Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы по теме «Секреты жителей Королевства неживой природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие способствует развитию у детей умения проводить лабораторные опыты и эксперименты согласно определённому алгоритму; умение выражать свои мысли. отстаивать свою точку зрения; осуществлять самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_poznavatelno.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшей группы №4 «Полянка»
по теме «Секреты жителей Королевства неживой природы»
Воспитатель: Казакова Светлана Валентиновна
Педагогические цели и задачи.
Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях.
Формировать представления о свойствах почвы (земля, песок, глина) и необходимости этого материала для жизни человека, растений и обитателей, которые в ней живут.
Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
Развивать умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением; выражать свои мысли и делать умозаключения.
Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль результатов деятельности.
Планируемые результаты:
1. Дети смогут объединяться со сверстниками для проведения лабораторного опыта.
2. Дети научатся согласовывать действия; оценивать полученный результат.
3. Дети смогут соблюдать очерёдность в проведении исследований.
4. Дети заинтересуются проблемой необходимости беречь не только живую природу, но и объекты неживой природы.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Средства и материалы: лупы; ёмкости с песком, землёй и глиной; сито; весы; ёмкость с водой; воронка; ложки; формочки; салфетки; подносы; карточки для заполнения результатов исследований.
Организационная структура НОД
Этапы образовательной деятельности | Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
Способствуем формированию внутренней мотивации к деятельности | Дети рассаживаются полукругом перед демонстрационной доской. «Ребята, вчера вечером я прогуливалась по берегу моря и задумалась о том, что нас окружает очень много объектов, на которые мы мало обращаем внимания. А сегодня, так совпало, одна из королев, живущих в нашем Познавайкином уголке, предлагает познакомиться с её жителями поближе. А что это за жители, вы узнаете, если отгадаете загадки. Ну, что? Готовы узнать что это за жители и чем они интересны? | Я предполагала, что вам это будет интересно! Ведь вы такие любознательные! |
Способствуем планированию детьми их деятельности | На доске размещены карточки с цифрами от 1 до 4, а под ними карточки с загадками. Каждая цифра соответствует одной загадке. Воспитатель загадывает загадки. 1.Он и жёлтый, и сыпучий. 2. Если встретишь на дороге, Во дворе насыпан кучей. То увязнут сильно ноги. Если хочешь, можешь брат А сделать миску или вазу, И в куличики играть. (песок) Она понадобится сразу (глина) 3. Дождик льёт - она всё пьёт, всё остальное - зеленеет и растёт. (земля) Вы догадались какая королева нас ждёт в гости?» В группе заранее расставлены на столах все необходимые материалы для исследований. Каждый стол отмечен цифрами от 1 до 4.
| Если дети отвечают верно: «Точно», «Замечательно», «Именно так» Если отвечают неправильно: «А кто еще как думает?» «Совершенно верно» |
Способствуем реализации детского замысла | «А теперь давайте поближе познакомимся с жителями Королевства» Воспитатель предлагает детям потрогать, сравнить по цвету песок, глину и землю. «Ребята, на доске и на столах вы видите карточки с цифрами от 1 до 4. С обратной стороны карточки расположены признаки, по которым мы будем исследовать свойства данных объектов». «Павел, открывай карточку». «Мы рассмотрим с вами из каких частичек состоят наши объекты. Какие они по форме? Похожи между собой частички?» «Мила, открывай следующую карточку». «Здесь мы проверим все объекты на сыпучесть. Через воронку пропускаем по очереди песок, глину и землю. Что обладает лучшей сыпучестью?» «Егор, у нас осталось две карточки. Открывай еще одну». «А сейчас мы с вами исследуем впитываемость наших объектов. Как вы распределите по впитываемости наши объекты?» «Ну, и последняя карточка. Открывай её Маша. Мы узнаем с вами содержит ли песок, глина и земля воздух . Наливаем в каждую емкость с песком, глиной и землёй воду. Посмотрите, где образовалось больше пузырьков?». «Ребята, а вы знаете, что живая и мёртвая вода существует не только в сказках, но и в реальной жизни?! Как вы думаете: какую воду можно назвать живой, а какую – мёртвой?» «Живая вода попадает в землю с дождём, талым снегом, поит растения и животных. А от мёртвой воды подземные жители могут заболеть или даже погибнуть» «Давайте пройдем с вами к следующему столу. У меня две ёмкости с землёй и два кувшинчика с водой: в одном –чистая вода. А в другом вода с растворённым стиральным порошком. Давайте проведём эксперимент: Аня будет наливать чистую воду в свою ёмкость с землёй, а Никита загрязнённую воду в свою ёмкость» «Ребята.что же произошло?». «А если бы вы были кротом или червячком, то какую землю бы выбрали для жизни?» «Во многих местах земля загрязняется и там уже не могут расти растения и не могут жить животные. А что мы можем сделать, чтобы не загрязнять землю?» | «Действительно, отличаются» «Да, конечно. Какой номер карточки на доске открываем, к такому же номеру стола подходим». «Совершенно верно». «Отправляемся к столу номер 1» «Я, пожалуй, соглашусь с тобой» «Мне тоже кажется, что они не очень похожи». «Частички сухого песка расположены отдельно друг от друга, а частички глины и земли как будто прижались друг к дружке» «Замечательно. Отправляемся к столу №2» «Вы правы. Сухой песок обладает большей сыпучестью. Глина сыпется через воронку хуже, земля совсем застряла в воронке». «Теперь мы отправляемся к столу №3» «Да, действительно. Песок очень быстро впитал воду. Затем земля и на последнем месте глина» «Молодцы. Совершенно верно. Больше всего пузырьков воздуха образовалось в песке, затем в земле и в глине». «Мне очень понравились ваши предположения. Вы очень интересно рассуждаете».
«Действительно, чистую воду земля впитала и её поверхность осталась чистой. А вот порошок оставил плёнку на поверхности земли». «Совершенно верно». «Мне очень нравится, что вы понимаете как нужно беречь нашу землю!» |
Способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности | «Ребята, мы сегодня с вами познакомились поближе с жителями Королевства неживой природы. Какими же интересными свойствами они обладают?» Я предлагаю вам заполнить небольшую таблицу по этим свойствам. А от Королевы неживой природы вам подарок : каждому ребёнку блокнот «Мои первые эксперименты», в котором вы будете фиксировать всё самое интересное!» | Если дети ответили верно: «Вы отлично запомнили эти свойства». Если дети затрудняются с ответом: «Узнали, что они обладают многими интересными свойствами: рыхлостью, сыпучестью, имеют свою плотность и пластичность». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы по теме: "Свойства воды"
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой....
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты здоровья»
Предлагаю Вашему вниманию конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста, где дети знакомятся с четырьмя правилами здорового образа жизни....
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты здоровья»
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Секреты здоровья»...
Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»
МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы на тему «Молоко и молочные продукты»
Цель: Развивать творческую исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.Задачи: Расширить представления детей о молоке и молочных продуктах, их пользе для детско...
познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Кошачьи секреты»
Цель: создать условия для познавательной активности воспитанников.Задачи:Образовательные: расширить представления детей о кошках, их особенностях и повадках. Способствовать проявлению познавательной и...
Технологическая карта познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы "Спасатель - профессия героическая!"
Цель:Формирование познавательной активности детей, устойчивого интереса к миру профессий, соотнесение профессии с родом деятельности, способствующей ранней профориентации дошкольников....