Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Грибы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шевченко Ольга Леонидовна

Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании работы по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx52.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Грибы

Цель. Расширять представления детей о грибах.

Задачи.

Образовательные:

-закреплять знания детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания; дать представление о грибнице;

-учить различать съедобные и несъедобные грибы;  

-познакомить с   правилами сбора грибов.

 Коррекционно-развивающие:

-развивать зрительное внимание, память,  координацию речи с движением;

-развивать связную диалогическую речь, умение слушать, активизировать словарный запас;

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к животным

- воспитывать  умение правильно вести себя в лесу при сборе грибов.

Тип занятия: подгрупповое

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Планируемый результат: знает основные виды съедобных и несъедобных грибов, чем отличаются, где растут; знает строение гриба; знает правила   сбора грибов в лесу;  использует  активный словарь по теме.

Методы и приёмы реализации содержания занятия: моделирование, дидактическая игра, демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, повторное проговаривание.

Лексический материал:   съедобные и несъедобные грибы, ножка, шляпка, грибница,  белый (боровик), подосиновик, лисичка, подберёзовик, бледная поганка, мухомор.

Предварительная работа. Беседа о лесе, природе, бережном отношении, рассматривание предметных картинок с изображением грибов. Чтение художественных произведений о грибах. Выполнение рисунков по теме. Заучивание и отгадывание загадок про грибы. Просмотр мультфильма «Про грибы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»,  «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Материалы и оборудование:  музыкальная колонка, телевизор, ноутбук, аудиозапись «Крик сороки», слайды «Где и как растут грибы», игрушка би-ба-бо «Сорока»,  картинки части гриба для моделирования, предметные картинки с изображением грибов (подосиновик, лисичка, подберёзовик, белый гриб, мухомор, бледная поганка), опорная схема описания гриба, карточки для дидактической игры «Съедобные – несъедобные» ,  цветные карандаши (красные, зелёные) , большие и маленькие грибочки для поощрения детей,  дидактическое пособие «экран успеха», корзинка.                                                        

Ход НОД

I Организационный момент

Приветствие «Здравствуй, небо голубое!»

- Здравствуй, небо голубое!

  Здравствуй, солнце золотое!

  Здравствуй, вольный ветерок!

  Здравствуй, маленький дубок!

  Мы живём в одном краю!

  Всех я вас приветствую!

- Я вас приветствую на занятии по окружающему миру.

II Работа по теме занятия        

1.Актуализация знаний.  Сообщение темы и цели занятия.

(Включается аудиозапись крик сороки)

- Кто же это шумит? Кто так громко кричит?  Кажется, к нам прилетела гостья. Вы её узнали?   (Это сорока)

- Что случилось сорока?

Воспитатель от имени сороки: Ой беда, беда!

-Какая беда?

С: Письмо прочитаете и сами всё узнаете.

- На конверте написано: Ребятам группы «Солнышко» от лесного зверька. Как вы думаете от кого?  (Ответы детей)

 -Откроем конверт и прочитаем.

«Здравствуйте ребята! Все звери в нашем лесу уже приготовились к зиме. Я тоже поменяла свою рыжую шубку на серенькую, а вот запасов сделать не успела, потому что повредила лапку. Я очень вас прошу мне помочь, запасти на зиму мои любимые лакомства»

- Ребята, вы догадались, от кого пришло письмо?      (Да. От белочки).

- Как,  вы догадались? (Ответы детей)

- Что запасает на зиму белочка? ( Орехи,  шишки, грибы.)        

- О чем нас просит белочка?  (Просит помочь ей запасти любимые лакомства)

- Чтобы узнать, какое самое любимое лакомство у белочки и  как будет называться наше занятие, нужно отгадать загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть, нет головы. (Это - гриб.)        

-Правильно. Значит любимое лакомство нашей белочки – это….( Грибы).  

- Ребята, попробуйте сами назвать тему нашего занятия. (Ответы детей)

- Верно. Тема нашего занятия: «Грибы»

Цель  занятия, пополнить знания о грибах. Мы с вами вспомним названия некоторых грибов, особенности их внешнего вида. Будем учиться отличать съедобные грибы от несъедобных. А также познакомимся с правилами сбора грибов.

-Почему и взрослым и детям необходимы знания о грибах?   (Потому, что мы все любим собирать и есть грибы, а они бывают очень опасны для нашего здоровья)

-Откуда вы это узнали?  (Читали книги, смотрели мультфильм, ходили в лес с родителями)

- Ребята, чтобы помочь белочке, нам необходимо выполнить задания: составить модель гриба, собрать грибы в корзинку, отделить съедобные грибы от несъедобных.  Задания будем выполнять как вместе, так и каждый самостоятельно.  После каждого выполненного задания вы будите оценивать себя, друг друга и, конечно же, вас буду оценивать я.

    За каждое правильно выполненное задание вы будете ставить на «экран успеха» большой грибочек. Если вы выполните задания с моей помощью или  с помощью кого-то из ребят, то поставите маленький грибочек.

-  Тому из ребят, кто соберёт только большие грибочки, будет вручён золотой значок «Лучший грибник», тому, кто соберёт и большие и маленькие – серебряный значок, тому кто соберёт только маленькие- бронзовый значок. А все заработанные вами грибочки мы положим в корзинку и передадим белочке.

2.Рассказ воспитателя  «Как растут грибы»

- Ребята, давайте вспомним, где растут грибы?    (Ответы детей)

-Да, действительно, грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве, и даже на старых пнях.    (Рассказ сопровождается просмотром слайдов)

Грибы - это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов  

-Что есть у грибов? (Есть ножка и шляпка).

-Правильно, ножка, шляпка, а так же есть часть, которую мы с вами не видим глазами, и находится она под землей, что это? (Ответы детей)

 - Это корни-ниточки, которые называются грибница. Через корни- ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Чтобы запомнить слово грибница, давайте повторим, вначале хором, потом по одному. Грибница. (Дети повторяют сначала хором, потом по одному) 

3.Моделирование «Как растут грибы»

- Сейчас попробуйте составить модель, как растут грибы (грибница, ножка, шляпка). Дети выполняют задание. Алёна, Арсений  и Ваня получают все части для моделирования, а Кирилл и Юля должны сами выбрать необходимые части для модели гриба.

- Не забываем, кто самостоятельно  выполнит это задание, тот поставит на  экран успеха большой грибок. Кто выполнит задание с моей помощью, тот поставит маленький грибок.

После проделанной работы дети проверяют друг друга. Обсуждение, взаимооценка, самооценка.

- Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Динамическая пауза  «Соберём грибы»

На полу по кругу разложены грибы. Дети идут по кругу со словами:

Мы идём, идём, идём,

Мы грибы сейчас найдём                    

Под листочком, под травинкой,          

На пенёчке, под осинкой.

Раз, два, три

Съедобный гриб бери.

 Как только последние слова произнесены, дети должны взять любой гриб

        

        Дидактическая игра «Собери грибы в корзинку». 

- Ребята, давайте,  и эти грибы положим в корзинку для белочки.  Но чтобы положить гриб в корзинку, вы должны рассказать о нём, как выглядит, как называется, где растёт.  (Воспитатель напоминает критерии оценивания)

 (Дети по очереди рассказывают о грибах по схеме.  Шляпка и её цвет, ножка и её цвет, где растёт, съедобный или нет).

- Мы можем положить мухомор в корзинку для белочки? Почему? (Ответы детей)

- Мухомор – ядовитый гриб. Для людей он опасен, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Мухоморы для них – лекарство.

-А знаком ли вам этот гриб?  (Показывает картинку с изображением бледной поганки)

- Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Съешь её, и умрёшь.  Шляпка у неё в центре как шар, а по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом наверху и оторочкой у основания.

- Как ещё можно назвать ядовитые грибы? (Несъедобные)

Микроитог. Самооценка. Взаимооценка.

                       6. Дидактическая игра «Съедобный  - несъедобный»

- Молодцы, ребята, все грибы вы знаете. А давайте теперь, те грибы, которые съедобные, отметим зелеными кружочками, а те, которые несъедобные, отметим красными кружочками, так как красный цвет – сигнал опасности, чтобы видно было сразу, где нас с вами поджидает опасность

(Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением грибов.  Дети отмечают съедобные грибы зелёным кружочком, несъедобные красным. Кирилл выполняет работу с помощью компьютера. Напоминает о критериях оценивания).

Самооценка. Взаимооценка.  Микроитог.

-Молодцы, ребята, знаете, как грибы выглядят, как называются, умеете отличать съедобные грибы от несъедобных.  Ещё очень важно знать, как правильно собирать грибы.

                                   7. Знакомство с правилами сбора грибов

-Обратите внимание, на доске висят два плаката. Рассмотрите их внимательно и выберите  тот, на котором изображены правила сбора грибов. (Дети рассматривают плакаты, делают свой выбор).

- Как вы догадались, что это плакат с правилами сбора грибов? (Ответы детей)

- Давайте назовём, каждое правило. (Дети с помощью воспитателя называют правила сбора грибов)

1. Для того чтобы на следующий год на этом месте опять выросли грибы, их нужно не рвать, а аккуратно срезать ножом.

2. Не срывайте ядовитые грибы, не срезайте ножом, не сбивайте палкой. Лучше обойдите стороной. Некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и птиц.

3. Не кладите в корзину червивые и старые грибы  в них образуются ядовитые вещества, этими грибами можно отравиться.

4. Никогда не собирайте грибы в городских скверах, в парках, близ дорог  (грибы как губки вписывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве, содержатся в воздухе)

- Юля про одно из правил выучила стихотворение. Давайте её послушаем.

«Полюбуйся красотой!»

Прежде чем грибок

Положить в кузовок.

Не спеши, постой,

Полюбуйся красотой,

А потом уж не ленись-

Грибу низко поклонись.

Срежь его под корешок.

Зимой будет пирожок.

3. Итог занятия.

- Ребята,  о чём мы говорили на занятии? (О грибах)

- Назовите тему нашего занятия.   (Грибы)

-Да, тема нашего занятия «Грибы».          

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие правила сбора грибов вы запомнили?

-Кирилл, как ты считаешь, кто из детей сегодня лучше всех занимался?

-Юля, а ты как считаешь, у тебя всё сегодня получилось?

-Ребята, посмотрите, сколько,  много грибов мы собрали! (Воспитатель обращает  внимание на «экран успеха»).

-Для кого мы их собирали?

- Кто из ребят собрал только большие  грибы?

Оценка деятельности детей. Вручение медалей и значков

-Давайте наши грибочки положим в корзинку. Сорока передаст корзинку белочке.  На следующем занятии мы отправимся путешествовать в лес, чтобы узнать какие ягоды там растут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"

Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на  ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...