Методическая разработка "Экологическая тропа"
материал (подготовительная группа)

Заика Ирина Юрьевна

Предназначена для ознакомления детей с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Дети входят в зал и поют песню «Дорожная».

Дети. (поют).

В Дорогу, в дорогу

Скорей выходи.

Маршрутов так много

У нас впереди,

И поле, и речка, и лес на пути.

Мы дружно шагаем, и песня летит.

Припев.

Мы любим природу,

Ее мы бережем.

И с нею, и с нею

Дружно мы живем.

Останавливаются, оглядываются вокруг.

1 ребенок.

Как красиво вокруг!

2 ребенок.

Птицы поют!

3 ребенок.

Травка зеленая!

Ведущий.

Ребята, я вижу, здесь собрались друзья природы? А что вы делаете для того, чтобы вас называли друзьями природы?

1 ребенок.

Мы не ломаем деревья и кусты, не мне траву, не рвем цветов, ухаживаем за ними на клумбах.

2 ребенок.

Не разоряем птичьих гнезд, не стреляем в них из рогаток.

3 ребенок.

Зимой ухаживаем за птицами, делаем кормушки, подкармливаем их.

4 ребенок.

Не мучаем насекомых и животных.

Ведущий.

Да, ребята, вас вполне можно назвать друзьями природы. Красиво на этой поляне деревья растут, кустарники. А вы знаете, какие деревья растут в наших рощах, лесах, да просто на улицах городов и деревень?

Дети.

Клен, липа, акация, ясень, дуб, береза…

Ведущий.

Молодцы, наши поэты написали много стихов о деревьях. Вы знаете их?

Ребенок.

Я знаю стихотворение дуб.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится,

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый,

Значит дуб выносливый,

Значит закаленный.

Ведущий.

Много стихов сложено о главном дереве России – березке. Шумит она листвой, украшает нашу землю, иногда грустит, как будто жалуется на кого-то.

Ребенок.

А я знаю стихотворение о березе.

После долгой зимней стужи.

И березка ожила от весеннего тепла.

Дышит, стоя на пригорке,

Прилетают к ней тетерки.

Полно белая тужить,

Хорошо на свете жить.

Ведущий.

А чтоб было веселей, хоровод мы заведем скорей.

                               «Ай-да березка».

1куплет.

Мы вокруг березки

Встанем в хоровод

Радостно и звонко

Каждый запоет.

Припев.

Ай-да березка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

2 куплет.

Яркие платочки

В руки мы возьмем.

У березки стройной

Пляску заведем.

3 куплет.

К вечеру мы скажем

Дружно ей – прощай.

Ты без нас березка

В поле не скучай.

Дети присаживаются на пенечки.

Ведущий.

Молодцы, ребята, интересно рассказали о деревьях. А кто живет в лесу?

Дети.

В лесу живут дикие животные, насекомые, птицы.

Ведущий.

Каких диких животных вы знаете?.

Дети.

Волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж.

Ведущий.

На полянке, как-то раз

Спорили зверята,

Кто важнее всех в лесу

Знаете, ребята?

Выходит ребенок в костюме медведя.

Медведь.

Я – хозяин леса. Все знают, что я в лесу самый главный.

                               Прыгает заяц.

Заяц.

Как ты, медведь, можешь называть себя хозяином леса? Что это за хозяин, который спит всю зиму и не знает, что в его доме делается? Мы, зайцы самые главные в лесу, везде бегаем, все знаем.

Выходят дети в костюмах: дятел, кукушка, мухомор.

Дятел.

Если бы не дятел, плохо пришлось бы в лесу. Деревья я защищаю от вредителей, делаю дупла – жилища для птиц и зверей. Даже тебе, кукушка, не отказываю, хотя все знают, что ты бросаешь своих птенцов. Я в лесу – главный!

Кукушка.

Да, я не воспитываю своих кукушат, зато в лесу никто не ловит столько гусениц, как я!

Мухомор.

Не спорьте, друзья! Все вы нужны  в лесу, все зависите друг от друга. Если из вас кто-нибудь покинет лес, он обеднеет, а может и погибнуть.

Ведущий.

А давайте все пойдем в гости к Лесовушке. Она много знает о лесе и его обитателях. И так, в путь.

Физкультминутка «Путешествие». Дети делают движения в соответствии с текстом.

Ведущий.

Мы идем по проселочной дороге, по разогретой солнцем земле. (Топают ногами.) Перед нами луг, под ногами мягкая трава. (Делают ногами скользящие движения.) Идем вдоль берега реки, под ногами шуршит песок. (Растирают ладони.) По деревянному мостику переходим через реку. (Высоко поднимая ноги, делают хлопки под коленями.) Другой берег реки заколочен, перепрыгиваем с кочку на кочку. (Выполняют прыжки на двух ногах.) Вокруг заросли ивняка, ветер раскачивает гибкие ветки. (Поднимают руки над головой, покачивают ими.) Перед нами широкая канава. (Выполняют прыжок.) Справа и слева спелые ягоды, соберем их в подарок Лесовушке. (Выполняют наклоны  вправо-влево, приседания.) Проходим по лугу, заросшему высокой травой. (Идут, высоко колени.) Вот и пришли!

Выходит Лесовушка. В руках у нее поднос с караваем.

Лесовушка.

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай вам подношу

И отведать попрошу.

Дети пробуют каравай.

Лесовушка.

Здравствуйте, дети! Я старушка-Лесовушка. Лес охраняю от шума, от всякого лиха. Все лесные жители – мои друзья. Надеюсь, что мы подружимся.

Еж.

Столько мусора в лесу,

Что никак не унесу.

Рак.

Все мои подружки,

Рыбешки и лягушки,

Не плавают, не скачут,

А жалуются, плачут.

На дне реки жестянки,

Бутылки, тряпки, банки.

Медведь.

О природе люди думать перестали,

И лесные жители обижаться стали.

На охоте люди птиц, зверей стреляют

И деревья все подряд часто вырубают.

Реки засоряют, травы выжигают

И о жителях лесных ничего не знают.

Лесовушка.

Неужели это правда? Но ведь не все так поступают? Дети, вы ломаете деревья? (Нет.) Из Рогаток по птицам стреляете? (Нет.) О животных что-нибудь знаете? (Да.)

Загадки о животных:

Не нуждается ни в ком,

На спине свой носит дом.

При себе всегда пожитки

У медлительной…         (Улитки) 

Всех перелетных птиц черней

На пашне ищет он червей.

Взад-вперед по веткам скачет,

А зовется птица…        (Грач)

За деревьями, кустами

Промелькнула будто пламя.

Промелькнула, пробежала,

Нет ни дыма, ни пожара.     (Лиса)

Белка.

Скажите, что мы белки в кладовую на зиму собираем? (…)

Медведь.

Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалила? (…)

Мухомор.

Нужны ли такие грибы, как я кому-нибудь? Для чего?

Кукушка.

Если вы увидите выпавшего из гнезда птенца, что вы сделаете?

Дети отвечают на все эти вопросы.

Ребенок.

Как счастлива в своем жилище птица?

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря разразится.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому боль знакома,

Того, чья песня глохнет в холода,

Того, кто на земле живет без дома.

Не разоряйте птичьего гнезда!    (К. Кулиев)

Лесовушка.

Ребята, птицы, услышав ваш призыв, решили порадовать вас своими песнями.

Иволга (поет).

Кто сидит над ивушкой?

И-вол-га.

Кто поет под ивушкой?

И-вол-га.

В ивушке мое гнездо,

В нем уютно и тепло.

Иволга-иволга.

Лесовушка.

А теперь летит синица и хочет перед вами порезвиться.

Синица.

Я синица-озорница.

Я - известная певица.

У кого училась я?

Вы спросите соловья.

Я синица-озорница.

Мне жучок зеленый снится.

Я жучков всегда ловлю,

Ими синичат кормлю.

Лесовушка.

Дорогие ребята, а еще в лесу есть красивое озеро. И у обитателей этого озера тоже есть проблемы, а вот и житель нашего лесного озера.

Выходит Водомут. Он бросает в озеро мусор.

Ведущий.

Водомут, что ты делаешь?

1 ребенок.

Разве можно мусор бросать в воду?

2 ребенок.

Там рыбки живут, раки. Дети летом купаются, а ты засоряешь ее.

Ведущий.

Разве можно слабых обижать?

Водомут.

Я сирота, в детский сад и школу не ходил, никто меня не любил, никто правилам не учил, все меня обижали, и я всех буду обижать.

Ведущий.

Водомут, перестань вредить.

Ребята.

Будь добрым, лучше помогай нам.

Водомут.

Вот я на вас пиявок напущу, набросаю, будете знать, как мешать мне.

                     Водомут заводит песню.

Водомут.

Я Водяной, я Водяной,

Никто не водится со мной.

Во мне журчит водица,

Ну что с таким водится.

Ребята.

А мы все равно верим, что ты добрый, хороший, и хочешь с нами дружить. Возьми конфетку.

Водомут отмахивается от ребят.

Водомут.

Все равно я вам не верю, вы хотите задобрить меня и загубить. Ох, несчастный я и жизнь моя пропащая.

Лесовушка.

Водомут, дорогой, поверь ребятам. Они желают тебе добра и хотят с тобой дружить. Сейчас они тебя научат, как нужно , как нужно вести себя к водоема.

Ведущий.

Вот пришли ребята к реке, играли, бегали, устали, сели, поели, куда вы денете пустые банки, пакеты, бутылки, бумагу, в которые были завернуты продукты? Ну, кто из вас расскажет?

Водомут.

Я, все сразу в реку заброшу, чтобы никто не видел, правильно?

Дети.

Нет, мусор нельзя бросать в реку, прятать под кустами, ее нужно сложить  в пакет, а дома выбросить в мусорный ящик.

Лесовушка.

А почему так надо делать? Какие пословицы можно применить в данной ситуации?

1 ребенок.

Не плюй в колодец, придется водицы напиться.

2 ребенок.

Сорить – здоровью вредить.

3 ребенок.

Как аукнется, так и откликнется.

Лесовушка.

Вот видишь какие у нас ребята молодцы!  Ты понял, почему нельзя бросать мусор  в реку?

Водомут.

Да, понял, потому что можно ногу порезать и погубить жителей водоемов: раков, рыбок, лягушек. Я больше так не буду, ребята.

Ведущий.

Молодец, водомут, рыбки хотят поблагодарить тебя, вот они, встречаем.

Дети исполняют танец рыбок.

Лесовушка.

Ребята, расскажите, какой вы хотели видеть природу?

1 ребенок.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

2 ребенок.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый летний дождь.

Все.

Дождик, дождик…

Дети исполняют танцевальную композицию «Дождик».

Лесовушка.

Как красиво стало жить после дождя. Умылись деревья и кусты, цветы.

Ведущий.

Ты должен над цветами наклониться,

Не для того, чтобы рвать или срезать,

А, чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать.

Давайте улыбнемся друг другу, гостям, природе.

Ребенок.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок.

Если все и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не станет красоты.

                          Выходит Айболит.

Айболит.

Здравствуйте, дети! Я часто бываю в лесу, много у меня здесь дел, и животным надо помочь, и трав лекарственных собрать.

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться  с болезнью

Мята, ландыш, зверобой.

Знаете ли вы лекарственные растения? (ответы детей).

Айболит раскладывает карточки с изображением лекарственных растений и предлагает выбрать те, которые могут использовать при лечении тех или иных заболеваний.

Айболит.

1 У медведя температура, кашель. Какие лекарственные травы помогут справиться с простудой. (Мать-и-Мачеха, календула, листья, ягоды малины, смородины.)

2 Заяц поранил лапу. (Подорожник, чистотел, крапива.)

3 У Волка болят шубы. Какие растения ему помогут? (Шалфей, кора дуба.)

Айболит.

А сейчас я с вами поиграю в игру «Поведение в лесу». Если я правильно говорю, хлопайте в ладоши, а если я ошибся, топайте.

Ветки не ломайте, листья зря не рвите. (хлопают)

Цветы срывайте и в венки вплетайте; (топают)

Шумите, кричите, аукайте. Громкой песней лес баюкайте; (топают)

Чтоб узнать лесные тайны, постарайтесь не шуметь; (хлопают)

Все животные и растения нужны лесу; (хлопают)

Мусор в лесу не бросай. (хлопают)

Лесовушка.

Раз, вы  так хорошо знаете правила поведения в лесу, то сможете помочь лесным обитателям  навести порядок.

Проводиться игра «Собери мусор». По сигналу дети собирают фантики и складывают их в пакеты.

Лесовушка.

Спасибо вам, дети! Вы настоящие знатоки и друзья природы. Леса и луга, горы и равнины, реки и озера откроют вам тайны – ведь вы умеете ценить красоту нашей земли и беречь ее.

Рыбы, птицы и звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте люди,

Не обижайте зря!

Ведь море без рыб – не море.

А небо без птиц не небо.

А земля без зверей – не земля.

Дети поют песню «Мир похож на цветной луг».

Ведущий.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Надо природу беречь и лелеять,

Ловить и стрелять не подряд, а с умом,

Что нынче посеем, то завтра пожнем.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей!

Все, что зовется Родиной твоей!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».

Этот элемент экологической тропинки детского сада является моей авторской работой и разработан в ходе выполнения аттестационной работы на тему "Создание предметно-развивающей среды для познавательной ...

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ (методическая разработка)

"Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.Целью организации «Тропы здоровья» является: организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.Основными ...

Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

Методические разработки показательного занятия в старшей группе на тему: "Путешествие по зеленой тропинке"

Занятие проводится с целью:1. Расширить и углубить представление детей о лесе, его растительном мире; продолжать учить сравнивать растения по листьям, семенам; закреплять знания о внешнем виде луговых...

Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.

Важное место в системе накопления ребенком личного опыта,  правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...

Методическая разработка "Создание экологической тропинки на территории ДОУ"

В данной разработке раскрывается способы и этапы построения экологической тропинки на террритории сада....

Методическая рекомендация по организации экологической тропы.

Конспект занятий по экологии для детей средней группы....