Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности «Удивительный мир»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель программы: развитие познавательных способностей, внимания в процессе опытно-экспериментальных деятельности с объектами окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir.6-7_let_ushakova_e.v.docx | 55.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Планета детства»»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
Программа естественно-научной направленности
«Удивительный мир»
Уровень освоения программы: ознакомительный
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6 - 7 лет
Автор-составитель:
Ушакова Евгения Владиславовна,
воспитатель
Тамбовский муниципальный округ
р.п. Новая Ляда, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Информационная карта
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………. 5
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………..9
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ………………………………...……. 11
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………….... 12
1.4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………….………….….. 12
1.4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА …………………….…………… 13
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………… 16
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ………………………………….... 18
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………...……....… 18
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ …………………………………………………………………... 19
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………. 19
2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. 21
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Удивительный мир» МАДОУ «Детский сад «Планета детства»» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Подготовка детей к школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне.
Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. К тому же знакомство с окружающим миром является источником конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые запоминаются ребенком на длительный период. И что важно, дети уже обладают знаниями, однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечеткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков и представлений. Некоторыми способами дошкольники овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут ознакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре. Таким образом, знакомству дошкольников с окружающим миром должно отводиться важное место, поскольку очень важно вырастить детей людьми, умеющими думать и сопереживать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Именно эти задачи решает образовательная программа «Удивительный мир».
Информационные технологии дают нам новые возможности, поэтому наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования и введением ФГОС ДО и ФОП ДО, необходимо создание условий для формирования предпосылок универсальных учебных действий. Старший дошкольник, на этапе завершения дошкольного образования должен, проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдать, экспериментировать; а также принимать собственные решения, опираясь на свои знания. Иными словами, необходимо развивать познавательные способности детей, в основе которых лежит логическое мышление. К тому же, анализ содержания современных обучающих программ начальной школы, говорит о том, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Именно поэтому, для осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимо формировать предпосылки учебных действий опираясь на логическое мышление дошкольника. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. На каждом возрастном этаᴨе создается определенная база знаний, на основе которой формируются психические функции, важные для ᴨерехода к 4 следующему этапу. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает и как исходный элемент познания, и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
Социальными заказчиками деятельности кружка «Удивительный мир» являются родители воспитанников.
Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:
• Интеллектуальное развитие детей
• Подготовка к обучению в школе (развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти)
Организация кружка «Удивительный мир» дает возможность развивать познавательную активность и логическое мышление.
Предлагаемая программа «Удивительный мир» по своему содержанию является социально-педагогической. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей узнавать что-то новое. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
Программа «Удивительный мир» естественнонаучная, т.к. она позволяет выяснить уровень знаний об окружающей среде у каждого ребёнка, а также определить области знаний и умений, в которых ребёнок испытывает трудности и оказать ему соответствующую помощь.
Направленность программы:
по содержанию – естественно-научное развитие
по функциональному предназначению- дополнительное образование
по форме организации – кружковая работа
Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 25.11.2022г. № 1028
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Устав МАДОУ «Детский сад «Планета детства»»
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для ООД в группе детского сада для детей 6-7 лет в рамках кружковой работы по экологии.
Актуальность программы обусловлена тем, что настоящая Программа, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения – экспериментирование, обеспечивает ребёнку овладение знаниями об окружающей среде, о различных свойствах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими.
Отличительные особенности. Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет
• обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного
внимания,
• участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку,
• использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям,
• детям получать радость и удовольствие в награду за свой труд.
Адресат программы.
Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет.
Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.
Объем и срок освоения программы:
Общее количество часов – 36 часов.
Количество месяцев - 8 месяцев
Срок реализации – один год.
Режим ООД - 1 раза в неделю по 30 минут.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников 6-7 лет, являющиеся основным составом кружка, а также индивидуально.
Состав группы – постоянный, состав кружка «Удивительный мир» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД. В объединении занимаются дети 6-7 лет.
Режим, периодичность и продолжительность ООД:
Возрастная группа | Количество занятий | Длительность занятий | Форма организации | Срок реализации | ||
в год | в месяц | в неделю | ||||
Для 6-7 лет | 36 | 4 | 1 | 30 мин. | групповая, подгрупповая | 1 год |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Особенности организации образовательного процесса – очно
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Формы организации образовательного процесса:
- групповая и индивидуальная работа с детьми
- тематические развлечения
- мастер-классы с педагогами и родителями
- консультации для родителей и педагогов
- родительские собрания с использованием ИКТ
- публикация информации на сайте МАДОУ
Формы организации учебного ООД:
- индивидуальная,
- индивидуально-групповая,
- групповая.
Педагогические технологии:
- индивидуальная работа с ребенком
- коллективные работы
- совместные работы 2 – 3 детей
- тематические занятия
- пальчиковая гимнастика
- дидактические игры
- физкультминутки
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
Алгоритм ООД:
- организационный момент
- основная часть
- динамическая пауза
- дыхательная гимнастика
- подведение итогов ООД
Дидактические материалы:
1. Планета – наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.
2. Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.
3. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б. Б. Финкельштейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 128 с.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы. Развитие познавательных способностей, внимания в процессе опытно-экспериментальных деятельности с объектами окружающей среды.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек – природа» и в самой природе;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные это живые организмы; о наличии в природе живых тел, об их взаимосвязи;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Развивающие:
- развитие системы умений и навыков и стратегий взаимодействия с природой;
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- формирование навыков рационального природоиспользования;
- развитие навыков здорового образа жизни, охрана и укрепление здоровья детей.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы.
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название модуля | Общее количество часов |
1. | «Неживая природа осенью» | 4 |
2. | «Растительный и животный мир осенью» | 4 |
3. | «Неживая природа зимой» | 4 |
4. | «Растения зимой» | 4 |
5. | «Природа и человек» | 4 |
6. | «Неживая природа весной» | 4 |
7. | «Растения весной» | 4 |
8. | «Животный мир весной» | 4 |
Итого: | 32 |
Содержание образовательных модулей:
1 модуль «Неживая природа осенью». Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений и их функции. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Закрепить правила поведения в природе.
2 модуль «Растительный и животный мир осенью». Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении солнечной системы. Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений
3 модуль «Неживая природа зимой». Учить детей видеть красоту зимнего леса, наблюдать за растениями зимой. Распознавать следы лесных обитателей на снегу. Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки.
4 модуль «Растения зимой». Воспитывать бережное отношение к окружающему. Учить замечать деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.
5 модуль «Природа и человек». Приспособление животных к жизни в природных условиях. Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде и кабане (внешний вид, среда обитания). Показать роль человека в жизни домашних животных.
6 модуль «Неживая природа весной». Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. В Забайкальском крае зима длинная, весна – стремительная. Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Подвести к пониманию, что весна в Забайкалье приходит позже, чем в южные и центральные регионы. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития. Поощрять желание трудиться.
7 модуль «Растения весной». Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
8 модуль «Животный мир весной». Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.
1.4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Дата | Модуль | Программные задачи | Формы ООД | Формы подведения итогов | |
Месяц | Неделя | Тема ООД | |||
октябрь | 1 | 1 модуль «Неживая природа осенью» 1. «Я и природа» | - воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; - формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) | групповая | Аппликация из природного материала «Сокровища природы» |
2 | 3. «Осенние явления в неживой природе» | - познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; - уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; - сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. | |||
3 | 3. «Почему бывают разные времена года» | - Солнце – источник света и тепла; - смена времен года; - сезонные изменения в природе; - роль Солнца в жизни человека. | |||
4 | 4. «Что мы знаем о вещах» | Развивать чувство безопасности, творческие способности, воображение. | |||
ноябрь | 1 | 2 модуль: «Растительный и животный мир осенью» 5. «Экскурсия на луг. «Луг –экосистема» | - закрепить правила поведения в природе; - учить находить связь растений с насекомыми; - уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений. | групповая | Консультации для родителей «Как приобщить ребенка к природе» |
2 | 6. «Цветущие растения» | - закрепить названия 4-5 цветущих растений; - познакомить детей с разнообразием видов растений в природе; - уточнить части растений и их функции. | |||
3 | 7. «Сравнение диких и домашних животных» | - расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде | |||
4 | 8. «Беседа о перелетных птицах» | - закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах; - связь птиц со средой обитания; – заботливое отношение к птицам | |||
декабрь | 1 | 3 модуль «Неживая природа зимой» 9. «Круговорот воды в природе» | - закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; - уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара) | групповая | Рисование «Зимнее царство» |
2. | 10. «Как рождается ветер» | - дать представление о движении воздуха (ветре); - роль ветра в природе и жизни человека. | |||
3 | 11. «Зимние явления в неживой природе» | - уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер. | |||
4 | 12.Викторина «Вспоминай-ка» | Закрепление пройденного материала. | |||
январь | 1 | 4 модуль «Растения зимой» 13. «Как растения приспособились зимовать» | - учить замечать деревья и кустарники без листьев; - закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки. | групповая | Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение» |
2 | 14. «Комнатные растения – живой организм» | - объяснить понятие «комнатные растения»; - узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей | |||
3 | 15. «Хлеб всему голова» | - расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании; - учить понятию «Культурные растения»; - прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу; | |||
4 | 16. «Через добрые дела можно стать юным экологом» | - показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах; - воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе | |||
февраль | 1 | 5 модуль «Природа и человек» 17. «Зимовка диких и домашних животных» | - учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных; - уточнить признаки домашних и диких животных. | групповая | Просмотр обучающего видеофильма «Животные Крайнего Севера» |
2 | 18. «Красная книга» | - бережное отношение к растениям и животным; - правила поведения в природе | |||
3 | 19. «Как животные проводят зиму в лесу?» | - закрепить значение внешних факторов в жизни животных; - уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания; - сезонные изменения в жизни животных. | |||
4 | 20. «Почему белые медведи не живут в лесу?» | - приспособление животных к жизни в природных условиях; - обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены | |||
март | 1 | 6 модуль «Неживая природа весной» 21. «Как солнце жизнь дает земле» | - уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. | групповая | Памятка для родителей «Инструктаж по ТБ. Правила поведения воспитанников на занятиях» |
2 | 22. «Камни, песок, глина» | - уточнить знания детей: песок -сыпучесть, рыхлость… Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. | |||
3 | 23. Д/у «Умозаключения» И/у «Соедини стрелками», «Назови одним словом» Д/и «Найди части» | - продолжать формировать Классификацию предметов. | |||
4 | 24. Игра «Детишки» И/у «Найди и раскрась часть, которой не хватает» | - формировать пространственные представления. закреплять умение группировать предметы | |||
апрель | 1 | 7 модуль «Растения весной» 25. «Растения весной». Занятие первое | - учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава… | групповая | Выпуск листовок «Берегите первоцветы» |
2 | 26. «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду». Занятие первое | - закрепление навыков по уходу за комнатными растениями; - зависимость роста растений от условий окружающей среды. | |||
3 | 27. «Размножение растений». Занятие второе | - познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями) | |||
4 | 28. «Берегите первоцветы». Занятие второе | - уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; - особенности строения и назначения всех органов | |||
май | 1 | 8 модуль «Животный мир весной» 29. «Особенности жизни зверей весной» | - учить замечать особенности жизни зверей весной; - уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | групповая | Акция «Домик для скворца». Установка скворечников на деревья. |
2 | 30. «Встречаем птиц» | - совершенствовать знания о перелетных птицах; - уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) | |||
3 | 31. «Море бывает в беде» | - приспособление диких животных к жизни в природных условиях; - отношение современного человека с природой; - факты отрицательного воздействия человека на природу. | |||
4 | 32. «Этот удивительный мир насекомых» | - уточнить многообразие насекомых; - сезонные изменения в жизни насекомых. | |||
33-36 - резерв |
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Целевые ориентиры. Главным результатом реализации программы является создание каждым воспитанником своего оригинального продукта, а главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами логического мышления может каждый ребёнок.
Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку к мыслительной деятельности.
К концу курса дети должны знать и уметь:
- дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению;
- выработать у детей привычку максимально полно включаться на занятии (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка);
- привить любовь к конкретному предмету – окружающему миру;
- самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость, температура поверхности;
- классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны;
- определять размер, цвет, форму и другие признаки предметов; на основе этого описывать предмет;
- раскрывать личностные и деловые качества человека труда;
- анализировать, результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- делать выводы о том, как человек может беречь природу;
- уметь применять полученные знания на практике.
- устанавливать связь между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием;
- обследовать предмет с помощью сенсорных эталонов и действий восприятия;
- выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;
- объяснять экологические зависимости; устанавливать связь и взаимодействия человека с природой;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
Планируемые результаты:
- называть природные объекты и воспроизводить их по предложению взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
для детей 6-7 лет
Количество недель | Количество учебных дней | Продолжительность каникул | Дата начала и окончания уч.г. |
36 | 36 | 1-2 неделя января | 01.09.2019.-31.05.2020. |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации данной программы необходимо:
| Магнитофон и аудиозаписи детских песен, художественных произведений, звуков природы, пианино, телевизор и DVD проигрыватель, диски с записью развивающих игр, мультфильмов и программ, компьютер, проектор, белый экран для демонстрации слайд-шоу и презентаций. |
| Наглядные пособия, прописи, иллюстрации; схемы, технологические карты. |
| Ушакова Евгения Владиславовна – воспитатель. Высшее образование – ТГУ им. Г.Р. Державина по специальности «Специальное (дефектологическое) образование» 03.07.2016г. Соответствует занимаемой должности от 04.12.2017 Курсы:
|
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формой подведения итогов реализации программы является мониторинг детского развития, который проводится два раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления.
Механизм оценивания образовательных результатов.
- Одним из способов проверки эффективности программы и средством измерения достигнутых результатов являются промежуточные и итоговые аттестации.
- Наблюдение за обучающимся во время работы.
- Беседа.
- Оценка его исследований и методов выполнения заданий.
Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их выполнения.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- журнал посещаемости,
- сертификаты и дипломы,
- методические разработки,
- фото и отзывы детей и родителей
и т.д.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие воспитанников объединения в конкурсах различного уровня, выставках технического творчества.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностическая карта
для детей 6-7 лет:
№ п/п | Ф.И. ребенка | Эмоционально-волевая сфера | Изобразительно-выразительная сфера | Познавательно-эстетическая сфера | |||
Наличие интереса | Неживая природа | Живая природа | Человек и природа | Соответствие темы содержанию ответа | Способность передавать через слова эмоциональное состояние | ||
1. |
0 баллов – низкий уровень (ребенок не способен в полной мере отразить обозначенный критерий);
1 балл – средний уровень (ребенок отражает критерий при помощи воспитателя);
2 балла – высокий уровень (ребенок свободно отражает обозначенный критерий).
Организационно-педагогические условия реализации программы заключаются в способности трудиться, способности упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами логического мышления может каждый ребёнок. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку к мыслительной деятельности.
В содержании программы присутствуют все направления, решающие многие воспитательные и образовательные задачи, которые актуальны в период перехода на новые стандарты.
Список литературы для педагогов:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
2. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
4. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
5.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
6. Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.
7. Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
8. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
9. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
10. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
11. Хабарова Т. В. , Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
12. Нифонтова С. Н. , Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
13. Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы воспитателя сел. дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
14. Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 23 с.
15. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
Список литературы, рекомендуемый для детей и взрослых:
1. Планета – наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.
2. Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.
3. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.
5. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б. Б. Финкельштейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 128 с.
6. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.
7. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
8. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: «Асар», 1999. – 112 с.
9. Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.
10. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада.– М.: Просвещение, 1981. 80с
11. Винс, Т. Самые популярные волнистые попугайчики / М.: Аквариум-Принт, 2009. – 96 с.: ил.
12. Разбесов О. К. Твой аквариум. – М.: Просвещение, 1980.
13. Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
14. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
15. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
16. Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная,общеразвивающая программа естественно научной направленности "Познавайка"
Программа кружковой работы естественно научной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной направленности«Азбука природы»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Маленькие Эйнштейны"
Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации в дополнение к о...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно научной направленности"Ступеньки творчества"
Программа разработана на основе развивающих игр семьи Никитиныхдля детей 3-5 лет...
Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"
Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Цветик семицветик»
Комплекс познавательных занятий программы составлен с различной тематикой с участием сказочных героев.Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образователь...