МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» для старших дошкольников «Натюрморт «Осенняя фантазия»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Учить создавать на горизонтальной плоскости «натюрморт», развивая умение передавать форму предмета и природные особенности осенних листьев посредством пластилина.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 83.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» для старших дошкольников
Тема: «Натюрморт «Осенняя фантазия»
Цель: учить создавать на горизонтальной плоскости «натюрморт», развивая умение передавать форму предмета и природные особенности осенних листьев посредством пластилина.
Задачи:
- формировать умение и навыки работы в технике – «пластилинография», знакомить с приемом «вливание одного цвета в другой», использовать в работе природный материал, закрепить понятие – «натюрморт»;
- закреплять знания детей об осени, активизировать речь, расширять словарный запас, развивать художественный вкус, творческое воображение общую и мелкую моторику пальцев рук, формировать глазомер, цветовосприятие.
- воспитывать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: рассматривание картины Л. Бродской «Опавшие листья», чтение стихотворения И. В. Кравченко «Листопад», подвижная игра «Найди листок, как на дереве», наблюдение за листьями на прогулке, сбор листьев для гербария.
Возраст участников, численность группы дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Материалы и оборудование:плотный картон, размер А-3;набор пластилина, стека; бумажная и влажная салфетки для рук;аудиозапись И. П. Чайковского «Времена года»; корзина, осенние листья из картона, гербарий.
Ход работы
1. Организационный момент.
Педагог приглашает детей поиграть в хороводную игру
«Лети, листок, ко мне в кузовок». Дети заводят хоровод. В руках у них осенние листья разных деревьев: кленовые, дубовые, рябиновые.
Осень в гости к нам пришла.
Дождь и ветер принесла.
(Дети берутся за руки и идут по кругу.)
Ветер дует, задувает,
(Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.)
С веточек листы сдувает.
Листья на ветру кружатся
(Дети разбегаются в разные стороны.)
И под ноги нам ложатся.
(Кружатся и приседают.)
Ну, а мы гулять пойдем
(Дети опять собираются в кружок.)
И листочки соберем!
Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Кленовый листок, лети в мой кузовок».
Ребята, в руках которых листья клена, подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто без ошибки опустил свой листок в корзину.
2. Основная часть.
- Что вы собирали в корзину? (листья)
- Осенью, они какие? (Золотистые, рыжие, багряные, желтые, разноцветные, пестрые).
- А кто их так необычно раскрасил?
- Ну конечно, «волшебница – Осень!»
Педагог:
Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец
И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
Все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
Обретет величавый покой.
И тогда уж, сорвав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести!
(М. Алигер)
- Как, вы, понимаете это стихотворение? (Ответы детей)
- Да, ребята, поэт сравнивает осень с художницей, которая ищет все новые и новые краски для своей осенней картины.
- А какой сейчас месяц? (Октябрь)
- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли - «грязник, ветродуй, хлебник, мокрохвост». А ещё - «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Показ педагога.
- Какие приметы или пословицы, вы, знаете про октябрь? (В октябре до обеда осень, а после обеда зима. Октябрь землю покроет, где листком, где снежком. В октябре гром — зима бесснежная, короткая и мягкая. Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень.)
- Почему деревья сбрасывают листья? (Ответы детей)
- Листопад имеет большое значение. Опадение листьев спасает ветви деревьев от лишнего испарения воды и механического повреждения при снегопаде. Также листопад способствует удалению из растений, накопившихся в листьях вредных продуктов распада. Опавшие листья нужны растениям зимой и осенью – они образуют покров на земле. Чтобы корни не промерзали, в них зимуют насекомые.
- Как красиво землю устилает пестрый ковер из листьев. А когда мы идем по листьям, что слышим? (Хруст, шуршание листьев)
- Вспомните пейзаж И. И. Бродского «Опавшие листья».
(Педагог показывает репродукцию).
- Зеленые листья, только тронутые золотистой желтизной, передают осеннее настроение художника - теплая пора прошла и лето закончилось.
- Вот и мы сегодня станем помощниками «волшебницы – Осени» и нарисуем в технике пластилинографии натюрморт с осенними листьями.
- Ребята, вспомните, что такое - натюрморт? (Это изображение в живописи неодушевленных предметов: утварь, плоды, букеты цветов, фруктов).
- Перед вами репродукции известных художников, изображающие натюрморты с осенними листьями.
Л. Луканева «Натюрморт с осенними листьями"
С. Шестова "Натюрморт с осенними листьями и флейтой"
(Дети рассматривают репродукции)
- Какие листья изобразили художники на своих картинах? (Кленовые листья)
Педагог:
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо,
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики лихо.
- А какие листья нарисуем мы (Дубовые и кленовые).
Практическая часть.
Педагог приглашает детей за стол. Перед детьми картонная основа с нарисованным силуэтом вазы.
1этап. Закрашивание фона картины.
Педагог предлагает детям нарисовать красками фон картины, стол для вазы.
2 этап. Закрашивание пластилином вазы.
Дети вместе с педагогом выбирают цвет пластилина для вазы.
- А кто напомнит, как лепить в технике пластилинографии? (Отщипывать маленький кусочек пластилина, скатывать пальцами колбаску, прижимать к контуру, размазывать по поверхности).
Педагог показывает, напоминая о том, что размазывать пластилин по основе желательно в одном направлении тонким слоем, без бугров. Дети приступают к работе под музыку И. П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».
Затем педагог предлагает украсить вазу природным материалом (семечками дыни, арбуза, акации).
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Дети расставляют пальцы в сторону и загибают их в такт стихотворению, по очереди, начиная с большого пальца:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(Все пальчики собраны в кулак.)
Листики дубовые,
(Отогните мизинец).
Листики кленовые,
(Отогните безымянный палец.)
Листики рябины,
(Отогните средний палец.)
Листики осины.
(Отогните указательный палец.)
Красивые листочки мы вместе соберем
(Сложите две ладошки с расставленными пальчиками вместе.)
И букет осенний маме понесем!
3 этап. Рисование листьев.
На столе у детей разложены кленовые и дубовые листья. Педагог обращает внимание детей на форму и окраску листьев.
- Кленовые листочки больше по размеру, чем другие, имеют красивую фигурную форму, осенью более красочные. Листья дуба дольше всех остаются зелеными, осень раскрашивает их в золотистый цвет.
Педагог раздает шаблоны листьев. Дети обводят простым карандашом шаблоны на картонной основе. Выбирают цвет для своего листа.
- Из пластилина нужного вам цвета раскатываем тонкие колбаски и выкладываем ими контур листа. Начинаем работу от фигурных краев листа к середине силуэта. Разноцветные кусочки пластилина накладываем на силуэт листа и «вливаем» цвет в цвет, сглаживая границы соединения пластилиновых пятен разного цвета. Стекой нарисуем прожилки. (Показ педагога.Работа детей.)
Затем педагог предлагает дополнить букет настоящими листьями, приклеив их к основе.
3. Рефлексия.
- Ребята, какие листья мы сегодня рисовали с помощью пластилина? Какой прием использовали?
- Какой жанр живописи мы изобразили?
- Молодцы, настоящие помощники «волшебницы-Осени!» Придумайте название нашему натюрморту. («Осенний букет», «Осенняя фантазия», «Листья в вазе»)
- А теперь представьте себя «деревцем», согните руку в локте, растопырьте пальцы. Вдруг налетел осенний холодный ветер, «деревце» - закачалось.
Под слова педагога «деревце» качается в стороны.
Он летит быстрее птиц,
Он не ведает границ,
То как пух весенний нежен,
То он грозен, то мятежен.
Ветер дерево качает,
Листья с дерева срывает.
Листья кружатся, летят
(Изображают кружащиеся листья: выпрямить руки перед собой, поворачивая ладони в разные стороны, покачать ими вправо, влево).
Под ногами шелестят.
Литература
1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.
3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., 2010. 132 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобра...
Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к п...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Творческий проект " Где живут сказки"
Творческий проект «Где живут сказки» направлен на повышение интереса к сказкам, воспитание любви к чтению и развитие речи детей. Цель проекта: развитие личных творчес...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Проект " Математика вокруг нас"
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математичес...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа.
Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа.Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.Задачи:- (обучающая) закреплять...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Конспект познавательно- исследовательской деятельности « Странники морей – айсберги»
Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Развивать любознательность, наблюдательность, речь, внимание....

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Нетрадиционное родительское собрание в форме тренинга, в старшей группе на тему: «Мы вместе».
Цель: создание условий для педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания детей; решения проблемных ситуаций, посредством использования технологии - тренинг.Задачи: создать доброжелательн...



