Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "МАГНИТ. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ЗЕМЛИ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Афимьина Виталина Сергеевна

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Магнит. Магнитные свойства Земли"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по познавательному развитию

 в подготовительной группе (6-7 лет)

Тема: «Магнит. Магнитные свойства земли»

Воспитатель: Афимьина Виталина Сергеевна

Высшая квалификационная категория

Цель: Расширить знания детей о свойствах магнита, магнитных свойствах Земли.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с понятиями «магнит», «магнетизм»;
  • Развивать мышление, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
  • Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические материалы от немагнетических, используя магнит;
  • Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь персонажам;
  • Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс;
  • Сформировать представления о свойствах компаса. Применять его, при ориентировке в пространстве.

Материалы: магниты, большая коробка с магнетическими и немагнетическими предметами, железные опилки, лист бумаги, тонкая и толстая книга, компас, глобус, записка с указаниями о расположении клада.

Раздаточный материал: магнит, скрепки, лист бумаги, тонкая книжка.

Предварительная работа: экспериментирование с магнитами, знакомство с глобусом, чтение глав из книги про Незнайку, знакомство со свойствами различных материалов (резина, дерево, пластмасса, бумага и др.), опыт «Рисунки магнита».

Ход занятия:

  1. Ребята, сегодня в нашу группу пришли письмо и посылка. На этот раз нам написали друзья Незнайки – Винтик и Шпунтик. Давайте, скорее, прочитаем, что они нам написали. (Читаем письмо.)

«Здравствуйте, дорогие ребята.

Пишут вам Винтик и Шпунтик. Мы решили построить новую машину для сбора яблок. Для ее постройки нам нужны железные детали. Но Незнайка перепутал все, и теперь в коробке лежат железные, деревянные, пластмассовые и другие детали. И мы не знаем, как отделить от них железные.

Помогите нам, пожалуйста.

Заранее вам благодарны.

Винтик и Шпунтик».

Ну, что,  ребята, поможем Винтику и Шпунтику?

Только, как же мы сможем отличить металлические детали от остальных? (Нужно использовать магнит.)

  • А почему нужно использовать магнит?
  • Что мы знаем о свойствах магнита?
  • Как эти свойства можно проверить?

Дети берут магниты и самостоятельно извлекают с его помощью из коробки железные предметы.

Вопросы по ходу работы детей:

  • Как называются предметы, притягиваемые магнитом?
  • Из какого материала сделаны эти предметы?
  • Что осталось в коробке, почему?

Результаты эксперимента заносятся в таблицу при помощи знаков «+» и «».

РЕЗИНА                       –

ДЕРЕВО                       –

ЖЕЛЕЗО                      +

ПЛАСТМАССА          –

БУМАГА                      –

Вывод: Магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить железные предметы от остальных, надо использовать магнит.

В-ль: Ну, вот, ребята, мы отделили железные детали от остальных. Теперь мы можем отправить их Винтику и Шпунтику посылкой.

II. Ребята, а теперь посмотрите, что я сделаю.

Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

К этой скрепке подношу вторую скрепку. И она притянулась. Теперь беру третью скрепку, она притянулась ко второй. Образовалась цепочка скрепок. Сейчас я возьму первую скрепку двумя пальцами и осторожно уберу магнит. Как вы думаете, что произойдет? (Предположения детей.)

Цепочка не разваливается. Кто скажет, почему? (Предположения детей.) Скрепки притягивают друг друга потому, что, пока находились рядом с магнитом, сами стали магнитами. А теперь попробуйте сделать это сами. (Дети выполняют задание.)

Ребята, а долго ли держится цепочка? (Ответы детей.)

Правильно, цепочка держится недолго. Это происходит оттого, что скрепки обладают магнитными свойствами лишь незначительное время.

III.  А теперь давайте проверим, как действует магнит через препятствия, например, через лист бумаги. (Показываю, а затем дети выполняют за столами.)

Что происходит? (Ответы детей.)

А теперь через тонкую книгу. (Дети проводят опыт.) Где магнит притягивал предмет сильнее? (Ответы детей.)

А как вы думаете, что будет происходить, если книга будет очень толстой? (Предположения детей. Воспитатель демонстрирует.)

Вывод: Толщина препятствия влияет на способность магнита притягивать предметы. Чем толще препятствие, тем магнитные свойства слабее.

IV. Давайте, вспомним наш опыт «Рисунки магнита». (Демонстрирую опыт.) Вспомните, пожалуйста, что значат эти «рисунки»? (Ответы детей.)

Эти «рисунки» показывают, какой узор образуют магнитные поля вокруг магнитов. (Демонстрирую схему.)

Магнитное поле – это пространство вокруг магнита, в котором магнетические предметы притягиваются к нему. Чем ближе от магнита находится предмет, тем сильнее он притягивается.

Почему же металлические опилки притягиваются магнитом? (Ответы детей.)

V. Демонстрирую компас.

Ребята, кто знает, что это? (Ответы детей.)

Правильно, это компас. Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно крутится. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Красный конец ее повернут к югу, а синий указывает на север.

Демонстрирую глобус. Ребята, Земля – это большой магнит. У нашей планеты есть северный и южный полюса. И стрелка компаса реагирует, подобно металлическим опилкам в поле магнита.

Для того чтобы определить направление по компасу, надо  положить его на ровную поверхность и оттянуть предохранитель. Этим вы освобождаете стрелку. Когда стрелка успокоится, надо осторожно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки показывал на букву С, а красный – на букву Ю. теперь буквы С, Ю, З, В показывают основные стороны горизонта.

Компас может помочь только тому, кто умеет им пользоваться.

Этому мы с вами и будем сейчас учиться. Определите с помощью компаса, какие предметы в нашей группе находятся на севере (на юге, на западе и т.д.).

Игра в кругу (Кто стоит на севере? юге?  и т.д.)

А продолжать учиться работать с компасом мы будет на улице. Я спрятала клад и даю вам подсказку (в подсказке указана точка отправления, направления по сторонам света и количество шагов, которые необходимо сделать), а вы  с помощью компаса попробуете найти его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Портрет Земли"

конспект занятия по познавательному развитию "Портрет Земли"...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Магнитное притяжение»

Конспект НОД по познавательному развитиюв старшей группе «Магнитное притяжение»...

Конспект ООД по "Познавательному развитию" в подготовительной группе "Путешествие в земли датские по сказкам Г.Х. Андерсена"

Этот конспект может помочь воспитателям подготовительной группы познакомить детей с творчеством датского сказочника Ганса Христиана Андерсена....

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства перьев" (экспериментирование)

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе. Область: познавательное развитие.Тема: Свойства перьев...

Конспект НОД по Познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Земля - наш дом во Вселенной"

Современные  дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звё...