МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Конспект познавательно- исследовательской деятельности « Странники морей – айсберги»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлана Васильевна Потеряева

Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Развивать любознательность, наблюдательность, речь, внимание.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteryaeva_teh.karta_.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО педагога:  Потеряева  Светлана Васильевна

Тема занятия: « Странники морей – айсберги»

Группа: подготовительная       

Культурная практика: познавательно – исследовательская деятельность

Тип исследования: опыты, экспериментирование

Цель:  Создать условия для формирования представлений детей о свойстве льда – плавучесть и причинах этого свойства; совершенствования  представлений детей об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах, их образовании и опасности для судоходства.

Методы и приемы:

  • наглядный (показ картины, рассматривание глобуса);
  • словесный ( стихи,  беседа);
  • практический (проведение опытов, физкультминутки)

Планируемые результаты занятия:

  • систематизирование знаний детей о свойствах льда путем практического исследования;  
  • повышение познавательного интереса детей;
  • усовершенствование навыков диалогической и монологической, доказательной речи;
  • активизация способности самостоятельно формулировать проблему, находить способы решения

Предварительная работа:

  • Беседа «Что такое лед»
  • Воспитатель и дети заранее замораживают воду в формочках, наблюдая на прогулках, что с ней происходит на морозе.
  • Чтение отрывков из книги Л. Шреберг «Горячие факты про лед»
  • Рассматривание иллюстраций

Материалы и оборудование:  глобус, картинки с изображением айсбергов, для каждого ребенка: контейнер с водой, кусочки льда, лупа, сухая салфетка

Словарная работа: исследователь, Антарктида, свойство, вещество, прозрачный, айсберг, плавучий, холодный, скользкий

Этап

дея-ти

Задачи

этапа

Содержание

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Организовать направленное внимание;

Создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность

-Есть на нашей планете необычная земля.  Назвали ее Антарктидой. Изображая Антарктиду на глобусе, используют белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. Что же означает белый цвет?

-Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и много льда. Ребята, а вы знаете, как называются ледяные глыб?

 Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход "Титаник". Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. 

 А  откуда берутся айсберги?

Хотите узнать об этом вместе со мной?

  Что же такое айсберги?  

 

- Когда ледяная глыба откалывается от берегов, что же с ней происходит дальше, она тонет или нет?  

- Ребята, кто же из вас прав? Одни говорят, что лед тонет,  другие -  нет?

 - Что же нам делать?

Как мы можем это проверить?

Провожу вводную беседу.

Заинтересовываю детей.

Создаю игровую ситуацию.

Побуждаю к активизации необходимых знаний.

Задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Поощряю детские высказывания.

Беседа;

наглядное пособие;

сюжетная ситуация;

художественное слово

 

Дети заняты свободной деятельностью.

Обращают внимание на слова воспитателя и подходят к педагогу.

Свободно рассаживаются на ковре и слушают  воспитателя.  

Показывают  на глобусе, где находится Антарктида.

(Ответы   детей могут быть противоречивыми)

 Дети слушают

 

Высказывают свои предложения.

Дети по желанию подходят к столам, надевают фартуки.

Дети высказывают   свое мнение.

 

Формирование готовности к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Положительный эмоциональный настрой.

Активизация процесса мышления.Развитие познавательного интереса.

Основной

Развивать мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск

Активизировать самостоятельную поисковую деятельность.

Формировать умения находить решения поставленной задачи.

Обеспе

чить активный отдых

Формировать умение делать простые умозаключения

- А давайте мы сегодня будем исследователями?

-Цель нашего исследования мы определили.

 -Скажите, а как мы поймем, что цель достигли?

Приглашаю желающих в «лабораторию» для проведения исследования. Сажусь за стол вместе с детьми и провожу все опыты вместе с детьми.

- Ребята, посмотрите, что есть у нас на столах, как можно проверить, тонет лед или нет?

Подвожу итог:

-Хорошо, давайте возьмем лед и опустим его в воду.

-Что же мы видим? Лед плавает.

-Может быть, попробовать его утопить?  Что происходит со льдом?

-Правда, ребята, лед всплывает и не хочет тонуть.

-Значит, какой вывод мы можем сделать: лед тонет или плавает?  

Физминутка («Морское царство».)

-Ребята, мы с вами провели опыт, увидели результат, сделали вывод, можем теперь сказать, какое высказывание было верным.

- Давайте результат нашего опыта занесём на лист наблюдения.

- Ребята, а почему же лед плавает?

- У вас у всех разные варианты ответа, кто же из вас прав? Что нам делать?

Предлагаю рассмотреть, что лежит на столах и чем мы  можем воспользоваться.

Пододвигаю тарелочку со льдом и рассматриваю его с помощью лупы вместе с детьми.

- Что же мы видим?  

Посмотрите, как их много.

- Как вы думаете, что может быть внутри этого пузырька?  (Если дети не догадываются, что внутри пузырей находится воздух, то я делаю такой пузырь

из воздушного шарика, опускаю его в контейнер с водой. Почему же шарик не тонет?)

Так же и айсберги, как наши маленькие льдинки, не тонут, потому что внутри много воздушных пузырьков.

  - Ответили мы на наш вопрос?

- Давайте результат нашего опыта занесём на лист наблюдения.

 - А как же айсберг оказывается в море?

Предлагаю подуть на наш айсберг и посмотреть, что с ним будет происходить. Дую на лед вместе с детьми.

-Что происходит со льдом? Почему он двигается?

 -Айсберги бывают разной формы и разных размеров.  Хотите на них посмотреть? Рассаживайтесь удобно на ковре.  (Показ картинок  айсбергов).

Вместе с детьми удивляемся их красотой и размерами.

- Как вы думаете, для кого айсберги представляют огромную опасность в океане?  Почему?

- А хотите посмотреть, как это бывает? Тогда подходите к столу.

 (Опускаю большой кусок льда в воду).

- Посмотрите, как он расположен: под водой или на поверхности воды?

- Мы видим, что большая часть айсберга находится под водой.

- Как вы думаете, какая часть айсберга опасна для кораблей? Почему?  

- Посмотрите, как это происходит.

 (Беру игрушечный кораблик и показываю вариант возможного столкновения с айсбергом.)

- Как же помочь морякам не столкнуться с айсбергом?  

- Правильно, их нужно предупредить.  Существует  такая метеорологическая служба, которая отслеживает передвижение айсбергов в морях и океанах и предупреждает об этом моряков. Метеорологи помогают морякам не столкнуться с айсбергом.

Стимулирую

интерес и активность детей, путем использования наглядного материала (льда).

Организую поиск решения, задаю общее направление поиска.

Выслушиваю все ответы детей

Организую двигательно - оздоровительный момент на занятии

Задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления.

 

Наблюдаю за детьми во время эксперимента.

Задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Вместе с детьми размещаю результаты экспериментов листе наблюдения..

Наблюдаю за детьми во время эксперимента

Стимулирую детей к активным мыслительным процессам.

 

Задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Беседа.

Наглядный материал (лед)

 

Эксперимент

Художественное слово.

Беседа.

Практические (занесение результата в лист  наблюдения)

Эксперимент

Беседа.

Практические (занесение результата в лист  наблюдения)

Эксперимент

 

Беседа

Рассматривают лед.

Отвечают на вопросы.

Проводят исследование.

Высказывают собственные мысли

Дети берут   кусочек льда и опускают в контейнер с водой, смотрят, что происходит со льдом.

Пробуют утопить лед руками  

Пользуются салфетками для вытирания рук.

Дети формулируют   вывод: лед плавает.

Демонстрируют физическую активность

Ответы детей  .

Вместе с воспитателем выбирают символ и приклеивают на лист наблюдения.

Дети высказывают  свои предположения, разные точки зрения.

Дети с помощью воспитателя формулируют цель: выяснить с помощью опыта, почему лед не тонет.

Дети обращают внимание на лупу и предлагают рассмотреть через нее лед. Берут лупу   и рассматривают кусочки льда.

Дети отвечают на вопросы, высказывая различные предположения (пузырьки, шарики, кружочки и т.д.)

Дети с помощью воспитателя делают вывод, почему не тонет лед: внутри много воздушных пузырьков, которые не дают льду утонуть. 

Утвердительные ответы детей.

Вместе с воспитателем выбирают символ и приклеивают на лист наблюдения.

Дети отвечают   на вопрос, слушают ответы своих товарищей.

Дети дуют на кусочки льда в своих контейнерах, наблюдают , что происходит со льдом, рассказывают о своих наблюдениях.

Дети формулируют вывод:

 лед выносит в море течение и ветер.

 Дети по желанию садятся на ковре перед экраном, рассматривают   картинки айсбергов.

Отвечают   на вопросы: для кораблей, потому что корабль может утонуть.

Дети по желанию подходят к столу с большим контейнером, наполненным водой.

Отвечают на вопросы.

Дети высказывают свое мнение, слушают  высказывания других ребят.

Активизация процесса мышления. Развитие познавательного интереса

Появление желание экспериментировать

Снятие физического, психического перенапряжения

Самостоятельное применение полученных знаний

Появление желание экспериментировать

Умение анализировать проведенную деятельность  

   

Появление желание экспериментировать

Заключительный

Формировать умения делать выводы, анализировать

-Ребята, вам понравилось быть исследователями?

-Все ли вы делали правильно? Были ли внимательными?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что для вас показалось трудным?

- Вы сегодня были внимательны, наблюдательны и активно работали, как и подобает настоящим исследователям.

Впереди у вас будет еще много удивительных открытий.

Чтобы видеть все вокруг,

Надо быть внимательным

Окружающий нас мир

Очень привлекательный.

Помогаю детям соотнести полученный результат с целями поиска.

Беседа.

Художественное слово.

Выражают собственные мысли.

Доказывают правильность выбранного пути поиска.

Дети отвечают: айсберги плавают, не тонут, их несет течением и ветром по морю, они опасны для кораблей.

 Метеорологи помогают морякам не столкнуться с айсбергом.

Самоанализ и самооценка своей деятельности.

Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.

Физкультминутка «Морское царство».

Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)

Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)

А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)

А над морем чайки кружат

Полетим за ними дружно

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою (машут руками).

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Творческий проект " Где живут сказки"

Творческий проект «Где живут сказки» направлен на повышение интереса к   сказкам, воспитание любви к чтению и развитие речи детей. Цель проекта: развитие личных творчес...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Проект " Математика вокруг нас"

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математичес...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа.

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на по­роге» с использованием фланелеграфа.Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.Задачи:- (обучающая) закреплять...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» для старших дошкольников «Натюрморт «Осенняя фантазия»

Учить создавать на горизонтальной плоскости «натюрморт», развивая умение передавать форму предмета и природные особенности осенних листьев посредством пластилина....

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» КВЕСТ «Веселое путешествие»

Цель:  создание речевой ситуации, посредством использования квест – технологии и интегрирования физических упражнений.Задачи: - Побуждать детей к называнию русских народных сказок и от...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Нетрадиционное родительское собрание в форме тренинга, в старшей группе на тему: «Мы вместе».

Цель: создание условий для педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания детей; решения проблемных ситуаций, посредством использования технологии - тренинг.Задачи: создать доброжелательн...