Методическая разработка. Конспект занятия для детей 5-6 лет "О чем молчат рыбы?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Стасив Лилия Анатольевна

Конспект занятия был разработан по программе "Наука и творчество" для детей 5 - 7 лет. Тема занятия "О чем молчат рыбы?". Подготовила педагог дополнительного образования МБУДО "Детская Экологическая станция" город Новый Уренгой Стасив Лилия Анатольевна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_chem_molchat_ryby.docx221.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе "Наука и творчество" для детей 5 - 7 лет. Тема занятия "О чем молчат рыбы?". Подготовила педагог дополнительного образования МБУДО "Детская Экологическая станция" город Новый Уренгой Стасив Лилия Анатольевна.

Тема занятия: О чем молчат рыбы?

Цель занятия:  систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о рыбах;

создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи: - формировать представление о жизни обитателей вод-рыбах: чем

питаются, где живут, как дышат;

- формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать память, речь, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, интерес к познанию окружающего мира;

- способствовать развитию творческих способностей.

Материалы и оборудование: морская раковина; иллюстрации морских обитателей, акваланга, аквалангиста, схема внутреннего строения рыбы; стакан с водой, пластилин, лупы, макет рыбы, газированная вода, виноград, апельсин, шарик воздушный плотный шарик, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры.

Ход занятия:

 1.Организационно-подготовительный этап.

Педагог: Что у меня в руках? (морская раковина)

Говорят, что если приложить раковину к уху, то можно что-то услышать - что? (Ответы детей). Слушаем шум в раковине.

Педагог: На самом деле, мы слышим не шум моря, а звуки окружающей нас среды,все внешние звуки, ваше сердцебиение и движение крови отражаются эхом в раковине и возвращаются нашим ушам.

Откуда достают морскую раковину? (Ответы детей). С морских глубин. Вот и мы поговорим сегодня о подводном мире и его обитателях.

2. Основная часть:

Педагог: Каких морских обитателей вы знаете? (Ответы детей - перечисляют). Педагог показывает иллюстрации названных обитателей моря.

А может ли человек жить под водой? Почему? (Ответы детей).

С помощью чего человек погружается под воду и может там находиться некоторое время (Ответы детей). Акваланг.

Акваланг – устройство для дыхания человека под водой (его создал Жак Кусто в 1943г). Аквалангист – человек, плавающий с аквалангом.

Педагог: Человек жить под водой не может, потому что ему необходим воздух.

Значит, получается, что рыбам воздух не нужен? (Ответы детей). Рыбы как и сухопутные животные нуждаются в кислороде. Только они дышат не кислородом воздуха, как мы, а кислородом растворенном в воде.

ОПЫТ 1. ГАЗЫ В ВОДЕ.

Наливаем в прозрачный стакан воду. Наливая воду в стакан, можно увидеть пузырьки газа, которые будут находиться на стенках сосуда. Наряду с солями и другими веществами вода растворяет в себе и газы. Прежде всего это азот из воздуха, а также кислород, углекислый газ, а в некоторых случаях еще метан и сероводород. Причем холодная вода растворяет газы гораздо лучше, чем теплая, так что чем ниже температура, тем выше концентрация газов. И наоборот - с ростом температуры растворимость падает.  

ОПЫТ 2. ПЛАСТИЛИН В ВОДЕ. В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.  Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды). На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (Ответы детей - очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Делаем вывод: В воде есть воздух. Оказывается рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.

Педагог: Орган дыхания рыбы – жабры. Вода проходит сквозь жабры, оставляя там кислород. Демонстрация МАКЕТА рыбы.(Рассмотреть внешнее строение рыбы, отличие от животных).

И возникает вопрос: «Почему рыбы не тонут?». А, действительно, почему?  (Предположения детей) 

И даже не рыбы, будем дальновиднее. Почему подводные лодки не тонут?

ОПЫТ 3. ВИНОГРАД В ГАЗИРОВКЕ. Для этого эксперимента вам понадобится стакан газированной воды  и виноградинка. Бросаем виноградинку в воду и наблюдаем , что произойдет дальше. Она ожидаемо идет ко дну, т.к. тяжелее воды. Но когда она достигнет дна, ее сразу облепят пузырьки  воздуха (углекислого газа), а т. к. он легкий и стремиться вверх, то под воздействием этой силы виноградинка всплывает. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучится, сделав виноградинку снова тяжелой. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". То есть воздух позволяет виноградинке всплывать. По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка.

ОПЫТ 4. ПОЧЕМУ АПЕЛЬСИН НЕ ТОНЕТ?.

Берем апельсин и бросаем его в тазик с водой. Он плавает.Тогда очистим его от кожуры и снова бросим: он утонет.Почему? Очевидно, что в кожуре есть воздух. Действительно, трогаем ее пальчиками – она пористая. А если кожуру бросить в воду? Она плавает!

Так почему же рыбы не тонут? (Ответы детей). В них есть воздух.

Педагог:  Рыба держится на воде благодаря плавательному пузырю, который служит ей «спасительным кругом» и не дает ей утонуть. Рассматриваем иллюстрацию внутреннего строения рыбы. Наполняя пузырь кислородом или сдувая его рыба может изменять глубину своего погружения.  Когда пузырь растягивается рыба всплывает, когда сжимается, то рыба опускается на глубину. Демонстрация на воздушном шарике.

ОПЫТ 5. ШАРИКИ В ВОДЕ.

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

Педагог:   Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)

- Почему он не всплывает? (Ответы детей). Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух. Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

Если понаблюдать за рыбами в аквариуме, то можно заметить, когда рыба опускается на дно – становится тоньше, а когда поднимается вверх – тоще. Это работа плавательного пузыря.

Педагог: Ну а теперь самое время сделать рыбку. У каждого ребенка шаблоны, ножницы, цветная бумага, клей.

3. Самостоятельная работа.

C:\Users\м.видео\Desktop\Маринчу\1-13.jpg

4. Закрепление  материала.

Педагог:  Вы замечательно справились со своей работой, у всех получились красивые яркие рыбки. Что же вы можете рассказать о своих рыбах?

- Какую форму имеют рыбы? Обтекаемую форму).

- Зачем рыбам нужен хвост? (Хвост помогает рыбам двигаться вперед и служит рулем).

-Назовите орган дыхания у рыб? (Главным органом дыхания рыб являются жабры. У двоякодышащих рыб дополнительным органом дыхания служит плавательный пузырь).

- Плавательный пузырь - это? ( это орган, который имеется почти у всех видов рыб  и находится в спинной части тела рыбы. С помощью пузыря рыба может регулировать свой удельный вес, а также глубину погружения).

- Чем наполнен плавательный пузырь рыбы? (Воздухом).

- У всех ли рыб есть плавательный пузырь? (Нет плавательного пузыря и у акул. Поэтому они вынуждены постоянно находиться в движении, чтобы не утонуть. А так же нет пузыря у донных, глубоководных рыб.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина»...

Методическая разработка конспекта занятия для детей младшей группы «Времена года»

Цели:• Формировать начальные представления о временах года;• Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года;• Развивать интерес к окружающей природе; акти...

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина» Участники: дети старшей группы, воспитатель Карпова Е.А.   ...

Методическая разработка. Конспект занятия для детей средней группы «Полезные и вредные продукты» в рамках проекта «Хотим быть здоровыми»

Методическая разработка. Конспект занятия для детей средней группы «Полезные и вредные продукты» в рамках проекта «Хотим быть здоровыми» по познавательному развитию для оз...

Методическая разработка. Конспекты занятий для детей с РАС. Блок I Осень. Блок II Зима. Блок III Весна.

Ребенок с аутизмом часто не осознает свою потребность в эмоциональное общение. Как же достучаться до него и восполнить данную потребность? Для этого существует игротерапия, которую во в...