Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Вода и её свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елисеева Екатерина Сергеевна

- Ознакомление детей со свойствами воды.

- О значении воды в жизни человека.

- Навыки проведения лабораторных опытов.

- Развитие речи, мышления, любознательности.

- Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, уставливать причинно-следственные связи, делать выводы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_grupee_sv-va_vody.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.

«Вода и ее свойства»

Образовательная область: Познание, речевое развитие.

Цели: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

ознакомление детей со свойствами воды:

- вода это жидкость

- у жидкой воды нет формы

- вода не имеет запаха

- вода не имеет вкуса

- вода прозрачна

- вода бесцветна

- вода растворитель

Закрепить  знания детей о значении воды в жизни человека.

Развивающие:

- Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

- закреплять умение работать с  прозрачной  пластиковой посудой и трубочками (соломинки для коктейля).

- закреплять умение работать с незнакомыми и знакомыми растворами,  соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

- развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Вовлекать детей в беседу, стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем (слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога);

развивать способность анализировать, сравнивать, классифицировать. Устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;

активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

- соблюдать аккуратность при работе.

- умение работать в группе, сообща.

- умение договариваться и учитывать мнение партнера.

- сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

- прививать бережное отношение к воде.

Материал и оборудование опытной деятельности:

Прозрачные пластиковые стаканчики, пластиковые трубочки (соломинки для коктейля),  прозрачные пластиковые бутылочки различной формы, пластиковые тарелочки и формочки, предметы круглой и квадратной формы, глобус, мяч-капелька, дидактический материал (карточки с условными обозначениями),  учебная магнитная доска, стакан с молоком, ложка, вода, полоски из цветной бумаги, сахарный песок, сок, кофе растворимый, соль, сок лимона.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, о её роли в жизни человека и всего живого.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3. Чтение художественной литературы по теме «Вода», чтение сказки «Путешествие капельки».

4. Отгадывание загадок по теме.

5. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

Ход занятия:

I Вводная часть

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто пришел к нам в гости (мяч-  капелька).

Она будет помогать мне сегодня.

 Посмотрите пожалуйста, что капелька вам принесла. Что это такое такое?

Дети: глобус

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Глобус  это модель нашей планеты. Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель: Ребята посмотрите на глобус. На нем голубой краски, гораздо больше, чем зеленой, коричневой, белой.

А почему? (Ответы детей) Потому что голубым цветом обозначены моря, океаны, озера и реки.

Вода занимает три четверти земной поверхности нашей планеты.

Скажите мне ребята, а какая вода в морях и океанах? (Ответы детей) соленая.

А в реках и озерах, какая вода? (Ответы детей) пресная.

Правильно, пресная вода – это вода без соли.

Человек, какую воду может пить и какой водой может пользоваться? (Ответы детей) только пресной.

Вода полезна и  необходима животным и растениям, насекомым и птицам и человеку, без нее не обойтись.

Вода не только поит, она и еще работает на человека:

Добывает ток  на электростанциях.

По морям и океанам плывут тысячу рыболовных судов. Вода самая большая и удобная дорога. По ней перевозят грузы и пассажиров.

Где еще человек использует воду? (Ответы детей) 

Полив огородов и садов, поливаем комнатные растения, моем машину, для приготовления пищи, стираем, моемся и умываемся, моем посуду, моем полы, окна и тд.

Воспитатель: Без воды не замесить тесто для хлеба. Без воды нельзя сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни лекарства, ни конфеты. Вот она какая вода! Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. А все это стало возможным потому, что человек очень хорошо изучил ее свойства.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с нашей капелькой в игру, которая называется «Какая бывает вода?»

Игра: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая, талая, дождевая, океаническая, озерная, речная, пресная, святая, лечебная, фильтрованная, кипяченая и т.д.).

II Основная часть

Дети, а где проводят опыты и эксперименты? Правильно в лаборатории.

Сегодня мы с вами станем  исследователями, и наша с вами задача будет изучить  некоторые свойства воды. Для этого мы проделаем некоторые опыты.

А сейчас пройдем в нашу лабораторию.

Свойство № 1 «Вода - это жидкость»

Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на тарелочку. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и перетекает. (ребенку можно дать два стаканчика, один с водой,  другой – пустой, предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.)

Льется вода? Вода растекается? Почему так происходит? Потому что она жидкая, она может течь. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, не падала  бы вниз в водопадах.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.

Свойство № 2 «У жидкой воды нет формы»

Предложить ребятам рассмотреть игрушечный кубик. Какой он формы? Изменит ли кубик свою форму, если мы его опустим  в стакан, положим на тарелку, опустим в сосуд. Нет, в любом месте он остается кубиком. А как ведет себя жидкая вода? Ребята наливают воду в различные сосуды различной формы. Что происходит теперь?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того сосуда или предмета, в который ее наливали.

Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.

Свойство № 3 «Вода не имеет запаха»

Когда мама печет пироги,  ароматный запах  раздается за дверями квартиры, тонкий аромат издают цветы и духи, а чем же пахнет вода?

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет?

Дети нюхают воду и убеждаются, что вода не пахнет.

Воспитатель: Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: У воды нет запаха.

После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.

Свойство № 4 «Вода не имеет вкуса»

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у нее вкус?

Дети: У воды нет вкуса.

Объяснить, что когда человек очень  хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, а чтобы выразить свое удовольствие говорит: “Какая вкусная вода!”, хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. 

А чем важно нам это свойство, когда вода не сладкая и не соленая, мы можем удалить жажду.

Вывод: У воды нет вкуса.

После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.

Свойство №5  «Вода прозрачна»

На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Воспитатель предлагает опустить ложку в стакан с водой, другую ложку  с молоком.

Воспитатель: Что заметили? В каком из стаканчиков ложка  видна, а в каком нет.

Дети высказывают свое мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой  она просвечивается. Вода прозрачная, а молоко -  нет

Вывод: Чистая вода прозрачна.

После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Вы ребята хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультурная минутка:

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим дальше изучение воды.

Свойство № 6 «Вода бесцветна»

Воспитатель: На столе лежат цветные полоски. С их помощью мы определим цвет воды. Приложим каждую полоску и проверим, совпадает ли цвет.

Можно ли сказать что вода синяя, красная, зеленая, белая?

Дети: Ни с одной из этих полосок цвет воды не совпадает.

Вывод: У воды нет цвета. Она бесцветна.

После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.

Свойство № 7 « Вода растворитель»

Перед детьми 3 стаканчика  с водой. В один из них дети кладут сахарный песок, в другой сок лимона, а в третий кофе  и размешают ложечкой.

Вещества растворились в воде и при этом вода приобрела запах и вкус того вещества, которое мы добавили.

Вывод: Вода растворитель.

Когда нам нужно это свойство воды: сахар растворяется в воде (пить чай сладкий), порошок растворяется в воде (стирать), гуашь растворяется в воде (рисуем), соль растворяется в воде (при приготовлении пищи).

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, давайте подведем итоги и скажите, пожалуйста, какие свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?

Дети перечисляют свойства воды.

Воспитатель: Молодцы!  Вода – добрый друг и помощник человека. Вода – это основной источник жизни на нашей планете! Всему живому она необходима и без нее не обойтись. И мы должны бережно относиться к ней!

А как мы с вами можем беречь воду?

Дети: Не оставлять без надобности открытыми краны, не бросать мусор в водоем.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какая наша капелька счастливая, она рада тому, что вы сегодня узнали много про  воду. Услышала, что вы умеете ее беречь и использовать по назначению. А на прощание она вам дарит маленькую частичку воды. Капельку.

Давайте попрощаемся с капелькой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие Звездочки».

формирование математических знаний и умений у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры-путешествия....

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»...

Конспект НОД "Познавательное развитие" в подготовительной группе "Школа юных космонавтов"

Занятие в игровой форме позволяет обощить и систематизировать представления детей 6-7 лет опо теме "Космос"...

Конспект занятия познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Магнит и его свойства»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "МАГНИТ. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ЗЕМЛИ"

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Магнит. Магнитные свойства Земли"...

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Песок и его свойства»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к объектам природы.Задачи:Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следств...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...