Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Знакомство с предметами быта".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Приобщать детей к истории и традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_predmetami_byta.benova_l.b.docx111.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром.

«Знакомство с предметами быта» ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта").

Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа;

Задачи:

- прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, русскому фольклору;

-вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

-познакомить со значениями слов: прялка,  пряжа, веретено.

-воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем свое путешествие по неизведанному. И сегодня, мы узнаем много нового о предмете, который всем известен. Хотите знать, о чем?

Дети: Да

Воспитатель:

Слушайте внимательно загадку.

У иголочки подружка
К ней привязана за ушко.
След в след за нею ходит,
И узорчики выводит.
Дети: нитка.

Воспитатель: Правильно! Кто знает из чего делают нитки? 

 Ответы детей.

Воспитателя (рассказ): Оказывается еще в древности люди сшивали обработанные шкуры сухожилиями животных. Потом люди научились делать нитки из волокон растений.

Нитки делают из шерсти, хлопка, шелка, лена-их называют натуральными. Также нитки делают из вискозных, полиэфирных химических волокон-их называют синтетическими нитками.

Ребята, а где мы можем встретить нитки?

Ответы детей.

Верно, нитки используют для скрепления деталей одежды, для украшения и вышивания одежды. Еще нитки используют в вязание – одно из наиболее древних ремесел, известных человечеству. Посмотрите, какую красоту вязали ваши пра-пра-бабушки, длинными зимними вечерами.

 Нить, скрученную из продольно и последовательно расположенных волокон, называют- пряжа. (показ пряжи)

Процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон сравнительно небольшой длины для получения непрерывной нити (пряжи).-называют прядением.  В давние времена это делали с помощью прялки и веретена.(Показ воспитателя). Прядение – это древнее искусство превращения волокон в нити, которые затем используются для создания тканей и одежды.

Изготавливали прялки из дерева. Существовали прялки из цельного дерева и такие, где каждая отдельная часть была выполнена из другого вида древесины. Например, веретено вырезалось из березового дерева, донца были осиновыми или липовыми, а гребни вырезались из твердых порода древесины.

прялка с гребнем прялки с лопастьюЧто такое веретено, где и как его применяли?

 Воспитатель: На Руси прядению обучали девочек с пяти-семи лет, для того, чтобы они выросли хорошими хозяйками и мастерицами. Первую прялку девочкам дарил отец. За этим занятием девушки проводили долгие зимние вечера.

Воспитатель - А теперь давайте поиграем также, как играли в старину на Руси.

Игра «Паучок.» (Дети, идут по кругу держась за руки, со словами):

- Паучок, паучок, тоненькие ножки.
Паучок, паучок, красные сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили.
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!

(Водящий танцует и выбирает понравившегося игрока.)

Все проходят на свои места.

Воспитатель: Да, простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев и неумех никто не любит. Давайте выучим несколько пословиц и поговорок о труде:

Рабочие руки не знают скуки;

Дело мастера боится;

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Воспитатель: А для чего нужны эти нитки? (Берёт из корзинки нитки-мулине).

Дети: Чтобы вышивать.

Воспитатель: Правильно. Этими нитками вышивали полотенце, наволочка, скатерть, салфетки. Да. Много-много лет назад так выглядели узоры на полотенцах и скатертях ваших пра-пра-прабабушек. Вышивали мастерицы долгими осенними и зимними вечерами, часто сопровождая своё рукоделие песнями. Представьте себе, что за зиму мастерица вышивала до 50 полотенец. Вышивки были, в основном, красные и черные. Посмотрите, как это красиво: яркие птицы, крестики, петушки и розы на белом полотне. Полотно (или холст) рукодельницы тоже ткали сами. Из льняных и конопляных нитей получался материал для платьев и рубашек, а из шерстяных нитей - яркие клетчатые ковры. Были эти ковры такими красивыми и прочными, что их возили на продажу.

Воспитатель: Вы видите, сколько труда и умения прикладывает наши пра-пра бабушки, чтобы прясть нитки, вышивать, шить. Как вы думаете, какие слова подойдут, чтобы об этом рассказать?

Ответы детей .

Воспитатель: С древних времён и до настоящих дней нитки - важнейший материал, который находит применение в различных сферах деятельности. Например, с помощью капроновых ниток шьют не только одежду и обувь, но и используют их в медицине, полиграфии и других отраслях. 

Ребята, вам понравилось путешествие в историю ниток?

Что больше всего запомнилось?

Какие новые предметы встретили?

Воспитатель: Предлагаю сыграть в игру «Волшебные клубочки».

Нужно разделится на пары, между каждой парой лежит клубочек, пока музыка играет, бегаем вокруг клубочков, как только музыка останавливается, нужно взять клубок. Кто первым успел, тот и победил.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема: «Опасные предметы»

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.Рассказать д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Поможем мишутке быть здоровым"

Данное занятие формирует бережное отношение к здоровью...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Знакомство с предметами мебели»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Знакомство с предметами мебели»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Опасные предметы».

Формирование умения сосредотачивать внимание детей на опасных предметех, встречающихся в жизни....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Предметы, облегчающие труд человека в быту"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Предметы, облегчающие труд человека в быту"...