Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычный кусочек мела».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Крюкова Наталья Владимировна

Цель:  Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле, его свойствах (сыпучесть, твердость, и др.), применение и его в жизни и деятельности людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatieneobychnyy_kusochek_mela.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Необычный кусочек мела».

Выполнила:

Крюкова Н.В.

Цель: 1. Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле, его свойствах (сыпучесть, твердость, и др.), применение и его в жизни и деятельности людей.

2. Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества мела через проведение опытов.

3.  Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.

4. Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Оборудование:  пробирки с водой, камешки, мел куском, уксус, вода холодная, карточки для записи  наблюдений,белые халаты, картинки меловые горы и мелзавода, цветные карандаши,  дощечки, бубен, красивый короб с сюрпризом, ширма.

Ход деятельности

  Приветствие  «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,     (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам   (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,           (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем все вместе мы.           (берутся за руки)

        1.Организвцигнный момент.

-Ребята, придя сегодня в группу, я нашла вот это красивый короб. Но в нем , что то есть. Как вы думаете , что там? (Ответы детей)

 (Открываем коробку, а там мел).

- Ребята, я предлагаю нам сегодня  отправимся в лабораторию. 

-Что называют лабораторией и что там делают? (Это помещение, где делают опыты).

Закрываем все глаза и оказываемя с лаборатории.

        2.Основная часть 

- Ребята мы с вами попали в лабораторию. 

В лаборатории  все ходят в халатах, и нам надо надеть белые халаты.

Мы с вами сегодня будем лаборантами, как самые настоящие лаборанты будем проводить опыты, наблюдать, делать выводы.

Дети садятся за столы.
Воспитатель показвывает картинку Белгородской крепости.  Как называется наш город? Почему, он так называется?

Дети: Белгород. Образовался на меловой горе.

 Воспитатель:  Природа нашей области очень живописна. Бескрайние поля, голубые реки и озера, леса и пролески, белоснежные вершины меловых холмов, которые у нас именуют величественно – «белые горы». Бескрайние поля, голубые реки и озера, леса и пролески, белоснежные вершины меловых холмов, которые у нас именуют величественно – «белые горы».

 Расссматривание картинок -  Меловые горы – это одно из самых захватывающих зрелищ. Издали они напоминают облака, которые спустились на землю отдохнуть, или огромные снежные глыбы, лежащие посреди зеленой растительности.

Воспитатель: Наш край богат запасами мела, и в нашем городе есть завод по переработке мела. Скажите, как он называется?

Расматривание картинок – мелзавод Дети: Мелзавод.

Воспитатель: в промышленности мел используют для производства извести, цемента, соды, стекла, школьных мелков.

Из него изготавливаются таблетки, витамины, зубные пасты.

1 опыт. Свойства мела.

- Сейчас мы с  вами проведем опыты, чтобы узнать свойства мела. (дети подходят к столам, на котором приготовлены кусочки мела и колбы с водой).

- Возьмите мел в руки и внимательно его рассмотрите.

- Скажите, какого цвета мел? (Белого)

- Мел блестит или нет? (Нет, он матовый)

- Твердый или мягкий? (Твердый)

- Есть запах?( нет)

Вывод: мел белый, твердый, матовый, без запаха.

2 опыт.  Мел   крошится, сыпется, значит, он — хрупкий.

Воспитатель:  Попробуйте мелом провести посвоим  дощечкам полоску. Что видите? Что сделал мел?

Дети: Мел оставляет след, и он пачкается.

Вывод: он крошится, значит, он хрупкий.

 - Посмотрите, после того как вы нарисовали,  ваши руки тоже стали белыми. Значит мел оставляет след и пачкается. (дети вытирают руки салфеткой)

- Скажите, а где можно увидеть мел еще? (в песке, в земле). Посмотрите, на меле есть маленькие дырочки. Потому что мел – это затвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей.

3 опыт. Внутри мела есть воздух (камень и мел).

- Давайте в колбы опустим камешек. Что произошло?

(Когда опустили камень в воду, то с водой ничего не произошло, она осталась прозрачной. И камень остался такой же. )

- А когда опустили мел в воду, то заметили, что вода была чистая и прозрачная, а стала мутная, потому что в ней растворяется мел. Когда мы опустили кусочек мела  в пробирку с водой, то мы  увидели пузырьки,  

Вывод: что внутри мела есть воздух.

 Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас давайте разомнёмся.

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

Воспитатель: Дети, пройдите за рабочие места.

4 опыт с уксусом и кусочком мела (воспитатель делает сам)

 Мы взяли полстакана уксуса, и кусочек мела, бросили в стакан кусочек мела.

Что произошло? (что уксус в стакане начал бурлить)

Воспитатель: Это от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливались мелкие кусочки, и, в конце концов, он полностью распался. С помощью этого опыта мы узнала, что мел — это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но очень медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях.

Вывод: мел — это известняк

Работа в карточках. Воспитатель: Молодцы ребята, вы уже очень много знаете о меле. Давайте на карточках запишим свойства мела (белый, твердый, без запаха, хрупкий, внутри мела есть возду, мел — это известняк). Снимаем халаты.

Рефлексия: Все встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.

Ты катись, весёлый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

 Тот расскажет нам…      

  Дети  говорят, что им понравилось, что было интересного.


1 опыт. Свойства мела.

- Сейчас мы с  вами проведем опыты, чтобы узнать свойства мела. (дети подходят к столам, на котором приготовлены кусочки мела и колбы с водой).

- Возьмите мел в руки и внимательно его рассмотрите.

- Скажите, какого цвета мел? (Белого)

- Мел блестит или нет? (Нет, он матовый)

- Твердый или мягкий? (Твердый)

Вывод: мел белый, твердый, матовый.

2 опыт.  Мел   крошится, сыпется, значит, он — хрупкий.

Воспитатель:  Попробуйте мелом провести посвоим  дощечкам полоску. Что видите? Что сделал мел?

Дети: Мел оставляет след, и он пачкается.

Вывод: мел крошится, значит, он хрупкий.

 - Посмотрите, после того как вы нарисовали,  ваши руки тоже стали белыми. Значит мел оставляет след и пачкается. (дети вытирают руки салфеткой)

- Скажите, а где можно увидеть мел еще? (в песке, в земле). Посмотрите, на меле есть маленькие дырочки. Потому что мел – это затвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей.

3 опыт. Внутри мела есть воздух (камень и мел).

- Давайте в колбы опустим камешек. Что произошло?

(Когда опустили камень в воду, то с водой ничего не произошло, она осталась прозрачной. И камень остался такой же. )

- А когда опустили мел в воду, то заметили, что вода была чистая и прозрачная, а стала мутная, потому что в ней растворяется мел. Когда мы опустили кусочек мела  в пробирку с водой, то мы  увидели пузырьки  

Вывод: внутри мела есть воздух.

4 опыт с уксусом и кусочком мела (воспитатель делает сам)

 Мы взяли полстакана уксуса, и кусочек мела, бросили в стакан кусочек мела.

Что произошло? (что уксус в стакане начал бурлить)

Воспитатель: Это от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливались мелкие кусочки, и, в конце концов, он полностью распался. С помощью этого опыта мы узнала, что мел — это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается— углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивна.Цель: создать условия для развития  у дет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: «Необычное расследование»  Образовательная область: «Познавательное раз...