МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Конспект познавательно- исследовательской деятельности « Странники морей – айсберги»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Развивать любознательность, наблюдательность, речь, внимание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО педагога: Потеряева Светлана Васильевна
Тема занятия: « Странники морей – айсберги»
Группа: подготовительная
Культурная практика: познавательно – исследовательская деятельность
Тип исследования: опыты, экспериментирование
Цель: Создать условия для формирования представлений детей о свойстве льда – плавучесть и причинах этого свойства; совершенствования представлений детей об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах, их образовании и опасности для судоходства.
Методы и приемы:
- наглядный (показ картины, рассматривание глобуса);
- словесный ( стихи, беседа);
- практический (проведение опытов, физкультминутки)
Планируемые результаты занятия:
- систематизирование знаний детей о свойствах льда путем практического исследования;
- повышение познавательного интереса детей;
- усовершенствование навыков диалогической и монологической, доказательной речи;
- активизация способности самостоятельно формулировать проблему, находить способы решения
Предварительная работа:
- Беседа «Что такое лед»
- Воспитатель и дети заранее замораживают воду в формочках, наблюдая на прогулках, что с ней происходит на морозе.
- Чтение отрывков из книги Л. Шреберг «Горячие факты про лед»
- Рассматривание иллюстраций
Материалы и оборудование: глобус, картинки с изображением айсбергов, для каждого ребенка: контейнер с водой, кусочки льда, лупа, сухая салфетка
Словарная работа: исследователь, Антарктида, свойство, вещество, прозрачный, айсберг, плавучий, холодный, скользкий
Этап дея-ти | Задачи этапа | Содержание | Деятельность педагога | Методы, формы и приемы | Деятельность детей | Планируемый результат |
Организационно-мотивационный | Организовать направленное внимание; Создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность | -Есть на нашей планете необычная земля. Назвали ее Антарктидой. Изображая Антарктиду на глобусе, используют белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. Что же означает белый цвет? -Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и много льда. Ребята, а вы знаете, как называются ледяные глыб? Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход "Титаник". Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. А откуда берутся айсберги? Хотите узнать об этом вместе со мной? Что же такое айсберги?
- Когда ледяная глыба откалывается от берегов, что же с ней происходит дальше, она тонет или нет? - Ребята, кто же из вас прав? Одни говорят, что лед тонет, другие - нет? - Что же нам делать? Как мы можем это проверить? | Провожу вводную беседу. Заинтересовываю детей. Создаю игровую ситуацию. Побуждаю к активизации необходимых знаний. Задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления. Поощряю детские высказывания. | Беседа; наглядное пособие; сюжетная ситуация; художественное слово
| Дети заняты свободной деятельностью. Обращают внимание на слова воспитателя и подходят к педагогу. Свободно рассаживаются на ковре и слушают воспитателя. Показывают на глобусе, где находится Антарктида. (Ответы детей могут быть противоречивыми) Дети слушают
Высказывают свои предложения. Дети по желанию подходят к столам, надевают фартуки. Дети высказывают свое мнение.
| Формирование готовности к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. Положительный эмоциональный настрой. Активизация процесса мышления.Развитие познавательного интереса. |
Основной | Развивать мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск Активизировать самостоятельную поисковую деятельность. Формировать умения находить решения поставленной задачи. Обеспе чить активный отдых Формировать умение делать простые умозаключения | - А давайте мы сегодня будем исследователями? -Цель нашего исследования мы определили. -Скажите, а как мы поймем, что цель достигли? Приглашаю желающих в «лабораторию» для проведения исследования. Сажусь за стол вместе с детьми и провожу все опыты вместе с детьми. - Ребята, посмотрите, что есть у нас на столах, как можно проверить, тонет лед или нет? Подвожу итог: -Хорошо, давайте возьмем лед и опустим его в воду. -Что же мы видим? Лед плавает. -Может быть, попробовать его утопить? Что происходит со льдом? -Правда, ребята, лед всплывает и не хочет тонуть. -Значит, какой вывод мы можем сделать: лед тонет или плавает? Физминутка («Морское царство».) -Ребята, мы с вами провели опыт, увидели результат, сделали вывод, можем теперь сказать, какое высказывание было верным. - Давайте результат нашего опыта занесём на лист наблюдения. - Ребята, а почему же лед плавает? - У вас у всех разные варианты ответа, кто же из вас прав? Что нам делать? Предлагаю рассмотреть, что лежит на столах и чем мы можем воспользоваться. Пододвигаю тарелочку со льдом и рассматриваю его с помощью лупы вместе с детьми. - Что же мы видим? Посмотрите, как их много. - Как вы думаете, что может быть внутри этого пузырька? (Если дети не догадываются, что внутри пузырей находится воздух, то я делаю такой пузырь из воздушного шарика, опускаю его в контейнер с водой. Почему же шарик не тонет?) Так же и айсберги, как наши маленькие льдинки, не тонут, потому что внутри много воздушных пузырьков. - Ответили мы на наш вопрос? - Давайте результат нашего опыта занесём на лист наблюдения. - А как же айсберг оказывается в море? Предлагаю подуть на наш айсберг и посмотреть, что с ним будет происходить. Дую на лед вместе с детьми. -Что происходит со льдом? Почему он двигается? -Айсберги бывают разной формы и разных размеров. Хотите на них посмотреть? Рассаживайтесь удобно на ковре. (Показ картинок айсбергов). Вместе с детьми удивляемся их красотой и размерами. - Как вы думаете, для кого айсберги представляют огромную опасность в океане? Почему? - А хотите посмотреть, как это бывает? Тогда подходите к столу. (Опускаю большой кусок льда в воду). - Посмотрите, как он расположен: под водой или на поверхности воды? - Мы видим, что большая часть айсберга находится под водой. - Как вы думаете, какая часть айсберга опасна для кораблей? Почему? - Посмотрите, как это происходит. (Беру игрушечный кораблик и показываю вариант возможного столкновения с айсбергом.) - Как же помочь морякам не столкнуться с айсбергом? - Правильно, их нужно предупредить. Существует такая метеорологическая служба, которая отслеживает передвижение айсбергов в морях и океанах и предупреждает об этом моряков. Метеорологи помогают морякам не столкнуться с айсбергом. | Стимулирую интерес и активность детей, путем использования наглядного материала (льда). Организую поиск решения, задаю общее направление поиска. Выслушиваю все ответы детей Организую двигательно - оздоровительный момент на занятии Задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Наблюдаю за детьми во время эксперимента. Задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления. Вместе с детьми размещаю результаты экспериментов листе наблюдения.. Наблюдаю за детьми во время эксперимента Стимулирую детей к активным мыслительным процессам.
Задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления. | Беседа. Наглядный материал (лед)
Эксперимент Художественное слово. Беседа. Практические (занесение результата в лист наблюдения) Эксперимент Беседа. Практические (занесение результата в лист наблюдения) Эксперимент
Беседа | Рассматривают лед. Отвечают на вопросы. Проводят исследование. Высказывают собственные мысли Дети берут кусочек льда и опускают в контейнер с водой, смотрят, что происходит со льдом. Пробуют утопить лед руками Пользуются салфетками для вытирания рук. Дети формулируют вывод: лед плавает. Демонстрируют физическую активность Ответы детей . Вместе с воспитателем выбирают символ и приклеивают на лист наблюдения. Дети высказывают свои предположения, разные точки зрения. Дети с помощью воспитателя формулируют цель: выяснить с помощью опыта, почему лед не тонет. Дети обращают внимание на лупу и предлагают рассмотреть через нее лед. Берут лупу и рассматривают кусочки льда. Дети отвечают на вопросы, высказывая различные предположения (пузырьки, шарики, кружочки и т.д.) Дети с помощью воспитателя делают вывод, почему не тонет лед: внутри много воздушных пузырьков, которые не дают льду утонуть. Утвердительные ответы детей. Вместе с воспитателем выбирают символ и приклеивают на лист наблюдения. Дети отвечают на вопрос, слушают ответы своих товарищей. Дети дуют на кусочки льда в своих контейнерах, наблюдают , что происходит со льдом, рассказывают о своих наблюдениях. Дети формулируют вывод: лед выносит в море течение и ветер. Дети по желанию садятся на ковре перед экраном, рассматривают картинки айсбергов. Отвечают на вопросы: для кораблей, потому что корабль может утонуть. Дети по желанию подходят к столу с большим контейнером, наполненным водой. Отвечают на вопросы. Дети высказывают свое мнение, слушают высказывания других ребят. | Активизация процесса мышления. Развитие познавательного интереса Появление желание экспериментировать Снятие физического, психического перенапряжения Самостоятельное применение полученных знаний Появление желание экспериментировать Умение анализировать проведенную деятельность
Появление желание экспериментировать |
Заключительный | Формировать умения делать выводы, анализировать | -Ребята, вам понравилось быть исследователями? -Все ли вы делали правильно? Были ли внимательными? -Что нового вы сегодня узнали? -Что для вас показалось трудным? - Вы сегодня были внимательны, наблюдательны и активно работали, как и подобает настоящим исследователям. Впереди у вас будет еще много удивительных открытий. Чтобы видеть все вокруг, Надо быть внимательным Окружающий нас мир Очень привлекательный. | Помогаю детям соотнести полученный результат с целями поиска. | Беседа. Художественное слово. | Выражают собственные мысли. Доказывают правильность выбранного пути поиска. Дети отвечают: айсберги плавают, не тонут, их несет течением и ветром по морю, они опасны для кораблей. Метеорологи помогают морякам не столкнуться с айсбергом. | Самоанализ и самооценка своей деятельности. Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. |
Физкультминутка «Морское царство».
Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою (машут руками).
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный семинар МБДОУ «ДС «Лада» по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории»
план проведения познавательного семинара...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Творческий проект " Где живут сказки"
Творческий проект «Где живут сказки» направлен на повышение интереса к сказкам, воспитание любви к чтению и развитие речи детей. Цель проекта: развитие личных творчес...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Проект " Математика вокруг нас"
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математичес...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа.
Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа.Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.Задачи:- (обучающая) закреплять...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» для старших дошкольников «Натюрморт «Осенняя фантазия»
Учить создавать на горизонтальной плоскости «натюрморт», развивая умение передавать форму предмета и природные особенности осенних листьев посредством пластилина....

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» КВЕСТ «Веселое путешествие»
Цель: создание речевой ситуации, посредством использования квест – технологии и интегрирования физических упражнений.Задачи: - Побуждать детей к называнию русских народных сказок и от...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Нетрадиционное родительское собрание в форме тренинга, в старшей группе на тему: «Мы вместе».
Цель: создание условий для педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания детей; решения проблемных ситуаций, посредством использования технологии - тренинг.Задачи: создать доброжелательн...
