Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию. Тема: «Белая береза - символ Родины моей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию
Тема: «Белая береза - символ Родины моей»
Цель: способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России;
- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах;
- познакомить со стихотворением, загадками, пополнить словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать сообразительность, интерес к родной природе.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе:
- воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие образа березы в музыке, поэзии, произведениях изобразительного искусства.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, подведение итога, оценка активности детей.
Наглядные: наблюдение, рассматривание картин, предметов.
Практические: игра, аппликация.
Материалы и оборудование: аудиозапись, береза-деревцо, картинки с изображением березы разного времени года; картинки изделий из берёзы, художественная литература; бумага белого и зеленого цвета, картон белый, клей-карандаш, салфетки, фломастеры.
Предварительная работа: рассматривание изображений родной природы; наблюдение в природе за березой, знакомство и беседы о государственной символике России; разучивание стихотворений о берёзе, песни и хоровода «Во поле береза стояла».
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит тихая музыка «Отчего так в России березы шумят», дети заходят в группу.
Вводная часть.
Воспитатель. Дети, вы слышите, какая красивая музыка звучит. Я вам сейчас загадаю загадку, послушайте о ком она?
Она весну встречает, сережки одевает.
Ее узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете.
Воспитатель. Правильно, ребята, эта берёза. Послушайте стихотворение.
Основная часть.
С чего начинается Родина?
С белых берёз.
На полянке, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокурая берёза-
Символ Родины моей.
- У нас в России очень много берез. Любит наш народ зелёную красавицу, гордится ею. За свою красоту береза стала символом России.
Воспитатель. Дети, где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке).
- Да, ребята, берёзка растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Береза не прихотлива к почве и растет даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.
- Как можно отличить берёзку от других деревьев? На белой коре есть тёмные полоски (чечевички, через которые берёза дышит. Берёза может жить долго-100-150 лет.
Воспитатель. А почему березка является символом России? (Ответы детей) Белый цвет присутствует на государственном флаге России. Нам об этом расскажет Юля.
Ребёнок читает стихотворение «Флаг России»
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
Воспитатель. Ни в какой другой стране нет таких красавиц белоствольных берез. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
- Многие талантливые русские художники запечатлели березу на своих картинах. Давайте с вами пройдём в наш демонстрационный зал, я вам покажу эти картины.
- Перед вами картина Ивана Ивановича Шишкина, называется «Березовая роща»
Воспитатель. А что такое березовая роща? В какое время года изобразил художник березовую рощу? Почему так думаете? Ответы детей.
- Смотришь на березовую рощу в летний день, на тихие молчаливые березки и ощущаешь красоту своей Родины.
Воспитатель. А эту картину написал Исаак Ильич Левитан. Какое время года изображено? Картина называется «Золотая осень»
- Почему художник так назвал свою картину? Ответы детей.
- Как же красивы белоствольные красавицы в ярком осеннем убранстве.
Воспитатель. А вот картина, которая называется «Иней», написал ее Игорь Эммануилович Грабарь. В какое время года изображены березы? Как вы догадались? Чем покрыты ветки березы? Ответы детей.
- Как же красива береза зимой, словно хрустальная красавица из сказочной страны.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на картине Алексея Кондратьевича Саврасова, которая называется «Грачи прилетели» какое время года изображено? По каким приметам вы догадались? Ответы детей.
Воспитатель. Любуешься на тонкие ветки березы весной и будто слышишь звонкую капель. В разное время года мы увидели березу и в каждое она красива по-своему.
- Ею можно восхищаться в любое время года. Как можно назвать берёзу ласково? Ответы детей. (берёзка, берёзонька)
Воспитатель. Давайте вместе с вами придумаем слова, которыми мы можем описать это удивительное дерево. Каждый называет слово и вешает на дерево зеленый листик. Береза какая? (кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая.)
- Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.)
- Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
Воспитатель. В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. Расскажите, мне какую пользу приносит берёза для всех? (Ответы детей.)
- А вы знаете, как люди могут использовать березу? (Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Воспитатель. В старину девушки и юноши водили хоровод вокруг березы. Вот и я приглашаю вас на хоровод вокруг нашей гостьи!
Хоровод «Во поле береза стояла»
Воспитатель. Сегодня вы многое узнали о русской красавице - березе, и теперь я вам предлагаю поиграть.
Игра «Узнай и назови» (с мячом)
Воспитатель задает вопросы детям:
- Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)
- А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)
- Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)
- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе? (Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)
- Какую пользу приносит береза (сок, лекарства, краска, дрова, мебель, лыжи, корм для птиц)
- Какое дерево называют кудрявым (береза)
- Какое дерево называют русским (береза)
- По каким признакам мы можем узнать березу? (белый ствол).
- Какие бывают листочки? (зеленые, изумрудные, золотые, клейкие)
- С кем сравнивают красавицу березу? (с девушкой, невестой).
- Как называются - черные точки у берёзы? (чечевички, через них береза дышит).
- Что такое береста?
- От чего защищает береста березу?
- А вы знаете, в какое время года собирают березовый сок? (весна)
Воспитатель. Давайте с вами подойдем к окну. Посмотрите, на наши берёзки, что на них не хватает? Ответы детей.
- На улице уже весна и ей уже не терпится нарядиться в зеленый сарафан. Поможем ей?
Воспитатель: А теперь мы с вами присядем за столы, и сделаем подружек для нашей березы.
Перед тем как начать делать, сначала разомнем наши ручки и пальчики.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «БЕРЕЗКА»
Воспитатель. Ребята, давайте немного отдохнём и изобразим красивых берёзок.
Мы берёзку посадили, (выпрямиться стоя руки на пояс)
Мы водой её полили, (руки согнуть к плечам, ладонями вперёд)
И берёзка подросла,
К солнцу руки подняла, (потянуть руки вверх)
А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила (поклоны головой, сесть)
Садятся за столы.
Проводится обрывная аппликация «Берёзки» по образцу воспитателя.
Звучит фонограмма «Отчего так в России березы шумят», «Во поле береза стояла» дети выполняют работу.
По окончании работы дети держат в руках, свои работы, показывают друг другу.
Воспитатель. Молодцы, постарались, у нас с вами появилась целая березовая роща! (развешивают на доске)
Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель. Наше занятие подошло к концу.
Вопросы:
- Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие?
- Что нового вы узнали?
- Как вы будете относиться к берёзе и другим деревьям?
- С каким деревом вы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
Воспитатель. Я хочу, чтобы вы ребята, не забывали любить это дерево, восхищаться им, беречь его и гордиться нашей страной.
- Береза - символ России, нашей Родины. И быть ей вечно на наших просторах, вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию ФЭМП на тему "В стране Королевы Математики"
Заинтересовала детей на занятие с игровой мотивацией - нахождение в группе волшебного чемодана, в котором лежал...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему: "Наша Родина - Россия"
Конспект занятия в старшей группе попознавательному развитию на тему:"Наша Родина - Россия"...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Секреты символов России"
Приобщение к культурным ценностям, воспитание патриотических чувств к Родине....
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию Тема: «Красная книга Нижегородской области».
Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. Активизировать познавательную и исследовательскую активность при рассмотрении Красной книги Нижегородской области. Формировать представления детей о ...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Государственные символы России»
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Государственные символы России» Цель: Познакомить с государственной символикой России.Задачи:- Формировать представ...