Проект "Волшебница вода"
проект по окружающему миру

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_voda.docx908.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №71 "Сибирская сказка"

Проект средней группы

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Выполнила: Березина Татьяна Александровна

воспитатель 1 категории

Железногорск 2022

Проект:

  1. Полное название проекта: «Волшебница вода»

  1. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

  1. Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.

  1. Актуальность темы: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много — сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.
  2. Цель проекта: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее. Обогатить словарный запас детей. формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды

  1. Задачи проекта:

  • Уточнить и расширить представление детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений.
  • Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.
  • Развивать любознательность и познавательную активность.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
  • Повысить        воспитательную        компетентность        родителей        в        экологическом образовании дошкольников.
  1. Планируемые результаты:
  • У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
  • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
  • У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно- следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).
  • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников

  1. Подготовительный этап:

  • Определение направленности проекта, целей и задач;
  • Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;
  • Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
  • Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

  1. Основной этап:

Направление деятельности

Содержание деятельности

Беседы, рассказы

  • «Что мы знаем о воде»
  • «Важность воды для всех живых организмов»
  • «Что такое осадки»
  • «Водоемы»
  • «Интересные факты о воде»
  • «Загрязнение воды и как этого избежать»
  • «Бережем воду вместе»

Опытно – экспериментальная деятельность

Опыты:

  • «Вода – жидкая, может течь»
  • «Вода прозрачная»
  • «Вода может иметь цвет, запах, вкус»
  • «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются»
  • «Лед - твердая вода, тает в тепле»
  • «Лёд-легче воды»
  • «Куда спряталась вода»
  • «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно»
  • «Пар- это тоже вода»
  • «У воды нет вкуса и запаха»
  • «Вода не имеет формы»
  •  «Вода бывает теплой, холодной ,горячей»

Познавательная деятельность

  • Занятие «Обитатели водоемов»
  • Занятие «Вода и её превращения»
  • Лепка «Тучка и дождик»  Лепка «Лебединое озеро»,  Аппликация «Кораблик», «Аквариум».  Работа с бросовым материалом  «Виды аквариумов «Занятие «Мы изучаем воду»

Художественное творчество

Аппликация «Живые облака» Цель: учить детей изображать облака по форме похожие на знакомые предметы и явления. Продолжать освоение обрывной

техники аппликации. Развивать воображение,

внимание и наблюдательность. Координировать движение глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы, чувство юмора. 

Аппликация «Кораблик», «Аквариум».

Лепка «Наш аквариум» Цель: активизировать применение разных приемов лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок. Продолжать освоение рельефной лепки, создавать фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами. Вызвать интерес к раскрытию основной

темы.

Лепка «Тучка и дождик»

Лепка «Лебединое озеро»,

 Работа с бросовым материалом

«Виды аквариумов»

Работа с родителями

  • Введение в тему проекта: рекомендации

родителям по ознакомлению детей с водой;

  • Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
  • Консультация для родителей
  • «Опытно - экспериментальная деятельность детей дома»
  • Консультация для родителей «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Игровая деятельность 

Подвижные игры:

«Ручеек»

«Караси и щука»

«Море волнуется»

«Тучка по небу ходила»

«Лягушки и цапля»

Дидактические игры:

«Какой бывает вода?»

«Собери картинку»

«Доскажи словечко»

«Кто больше назовет»

«Потому что…»

«Кому нужна вода, а кому полянка»

«Небо. Земля. Вода»https://avatars.mds.yandex.net/i?id=bdb842a2bfbca0e279a784102f49b3bf3ae9bbd4-5322230-images-thumbs&n=13

Чтение художественной    литературы

Рассказы и сказки:

  • «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
  • «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
  • «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
  • Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);
  • «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
  • «Сказка о ручейке» Эстер Адам; Стихотворения:
  • «Я по воде могу ходить» С. Олегова;
  • «Ручеек и речка» С. Олегова;
  • «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;
  • «Берегите воду» С. Олегова;
  • «Разговор» С. Погореловский;
  • «Ручеек» Т. Жиброва;
  • «Дождик» В. Минькова;
  • «Какой дождь» О. Григорьев;
  • «Снежок и Алешка» Е. Андреева
  • «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.
  • Загадки, половицы и поговорки о воде
  1. Заключительный этап:

Задачи:

  • Выявить знания детей о воде как источнике всего живого.
  • Отражать знания в сказках собственного сочинения.
  • Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.

Результаты:

  1. У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.
  2. Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
  3. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети стали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно- следственные связи, научились фиксировать наблюдения, используя схемы- модели).
  4. Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Список используемой литературы:

  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  • Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  • Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  • Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение: Учеб. Лит. 1996.
  • Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Сказка «КОРОЛЕВА ВОДА»

Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В eё зaмкe лeдянoй, прозрачный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.

У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.

Kopoлeвa - Boдa нaблюдaeт зa людьми и видит, кaк oни ждyт ee пoмoщницy - вeдь бeз вoды нeльзя ни yмытьcя, ни пoecть, ни пoпить. Люди вceгдa любили вoдy и бepeгли ee, Kopoлeвa тoжe любилa людeй и вceгдa пocылaлa вoвpeмя cвoиx пoмoщниц нa зeмлю и людям.

Taк пpoшлo мнoгo лeт...

Люди пpидyмaли мaшины, зaвoды, фaбpики. Из-зa иx дымa и кoпoти Kopoлeвa - Boдa yжe нe мoглa нaблюдaть зa Зeмлeй. Ho oнa вepилa людям, чтo oни тaкжe paдyютcя дoждю и бepeгyт кaждyю кaпeлькy вoды.

Oднaжды Kopoлeвa зaмeтилa, чтo кaпeльки вoзвpaщaютcя c Зeмли гpycтныe. Toгдa oнa peшилa caмa пocмoтpeть, чтo пpoиcxoдит нa зeмлe. Kopoлeвa пpeвpaтилacь в тyчкy и пoлeтeлa нa зeмлю.

To, чтo oнa yвидeлa, oчeнь пoтpяcлo и oбидeлo Kopoлeвy - вoды. «Дoмa» ee кaпeлeк были yжacны - нa мopяx и oкeaнax, тaкиx кpacивыx и гoлyбыx paньшe, тeпepь плaвaли oгpoмныe пятнa нeфти, a ee дpyгиe мacляныe oтxoды oн кoтopыx rибли oбитaтeли глyбин. Peки cтaли мeлкими, пo бepeгaм лeжaли гpyды мycopa. Пo pyчьям и oзepaм вcюдy плaвaли бyтылки и бaнки. A в дoмax людeй зpя льeтcя вoдa из кpaнa и ee мaлeнькиe, тpyдoлюбивыe кaпeльки yтeкaют в гpязнyю кaнaлизaцию.

«Hy нeт» - пoдyмaлa Kopoлeвa - тaк oбpaщaтьcя c coбoй я нe пoзвoлю!». И oнa yлeтeлa в cвoй зaмoк, зaбpaв вcex cвoиx пoмoщниц.

Люди cнaчaлa ничeгo нe пoняли. Пoчeмy- тo в дoмax нe cтaлo cвeтa, пepecтaли paбoтaть зaвoды и фaбpики, нe cтaлo в квapтиpax вoды. Люди пoшли нa peчки и oзepa, нo тaм былo пycто, лишь oдин мycop нa днe. Oчeнь тяжeлo пpишлocь людям. Oни чacтo пoднимaли pyки к нeбy, oни ждaли дoждя.

Дым и кoпoть rюcтeпeннo pacceялиcь, и Kopoлeвa cнoвa yвидeлa Зeмлю и людeй, oни пpocили y нee вoды и Kopoлeвa cмoлилacь нaд людьми, пocлaлa нeмнoгo cвoиx пoмoщниц. Увидeв вoдy, люди oчeнь oбpaдoвaлиcь. Oни пoняли, чтo были caми вo вceм винoвaты. Люди дaжe yдивилиcь, чтo нe зaмeчaли, кaк oбижaли вoдy.

Oни oчиcтили вoдoeмы и кaпeльки нa этoм нe ycпoкoилиcь, нe ocтaнoвилиcь. Им oчeнь пoнpaвилocь дышaть чиcтым вoздyxoм и пить чиcтyю вoдy. Учeныe вceй Зeмли coбpaлиcь и пpидyмaли cпeциaльныe oчиcтитeли, фильтpы для фaбpик и зaвoдoв. В дoмax cнoвa пoявилcя cвeт, в кpaнax вoдa, в вoдoeмax зaплecкaлacь pыбa. Bce cтaлo кaк пpeждe. Toлькo yжe никтo нe мoг бpocить в peкy мycop или ocтaвить нe зaкpытым кpaн. Люди oпять cтaли бepeчь и любить вoдy. A Kopoлeвa - Boдa cнoвa мoглa любoвaтьcя пpeкpacнoй зeлeнoй - Плaнeтoй.

Picture background

img0.jpg

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и разговаривали.

maxresdefault.jpg

День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли.

Капля просачивалась в землю между корнями растений и постепенно капелька попала в небольшой ручеек.

 «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька.

Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к реке.

Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких рыбок, плавающих в реке, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!»

1647342361_47-kartinkin-net-p-kartinki-kapelki-vodi-50.png

Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно.

 «По - моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала она.

upl_1520873754_120357.jpg

 В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.

Вопросы:

Какие приключения происходили с капелькой?

Почему капелька попала на облако?

Почему капелька вернулась на землю?

(Разнообразные ответы детей).

Вывод: Капельки воды в природе постоянно путешествуют - с дождем или росой выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются к тучкам, из которых, когда–то пришли на землю в виде дождя. Это называется круговоротом воды в природе!

(Показывать на плакате)

 

Всем детям интересно откуда берётся дождик.

Давайте начнём наблюдать за необычным пакетом с водой, который приклеим на окно.

Нам понадобится: пакет, маркер (разных цветов), вода, гуашь синего цвета.

1.    На пакете нарисуем волны, облака, горы, травку.

Детям так понравилось, и они стали предлагать свои идеи рисунка.

2.    Нальем в пакет подкрашенной синей краской воды, запечатаем его

и приклеим скотчем к окну.

(Лучше, если это окно расположено на солнечной стороне)

3. Теперь вы сможете наблюдать, как вода под действием солнечного тепла испаряется, собирается в капельки и в вашем пакетике идет дождь!

Дети в восторге!

Воспитатель: на Земле тоже много воды, которая хранится в могучих океанах. Солнце нагревает океаны и с их поверхности испаряется вода.

 

 Капельки воды собираются в облака и ветер переносит их на сушу. Когда капельки становятся большими и тяжелыми, они падают вниз и у нас идет дождь.

Бес  еда с детьмиhttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=54bd17cf4fd66c132ef84f64ebfb099b96f0b50b-5288552-images-thumbs&n=13

Цель: формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её; расширять знания детей о значении воды в жизни людей.

Воспитатель:  Сегодня мы поговорим о воде, о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме.

Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды в квартире. В ванной комнате и на кухне у вас есть раковины и краны с горячей и холодной водой. Вспомните, когда мы открываем их и пользуемся водой.

Ответы детей. (Когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот).

Воспитатель: Когда еще нужна вода?

Ответы детей. (Когда мы готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения.

Воспитатель: Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок.

Воспитатель: Задумывались ли вы о том, как вода поступает в наше жилище? Из больших емкостей её с помощью насосов закачивают в трубы, и она поднимается до самых верхних этажей. В ванной над раковиной расположены два крана. Если открыть один (он обычно помечен красным цветом), то польется горячая вода, другой (помечен синим) – холодная. С помощью специального смесителя можно получить теплую воду, не слишком горячую, но и не холодную.

Утренняя песенка.

По утрам и вечерам открываю в ванной кран. Я воды не пожалею – уши вымою и шею.

Пусть течет водица – я хочу умыться! Посильнее кран открыла и взяла кусочек мыла,

Пышно пена поднялась – смыла с рук и пыль и грязь. Пусть бежит водица – я хочу умыться!

Воспитатель: Представьте себе, что вам захотелось пить. Можно ли пить не кипяченную воду из – под крана? Нет, лучше этого не делать. Сырую воду нужно вскипятить. Кипячение убивает вредные микробы, которые содержатся в воде. Кроме того, при кипячении из воды уходит газ – хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить её. Но пить хлорированную воду не стоит.

Воспитатель: Перед тем как вскипятить воду в чайнике, её можно пропустить через специальный очищающий фильтр. Вам хочется пить, а только что вскипяченная вода очень горячая. Как же быть? Кипяченую воду можно налить в кувшин или, она остынет, и у вас в доме всегда будет запас прохладной кипяченой воды.

Воспитатель: Подумайте и скажите, какую воду мы используем для приготовления еды, для того, чтобы вскипятить чай, ту, которая течет из крана с холодной водой, или ту, что льется из крана с горячей водой?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы ответили правильно! Для приготовления пищи, для питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. Её так и называют питьевой. Горячую воду, которую по трубам подают в нашу квартиры, называют технической. Почему? Потому что её используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, защищающие трубы от разрушения. Эти вещества вредны для здоровья человека.

Теперь вы уже кое – что знаете о той воде, которая течет из кранов в нашей квартире. Давайте вместе повторим то, что мы узнали из нашей беседы.

Воспитатель: Вода в квартиры поступает из специальных больших емкостей, откуда её закачивают мощными насосами по трубам в квартиры. У вас в доме есть холодная (холодная) вода и горячая (техническая). Питьевую воду перед употреблением нужно вскипятить. Техническую воду не пьют. Её используют для стирки, мытья, уборки квартиры.

Воспитатель: Помните, что с водой нужно быть внимательными и осторожными. Представьте себе, что в доме неожиданно отключили воду. Вы открыли краны, а вода не течет. Что нужно делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Сейчас же краны плотно закрыть. Ведь если вы забудете сделать это, может случиться неприятность. Вы уйдете на прогулку или в детский сад, а в это время воду включат. Вода польется из открытых кранов. Она перельется через край раковины, потечет на пол и начнется настоящий потоп. Через щели в перекрытиях вода может попасть в квартиру, расположенную этажом ниже, и залить наших соседей. Иногда случается так, что вы мыли руки в ванной, а в это время вас что – то отвлекло (например, зазвонил телефон). Вы оставили на минуточку кран открытым, убежали из ванной, а потом и сами не заметили, как увлеклись интересной беседой и забыли о текущей воде. Как вы думаете, к чему это может привести?

Ребенок:

        ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

Как кораблики плывут бабушкины тапки.

Кот рассержен: «Где уют? Промочил я лапки!» В коридоре ручейки дружно побежали.

Может майские деньки наконец настали? Коврик у дверей промок, хлюпает водицей – Здесь устроила потоп младшая сестрица:

Она куклу в ванной мыла, кран с водой закрыть забыла!

Воспитатель: Теперь вы знаете, что хотя вода наша помощница, но с ней нужно быть

 внимательными, нельзя допускать небрежность и неосторожность.

Если вода заливает квартиру всерьез (потолки или стена стали мокрыми), нужно отключить электричество. Ведь в стенах проходят провода, может случиться короткое замыкание. При крупных авариях с водой нельзя пользоваться лифтом. Он работает от электричества и от любого сбоя можно застрять между этажами

Комплексное занятие в средней группе "Волшебная водичка"

 Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы: игровой (приход игрового персонажа), наглядный (панно "Кому нужна вода", схемы, символы), практический (опыты), словесный.

Материал и оборудование: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки, мяч, краска, кисточки.

Ход занятия:

Воспитатель:

 - Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила вот этого мальчика. Как тебя зовут?

- Меня зовут Незнайка - Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул, вместе с ребятами. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним

Воспитатель: 

Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей). Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Она течёт. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой? (Ответы детей). Вот мы с вами и выяснили что вода - это жидкость. А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).

 – Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая. - А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).

- Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

- Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей). - Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавишь. - Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим. Давайте поиграем в прятки. У вас есть камушки, спрячьте их в воде. Получилось спрятать? Вода прозрачная, в ней всё видно. Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Физкультминутка. 

Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А где же все-таки нам нужна вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Для чего нужна вода?" Давайте выйдем из-за столов и поиграем (проводится игра с мячом).

ИГРА: 

дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "Для чего нужна вода?" и возвращает воспитателю мяч. - Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы). На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель. - Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей). Вы тоже можете покрасить воду. Возьмите на кисточку краску и опустите в воду. Получилось? Молодцы, вы настоящие волшебники.

Воспитатель: Давайте еще раз расскажем Незнайке, что мы с вами узнали о воде (вода имеет вес, её можно переливать, она бесцветная, безвкусная, но может изменить цвет и вкус, вода нужна …). Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде? Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.

 Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды! Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. В это царство воды мы отправимся с вами в следующий раз!

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6b0147b24aac53efef1af17e9d66cd54b099a203-12528274-images-thumbs&n=13

Консультация для родителей

Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

                                                                                                      Ральф У. Эмерсон

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

 Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Наблюдения

Наблюдения за водой.

Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно. Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?

Наблюдения за испарением воды.

Цель: дать элементарные знания о круговороте воды в природе. Вместе с детьми налить в мисочки воды. Отметить первоначальный уровень воды. Одну мисочку поставить на солнце, другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно? В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вода. Закрепить знания детей о том, что капельки воды постоянно путешествуют.

Наблюдения за ростом растения.

Цель: выявить зависимость роста растений от воды. В течение некоторого времени не поливать цветок, наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали. Вывод: без воды цветы погибают.

Наблюдения за снегом.

Цель: выявить свойства снега, как он изменяется в зависимости от природных условий. Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда снег блести? Когда хорошо лепится? Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую погоду снег хрустит под ногами? Выяснить, в какой снег легче провалиться: в рыхлый или плотный? Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?

Наблюдения за сосульками.

Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она – гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет? Объяснить детям, почему сосулька такой формы.

Наблюдения за облаками.

Цель: предложить детям понаблюдать за облаками. Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?

Наблюдение, как лёд тает.

В миску положить кубики льда и в течение дня наблюдать, как тает лёд. В конце наблюдения сделать вывод: лёд растаял от тепла и превратился в воду. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

        Опытническая деятельность.

 Опыт № 1 «Вода прозрачная!» Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В один стакан положить ракушку, в другой – ложку. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт № 2 «У воды нет вкуса и запаха». Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус. Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.

Опыт № 3 «Вода – жидкая, может течь!» Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям перелить кисель из одного стаканчика в другой. Кисель не может течь, переливаться, потому что он густой, вываливается из стакана. Вывод: вода – жидкая, может течь, кисель густой – не может течь.

Опыт № 4 «Вода не имеет формы». Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остаётся кубиком. А жидкая вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр. Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт № 5 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно». Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут? Вывод: лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.

Опыт № 6 «Вода может иметь цвет, запах, вкус». Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того, чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в один стакан с водой лимон, в другой – розовый тоник. Что изменилось? Вода приобрела запах лимона и тоника. Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане – размешивают сахар. Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.

Опыт №7 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло? Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках. Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, осел на дно.

Опыт № 8 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей». 1. Налить в стаканчик воды разной температуры. Дети пальчиками пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая тёплая. 2. Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую т холодную воду, попробовать пальчиком. Что получилось? 3. Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? Вывод: вода может быть разной температуры.

Опыт № 9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле». Вспомнить, что лёд – это замёрзшая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где медленнее. После того, как лёд растаял, что с ним происходит? Вывод: лёд – это замёрзшая вода, тает от тепла.

 Опыт № 10 «Лёд – легче воды». Дети высказывают предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой? Он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится? Поместить в стакан с водой лёд. Лёд плавает в воде. Вывод: лёд легче воды, поэтому и не тонет.

Опыт № 11 «Пар – это тоже вода». Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, как пар поднимается вверх. Что нужно для того, чтобы образовался пар? Необходимо воду довести до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар – это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды. Вывод: пар – это вода в газообразном состоянии.

Опыт№12 «Куда спряталась вода?» Вытащить из памперса внутренний хлопковый слой, вытряхнуть из него мелкие частички. Ссыпать эти частички в стаканчик. - Сейчас я заставлю воду исчезнуть. Показать 2 стаканчика, в пустой налить воду. - В каком стаканчике вода? Перелить воду из первого стаканчика в стаканчик с частицами от памперса. Поменять стаканчики местами. - А теперь в каком стаканчике вода? Перевернуть стаканчики. Вода исчезла. Вывод: если частицы памперса соединяются с водой, образуется новое вещество – клейкий гель.

Беседа «Круговорот воды в природе»

Цель. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи. Закрепить и уточнить знания детей о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя.

Формировать у дошкольников осознанно правильное отношение к природным явлениям и объектам природы.

Способствовать развитию мышления, любознательности.

Активизировать словарь детей, связную речь.

Развивающая среда. Картины с изображением реки, озера, моря. Макет «Круговорота воды в природе». Картинки с сюжетами использования воды.

Содержание образовательной деятельности

 - Ребята, отгадайте загадку: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода.) - Вы, догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде. На земле вода содержится во многих водоёмах. Назовите их. (Моря, океаны, реки, ручьи, озёра, пруды.) Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены моря, реки, озера. Дети рассматривают иллюстрации.

 - Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках? (В морях и океанах вода солёная.) Воспитатель обращает внимание детей на картинки с сюжетами использования воды. Дети рассматривают картинки и рассказывают, как человек использует воду.

Примерные вопросы:

1. Кому нужна вода?

2. Зачем вода растениям?

3. Как они ее получают?

4. Нужна ли вода животным?

5. Нужна ли вода человеку?

6. Как человек использует воду:

- Ребята, подумайте, как вода попадает в наши квартиры, откуда берется в кране? (Ответы детей.) В кране вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. На водоочистительных станциях воду очищают и направляют к нам в краны. Чистой воды людям требуется много, поэтому из рек мы берём тоже очень много воды. Значит к воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Физкультминутка 

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки, разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

 А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.)

– Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

- Ребята, я расскажу вам сказку о путешествии маленькой капельки. Воспитатель обращает внимание детей на макет «круговорота воды в природе»

        В одной речке жила-была маленькая Капелька. Она дружила с рыбкой, глазастым карасем, играла в прятки с подружками, такими же маленькими капельками. Счастливо и весело жила маленькая Капелька в речке. Речка поила водой травы и цветы, к ней приходили напиться чистой воды люди и звери.

«Ах, какая сегодня замечательная погода! Как ярко светит солнце!» - сказала однажды маленькая Капелька и подставила солнышку свои щечки. «Что происходит? – испугалась маленькая Капелька.

– Я становлюсь меньше, я становлюсь легче». И маленькая Капелька вместе со своими подружками начала подниматься кверху. Так над речкой образовалось маленькое легкое облако, состоящее из множества маленьких капелек. Отовсюду поднимаются такие же маленькие облака. Поднимаются кверху облака и из ручья, облака и из прудов, и облака из большого моря.

Облако, подгоняемое ветром, все плыло и плыло по синему небу, пока не встретилось с таким же маленьким облаком. Маленькие облака соединились в большое Облако. И стало Облако таким большим, и стало в нем так много капелек, что стали называть его Тучей. В Туче стало так много капелек, туче стало очень тяжело держать в себе эти капельки, и туча заплакала дождем. Так наша маленькая Капелька оказалась на земле, где ее подхватил пробегающий мимо ручеек. Ручеек с маленькой Капелькой бежал по камешкам, по канавкам. Рядом было много подружек, маленьких капелек, которые весело смеялись и переговаривались, отчего ручеек звонко журчал. Бежал, бежал ручеек пока не увидел речку. Прыгнул он в речку и сразу в ней исчез, а наша маленькая Капелька с облегчением сказала: «Ну вот, наконец, я и дома, в своей родной, любимой речке!». Потом капелька снова повторит свое путешествие. Вот как происходит в природе: капельки воды «ходят», движутся по кругу. Весь этот путь называется круговорот воды в природе.

Консультация для родителей

«Опытно - экспериментальная деятельность детей дома»

 В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников.

               Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.

            Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. любое место в квартире может стать метом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами.            

             Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул? Другой пример - кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

            Эксперимент можно провести во время любой деятельности: - Уборка комнаты – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь? Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы. - Поливка цветов – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю? - Ремонт в комнате – Какого цвета обои ты бы хотел видеть? Почему? Где лучше повесить твои рисунки? Где удобнее поставить твой столик? Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

             Ребёнок рисует (него кончилась зелёная краска)- Что будет, если смешать синюю и желтую краску? Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим. Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес. Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

              Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей: - Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе их может лежать важнейшее качество ребенка - любознательность. - Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

              Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

             Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

              Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними. - С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...