Методическая разработка:"Экологическая тропинка"
методическая разработка по окружающему миру
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей в ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Экологическая тропинка»
Реализация проекта «Экологическая тропинка»
1 этап – подготовительный
- Анализ работы ДОУ по экологическому воспитанию. Анкетирование педагогов;
- Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов;
- Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропинки;
- Взаимодействие с родителями: беседы, консультирование, обсуждение проекта, выявление возможностей, средств необходимых для его реализации.
2 этап – практический
- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов;
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;
- Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа;
- Составление паспорта всех точек тропинки;
- Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку;
- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке;
- Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения
и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь
с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы
и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке:
• Экологические беседы;
• Наблюдения;
• Элементарные опыты;
• Экскурсии;
• Целевые прогулки;
• Экологические конкурсы, викторины;
• Решение экологических ситуативных задач;
• Чтение художественной литературы;
• Обсуждение и проигрывание ситуаций;
• Трудовой десант, труд в природе;
• «Красная книга природы»;
• Коллекционирование;
• Экологические досуги, развлечения, праздники;
• Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
• Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
• Взросло-детские проекты;
• Изготовление рисунков, поделок;
• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
• Участие в конкурсах;
- Акциях;
• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
• Фотовыставки;
В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные
и искусственно созданные педагогами и родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей сформируются:
- экологические знания и культура поведения в природе;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- увидят взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней;
- улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка
с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- родители будут готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ
по вопросам экологического воспитания детей;
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
- повышение экологической культуры педагогов, мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями
по экологическому воспитанию, активное участие детей, педагогов и родителей
в реализации проекта.
Предполагаемые продукты проекта:
Экологическая тропа детского сада. Характеристика объектов.
«Тропинка здоровья»
Характеристика объекта
Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников.
В период летней оздоровительной работы, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители, для профилактики плоскостопия у детей, нами создана «Тропинка здоровья» которую мы выложили
из природного и бросового материала (гладкие камушки, чешуйки шишек, желуди, пластмассовые пробки, карандаши, речной песок). «Тропинка здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
Зеленая аптечка
Характеристика объекта
Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.
С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу, любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу
— Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Объекты для наблюдений:
- Календула
- Тысячелистник
- Подорожник
- Перечная мята
- Мать-и-мачеха
- Лопух
- Ромашка
- Одуванчик
«Зеленая аптечка» (аптекарский огород) создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, правилам сбора и сушки трав «зеленой аптечки».
Метеостанция
Характеристика объекта
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)
При пользовании простыми приборами для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
- Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
- Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
- Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
- Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
У пруда (сухой пруд)
Характеристика объекта
Дети рассматривают сухой водоем с искусственными водными растениями, фигурками насекомых, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.
Педагог, используя иллюстративный материал, беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).
Птичкина столовая
Характеристика объекта
На данном объекте экологической тропы размещены кормушки для наблюдения
за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири, (зависит
от времени года).
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе
и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
Деревенское подворье
Характеристика объекта
На данном объекте размещены деревянный домик, колодец, игрушки домашних животных (могут меняться в зависимости от задач)
Цель: знакомство дошкольников с деревенским бытом, домашними животными.
Зоны на «Экологической тропинке» не только для наблюдений, но и для сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, театрализованной деятельности, дидактических игр.
Берёзка
Характеристика объекта
Цель: закрепление знаний о белоствольной березе.
Воспитатели проводят с детьми наблюдение за деревом береза. Отмечает, что только у березы ствол белого цвета, дерево стройное, кудрявое. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Пословицы и поговорки о деревьях.
- Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.
- Для города каждое дерево дорого.
- Дорого дерево не только плодами. Но и листьями.
Не капризна наша лесная красавица, любит березка только свет и простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится суровых морозов и коварных весенних заморозков. Начинает солнышко припекать весной, просыпаются от зимней спячки древесные соки.
Вот когда появляется опасность погибнуть от заморозков, ведь водные растворы, которыми являются древесные соки, быстро замерзают и губят дерево. Пока растение спит, морозы не страшны. У березки есть свое приспособление, чтобы справиться с весенними заморозками, — белая кора. Не доверяет березка весеннему солнышку. Кора отражает солнечный свет, не дает быстро нагреваться внутренним слоям дерева, т.е. не дает быстро проснуться от зимней спячки и древесному соку.
Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди,
но разные лесные птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору
и лакомится соком: улетит дятел — слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки лимонница и крапивница, и вся прочая лесная мошкара. Березовый сок издавна применяют в народной медицине при фурункулезе, ангине, трудно заживающих ранах, язвах. За этот целебный дар люди часто губят березку. При добыче березового сока дерево теряет питательные вещества и воду,
и это сказывается на его общем состоянии. Деревья, от которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче и листья мельче. Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. В конце концов регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы. Поэтому при сборе сока надо соблюдать специальные правила.
Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.
Елочка-зеленая иголочка (Уголок леса)
Характеристика объекта
На территории детского сада растут ели. Уголок леса (Фитонцидный уголок) - оздоровительный участок на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.
Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.
Цель:
- оздоровление детей, используя дыхательную гимнастику;
- развивать любознательность у детей;
- воспитывать бережное отношение к природе.
На объекте дети встречают лесовичка и лесных жителей (ежика, белку, зеленую гусеничку, божью коровку).
Скорая помощь природе
Характеристика объекта
Место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают
за растениями участка (лейки, секатор, лопатки, ведёрки, перчатки, носилки и др.). Так же на объекте размещены знаки «Правила поведения в природе»
Цветочный калейдоскоп
Характеристика объекта
Центральный цветник – визитная карточка территории детского сада,
где выращиваются различные декоративные однолетние и многолетние растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
Цель:
- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений,
их названия, строение, способы ухода, условия роста;
- сравнение разных цветов по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми
- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия
Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения: календула, петуния, львиный зев, душистый горошек, гладиолусы, астры, сентябринки, космея.
Оценка результата работы по проекту: «Экологическая тропинка» (критерии)
Характеристика уровней бережного отношения к природе
Критерии | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1. Полнота и осознанность экологических представлений и знаний о мире природы | Ребенок имеет полные, правильные, осмысленные представления о мире природы и причинно-следственных связях в природе. | Ребенок имеет фрагментарные и не осмысленные представления о мире природы. Может устанавливать причинно-следственные связи в природе только с помощью взрослого. | Ребенок имеет отрывочные, неосмысленные и часто ошибочные представления о мире природы и причинно-следственных связях в природе. |
2.Полнота положительных чувств и эмоций (нравственных и эстетических) к природе | Ребенок относится к природе как к ценности, постоянно испытывает к ней положительные чувства и отношения. | Ребенок лишь изредка относится к природе как к ценности и иногда испытывает к объектам природы положительные чувства и отношения. | Ребенок не относится к природе как ценности и не испытывает к ней положительных чувств. |
3. Готовность к бережному отношению к природе | Ребенок постоянно проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него хорошо развиты трудовые умения по уходу за комнатными растениями. | Ребенок иногда проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него частично развиты трудовые умения по уходу за комнатными растениями. | Ребенок никогда не проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него не развиты трудовые умения по уходу за объектами природы. |
Задания для детей по каждому выделенному критерию
- Полнота и осознанность экологических представлений и знаний о мире природы
Задание № 1.
Игра: «Что ты знаешь о природе?»
Цель: оценить полноту и осмысленность экологических представлений ребенка
о природе.
Взрослый задает вопросы каждому ребенку индивидуально, полученные ответы на которые, характеризуют уровень имеющихся представлений и знаний ребенка
о живой природе.
Вопросы.
- Что бывает в природе зимой?
- Что бывает в природе весной?
- Что бывает в природе осенью?
- Что бывает в природе летом?
- Какие комнатные растения ты знаешь? Покажи их в нашей группе, назови.
- Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были красивые?
- Что растет на нашем участке?
- Какие деревья и кустарники ты знаешь? Покажи и назови их.
- Зачем нужно сажать деревья?
- Какие птицы залетают на наш участок? Как они называются?
- Как мы заботимся о птицах в зимнее время?
- Какие явления бывают зимой?
- Что зимой бывает с растениями, с деревьями, травой? Как они выглядят?
- Что делают разные животные в зимнее время?
- Почему нужно беречь лес?
- Какую пользу леса приносят человеку?
- Как надо вести себя в лесу, чтобы не навредить его обитателям (чего нельзя делать в лесу).
Оценивание
Высокий уровень полноты и осознанности экологических представлений и знаний
о мире природы: ребенок правильно отвечает на 15-17 вопросов анкеты.
Средний уровень: ребенок правильно отвечает на 10-12 вопросов анкеты из 17 предложенных.
Низкий уровень: ребенок правильно отвечает только на 9 вопросов анкеты из 17 предложенных.
- Наличие положительных чувств и эмоций (нравственных и эстетических)
к природе
Задание № 2.
Работа с картинками: «Выбери самое важное для себя» на выявление наиболее эмоционально значимых для ребенка понятий природы или общества (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель: оценить наличие у ребенка положительных чувств (нравственных. Эстетических) и отношения (позитивного, негативного, равнодушного) к природе.
Оборудование: 5 карточек с картинками (по 4 картинки на каждой карточке), объединенные в пять категорий: природа, окружающие предметы, труд, наука и искусство, я сам.
Педагог предлагает ребенку выложить картинки в порядке от наиболее важного
к менее значимому. Он говорит: «Посмотри, какие картинки лежат на столе. Выложи их одну за другой. На первое место положи ту картинку, на которой изображено самое близкое, красивое, важное и ценное для тебя. Дальше выкладывай то, что менее важно, последнюю положи ту, которая изображает самое незначительное.
По ходу выполнения задания педагог спрашивает ребенка:
Почему ты положил эти предметы именно так? Почему последний предмет тебя совсем не привлекает? Почему именно первый предмет для тебя наиболее важен? И т.п.
Оценивание
Высокий уровень сформированности положительных чувств к природе: ребенок осознанно на первое место кладет картинки с изображением природных явлений. Ставит значимость природы на первое место. При пояснении, почему он поставил на первое место карточку с изображением природных объектов, он проявляет положительное эмоциональное (нравственное и эстетическое) отношение к изображению растений
и животных.
Средний уровень: ребенок ставит картинки с изображением природы в середину выложенной линии. Иногда высказывает положительные чувства к изображениям природных объектов, но больше интересуется игрушками, самим собой.
Низкий уровень: ребенок не интересуется изображением природы: растений
и животных. Карточки выкладывает, не объясняя причину такой последовательности, затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
- Готовность к бережному отношению к природе (труд в природе).
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Задание № 3.
Цель: определить уровень усвоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями.
Ребенку даются следующие задания:
- проверить, правильно ли комнатные растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву;
- объяснить, все ли растения следует полить сегодня;
- ответить на вопрос: «Как узнать о том, что комнатные растения необходимо полить?»
- осуществить полив только тех растений, которые в нем нуждаются.
Оценивание
Высокий уровень активности бережного отношения к природе: ребенок самостоятельно и качественно выполняет трудовые действия по уходу
за комнатными растениями, эти умения и навыки у него хорошо сформированы. Результат труда высокий.
Средний уровень: ребенок выполняет трудовые действия по уходу за комнатными растениями лишь с помощью взрослого, эти умения и навыки у него сформированы частично. Достигает неполного результата.
Низкий уровень: ребенок не может правильно выполнить трудовые действия
по уходу за комнатными растениями, эти умения и навыки у него не сформированы или сформированы очень слабо. Не достигает результата. От помощи взрослого отказывается.
Формирование бережного отношения к природе
№ | Фамилия, имя ребенка | Критерии/Уровни | |||||||
Экологические представления | Положительные эмоции к природе | Активность бережного отношения | Бережное отношение к природе | ||||||
Начало | Итог | Начало | Итог | Начало | Итог | Начало | Итог | ||
Литература
- Горбатенок О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»: Учитель; 2008 г.
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты: Детство-Пресс, 2014.
- Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». Мозайка-Синтез; 2010г.
- Обухова Л.Г, А.В. Кочергина, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию
от 4 – 7 лет». – Москва 2008 г. - Чернякова В Н. «Экологическая работа в ДОУ»; Сфера, 2010 г.
Интернет – сайты:
http://экокласс.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

Методическая разработка «Экологическая тропа»
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...

Методическая разработка экологической тропы с элементами квест-игры для средней группы детского сада.
Методическая разработка экологической тропы с элементами квест- игры. Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как ус...

Методическая разработка: Экологическая тропа. Экологический паспорт (приложение)
Методическая разработка: «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Представлен материал из опыта работы МБДОУ детский сад "Рябинушка"...

Методическая разработка "Экологическая тропа на участке детского сада"
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают...


