Луна - спутник Земли
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа)

Калайчева Медули Давидовна

Интересные факты про Луну

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luna_avtosohranennyy.docx62.61 КБ

Предварительный просмотр:

Луна – спутник Земли

C:\Users\Компьютер\Desktop\луна\0e6d04a3add82b84a03001fd6e087fb5.jpg

Задачи:

- продолжать расширять знания о неживой природе, небесных светилах и желание познать её тайны;

- формировать элементарные представления о Луне,

- развивать наблюдательность, любознательность, умение делать выводы и устанавливать причинно - следственные связи;

- воспитывать умение видеть красоту неба, любоваться окружающей нас природой

В ночном небе можно увидеть множество космических объектов. Какой же из них кажется нам самым крупным и хорошо различим невооруженным глазом? Конечно же, это Луна, ближайшее к Земле космическое тело, ее естественный спутник.

Чтобы наблюдать Луну, не надо обладать астрономическими познаниями и вооружаться телескопом. Достаточно в темное время суток поднять голову вверх и увидеть спутник Земли во всей красе.

Луна все время представляется взору наблюдателей по-разному. То это яркий шар, на котором хорошо различимы детали рельефа, то это всего лишь половинка шара, похожая полукруглый кусок сыра. Временами Луна превращается в тонкий месяц, похожий на серп. Давайте узнаем подробнее, что же представляет собой этот космический объект.

  • Луна – это шарообразное космическое тело с твердой поверхностью.
  • Луна появилась около 4,5 млрд лет назад, немного позже Земли. Наиболее популярна гипотеза о том, что Луна сформировалась из осколков, оставшихся после «Гигантского столкновения» Земли и Тейи — планеты, схожей по размерам с  Марсом.
  • Луна движется вокруг Земли по эллиптической орбите ( путь, по которому движется Луна вокруг Земли) и совершает полный оборот за 27,32166 суток. День на Луне это 29,5 дней на Земле, примерно 2 недели на Луне ночь, и также 2 недели день.
  • На Луне, из-за отсутствия атмосферы, день и ночь наступают мгновенно. Но если бы у Луны была атмосфера, то были бы сумерки, рассвет и звёзды бы гасли постепенно.
  • Ежегодно Луна отдаляется от Земли почти на 3,5 сантиметра, несмотря на невероятную силу притяжения.
  • На самом деле Луна имеет форму яйца, а не шара, как мы видим с Земли.
  • Диаметр Луны 3476 км. Если сравнивать с Землей, то это чуть больше одной четверти ее диаметра, т. е. диаметр Луны в 4 раза меньше диаметра Земли (баскетбольный мяч и теннисный мяч).
  • По объёму Луна меньше Земли в 49 раз. Из вещества земного шара можно было бы сделать 81 шар, каждый из которых весил бы столько же, сколько весит Луна.
  • Космический корабль долетает до Луны за 3-5 суток, на машине (ск. 80 км/ч) можно доехать за пол гола.

 С древних времен люди наблюдали за Луной сначала невооруженным глазом, а затем с помощью   телескопов.

  • На Луне полностью отсутствует атмосфера, которая могла бы защитить ее поверхность от столкновения с метеоритами и другими космическими телами. Поэтому поверхность естественного спутника Земли покрыта многочисленными кратерами (впадинами и глубокими ямами), которые образовались в результате падения метеоритов, при этом происходит продавливание поверхности спутника и образование кратера, а так же в следствии мощных извержений на поверхности.
  • Поверхность Луны так же покрыта  смесью тонкой пыли (как будто на ней много лет не вытирали пыль), скалистых обломков, образующихся в результате столкновений метеоритов с лунной поверхностью (толщина этого слоя составляет от долей метра до десятков метров), а так  же горами.
  • Ученые-астрономы составили подробную карту видимой стороны Луны, присвоив при этом темным пониженным участкам ее поверхности статус «морей», а светлые участки были названы материками.
  • Видимые невооружённым глазом тёмные  пятна - это лунные «моря», а на самом деле в этих морях нет воды. Лунные «моря», которые составляют приблизительно 16 % всей поверхности Луны, — это огромные кратеры, были позже затоплены жидкой лавой.
  • Большинство кратеров на обращённой к Земле стороне названо по имени знаменитых людей в истории науки, таких как Тихо БрагеКоперник, Птолемей, Кеплер ит.д..  A так же названы океаны и моря:   Океан Бурь,  Море Дождей, Море Спокойствия,  Море ЯсностиМоре ОблаковМоре Изобилия,  Море Кризисов,  Море Влажности.
  •  С Земли невооружённый глаз всегда различает одни и те же пятна на луне. Это означает, что хотя Луна и вращается вокруг своей оси, она всегда обращена к Земле одной и той же стороной. это происходит из-за того, что время обращение Луны вокруг Земли равно времени вращения Луны вокруг собственной оси.
  •  Когда Луна находится низко над горизонтом, она кажется намного больше, чем когда она висит высоко в небе, а так же видимый диск Луны кажется жёлтым в тёмное время суток или даже розоватым при рассвете-закате. На самом деле, Луна практически не меняется, это только иллюзия Луны  — обман зрения,

 

Гравитационное влияние Луны вызывает на Земле некоторые интересные эффекты.

Наиболее известный из них — морские приливы и отливы.  На открытых пространствах океана невелика и составляет 30—40 см. Однако вблизи берегов вследствие   набега на твёрдое дно приливная волна увеличивает высоту.  Максимальная высота приливной волны на Земле наблюдается в заливе Фанди, в Канаде и составляет 18 метров.

  • Сила притяжения Луны – по-научному гравитация – меньше в 6 раз, чем на Земле. То есть человек может там отрываться от поверхности, высоко-высоко прыгать и поднимать невероятно тяжелые вещи.
  • Приливы и отливы в море и океане зависят от фазы Луны.
  • Каждые 29 дней Луна постепенно меняет свой вид: от шаровидного (полнолуние), до тонкого месяца с последующим полным затемнением.
  • Луна, не излучает света, поэтому на небе мы видим только освещённую Солнцем сторону, а на другой стороне мрак. По мере движения Луны по своей орбите, освещенное полушарие Луны видно лишь частично и нам кажется что её форма постоянно меняется. А на самом деле она не меняет своей формы. Если участок Луны оказывается в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю ее поверхность, а только открытую часть и солнечные лучи отражаются только от этой части  и тогда луна на небе выглядит в виде неполного круга, полукруга и серпа, (которым в старину крестьяне срезали пшеницу), его мы называем  месяцем.
  • «Полнолуние»  – это астрономическое явление, когда к Земле обращена вся освещённая Солнцем сторона Луны, мы её видим как круглый светящийся диск.
  • «Новолуние»  - это астрономическое явление, при котором отраженный от Луны свет не попадает на поверхность Земли и мы её не видим. Луна  располагается между солнцем и Землей.
  • «Суперлуние» - это астрономическое явление, при котором  Луна в полной фазой движется по орбите на самом близком расстоянии от Земли.
  • Свет от Луны достигает Земли за 1,255секунд. 
  • Ввиду практического отсутствия атмосферы небо на Луне всегда чёрное и со звёздами, даже когда Солнце находится над горизонтом. Однако на дневных фотографиях звёзды не видны.
  • Практическое  отсутствие атмосферы приводит к высокому перепаду температур на поверхности Луны (от −173 °C ночью до +127 °C днём).
  • Температура пород, залегающих на глубине 1 м, постоянна и равна −35 °C.
  • Без атмосферы на поверхности Луны не может быть жидкой воды, так как она мгновенно бы испарилась.
  • Иногда на Луне происходят лунотрясения, из-за отсутствия воды  колебания лунной поверхности продолжительны по времени, могут длиться более часа.
  • На Луне нет воды, поэтому там ничего не растет.
  • На Луне нет ни зимы, ни лета, потому что она мало наклонена к Солнцу.
  • Атмосферы на Луне нет, жизнь на планете невозможна.

С наступлением космической эпохи к Луне отправились межпланетные станции.

  • Первыми к Луне отправились советские космические аппараты «Луна-2» и «Луна-3». Это произошло в 1959 году.
  • Станция «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Луны и передала это изображение на Землю. До этого момента люди никогда не видели, что же находится на обратной стороне нашего спутника. Первыми на орбите Луны побывали черепахи.
  •  Первую мягкую посадку на поверхность Луны 3 февраля 1966 года осуществила советская межпланетная станция «Луна-9».
  •  В конце шестидесятых годов двадцатого века  к Луне были отправлены первые пилотируемые космические корабли Луна — единственное небесное тело, на котором побывал человек:
  • Первая посадка произошла 20 июля 1969 года; последняя — в декабре 1972 года, первым человеком, ступившим 21 июля 1969 года на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг, вторым — Эдвин Олдрин; третий член экипажа Майкл Коллинз оставался в орбитальном модуле.
  • В декабре 1972 года астронавты «Аполлона-17» капитан Джин Сернан и д-р Харрисон Шмитт стали последними (на сегодняшний день) людьми, высадившимися на Луну.
  •  Луна первое небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю (США доставили 380 килограммов, СССР — 324 грамма лунного грунта)
  • В семидесятых годах прошлого века Луну изучали самоходные автоматические аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2», управляемые дистанционно инженерами с Земли.
  • В двадцать первом веке изучение Луны было продолжено. К ней отправлялись и орбитальные зонды, составившие подробную карту спутника Земли, и самоходные космические аппараты.

Может быть, кто-то из вас в обозримом будущем, будет изучать планеты, космос и узнает как сформировались планеты. А пока мы будем смотреть на небо днём и ночью и любоваться сиянием солнца, звёзд и луны.

Вопросы для закрепления

♦ Какая планета является спутником Земли?

♦ Какую форму имеет Луна?

♦ Во сколько раз Луна меньше Земли?

♦ Как выглядит лунная поверхность?

♦ Есть ли на Луне атмосфера?

♦ Есть ли в лунных морях вода?

♦ Как называется неполная Луна?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поделка ко дню космонавтики "Спутник Луна""

Совместная работа "Спутник Луна" Автор Дмитриков Дима 3 года...

Беседа "Луна - спутник Земли"

Беседа проводилась в рамках проекта "Космос"...

Конспект занятия для кружка дополнительного образования «Астрономик» «Луна — спутник Земли».

Программное содержание:• вызвать интерес к космическому пространству;• расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии;• познакомить с естест...

Беседа «Луна — спутник Земли»

Задачи:- продолжать расширять знания о неживой природе, небесных светилах и желание познать её тайны;- формировать элементарные представления о Луне,- развивать наблюдательность, любознательность, уме...

Занятие по познавательному развитию "Луна - спутник Земли" для детей 6-7 лет

Обогащение у детей представлений о Луне посредством интерактивной экскурсии «Луна – спутник Земли» в мобильном планетарии и роботоконструирования с элементами программирования и эксп...