проект на тему: «Кто живет на ферме»

Познавательный  групповой краткосрочный проект  на тему: «Кто живет на ферме», реализованный в группе раннего возраста....

Конспект спектакля для детей старшего дошкольного возраста "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?"

Спектакль "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?" (для детей старшего дошкольного возраста)....

Краткосрочный проект в средней группе "Кто же в гнездышке живет ?".

Цель. Создание условий для формирования знаний у детей дошкольного возраста о жизни птиц. Расширять знания детей о различных птицах, их среде обитания, их образе жизни и их гнездах.Задачи: - прод...

Проект «Кто живет в лесу?» краткосрочный , 1 младшая группа

Цель: Формировать представления детей о животных (строение, характерные признаки – размер, форма, об особенностях образа жизни (как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут)...

Краткосрочный проект " Кто живет на ферме"

Краткосрочный проект " Кто живет на ферме"...

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Здесь живет тепло, здесь живет забота"

Конспект занятия содержит  материал по закреплению представления детей о труде сотрудников детского сада. Образовательные области: познавательно-коммуникативная, художественно-эстетиче...