ООД "Зимующие птицы" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Петрук Ирина Викторовна

Цель: - расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах;

            - активизация словаря детей по данной теме.

Задачи:

образовательные: - закрепить знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде и о роли человека в жизни зимующих птиц;

                                 - учить отгадывать загадки, решать проблемные ситуации;

                                 - формировать экологическую культуру у детей;

                                 - способствовать развитию связной речи.

развивающие:        - развивать познавательную активность, внимание, память, наблюдательность и логическое мышление детей;

                                 - развивать умение говорить «громко - тихо», вырабатывать силу голоса;

                                 - развивать диалогическую речь детей, побуждать к участию в беседе.

воспитательные: - воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

                                 - воспитывать у детей любовь и бережное отношение к обитателям живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_zimuyushchie_ptitsy.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимующие птицы»

Группа: старшая группа

Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/GhPsqIMDih-2eg 

Образовательные области: Приоритетная: Познавательное развитие;

В интеграции: 1. Речевое развитие; 2. Физическое развитие; 3. Художественно-эстетическое развитие; 4. Социально-коммуникативное развитие.

Цель: - расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах;

            - активизация словаря детей по данной теме.

Задачи:

образовательные: - закрепить знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде и о роли человека в жизни зимующих птиц;

                                 - учить отгадывать загадки, решать проблемные ситуации;

                                 - формировать экологическую культуру у детей;

                                 - способствовать развитию связной речи.

развивающие:        - развивать познавательную активность, внимание, память, наблюдательность и логическое мышление детей;

                                 - развивать умение говорить «громко - тихо», вырабатывать силу голоса;

                                 - развивать диалогическую речь детей, побуждать к участию в беседе.

воспитательные: - воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

                                 - воспитывать у детей любовь и бережное отношение к обитателям живой природы.

Предпосылки УУД:

- познавательные (умение пользоваться инструкциями, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять существенные признаки объектов, работать по иллюстрации);

- личностные (формирование познавательной мотивации, умения прийти на помощь птицам, воспитывать нравственные ориентиры: любовь и бережное отношение ко всему живому);

- коммуникативные (владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения, умение слушать собеседника, строить

монологическое высказывание и диалогическую речь);

- регулятивные (умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей, работать по инструкции взрослого, удерживать внимание, рассматривая репродукцию).

Современные педагогические технологии: - ИКТ-технология; - технология развивающего обучения; - личностно-ориентированная технология; - игровая технология; - здоровьесберегающая технология; - технология музыкального воздействия.

Словарная работа: дятел, клёст, свиристель, поползень, щегол.

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах; наблюдение за птицами, прилетающими на участок; рассматривание иллюстраций и отгадывание загадок о птицах; речевая игра «Один-много»; проведение физкультминуток «Ветер дует нам в лицо», «Вороны», «Снегири»; разучивание стихотворений о птицах.

Материалы и оборудование: для педагога: ноутбук, экран, проектор, флэш-накопитель, магнитная доска, картина с изображением дерева.

для детей: изображение птиц, разделённые на 3 части; изображение зимующих птиц; клей; кисти; салфетки; подставка под кисти.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Структура НОД

Содержание НОД

(деятельность педагога и детей)

Образовательная

область

(вид детской

деятельности)

Формы

работы

Наглядность

  1. 1.ВВОДНАЯ

   ЧАСТЬ:

- организационный момент

- мотивационный момент

Слайд 1 – (тема занятия) – дети стоят на ковре

Игра «Улыбнись другу»

В: Мои милые друзья, в круг скорей бегите (делают круг)

     И друг друга, не стесняясь, за руки возьмите (берутся за руки)

     Скуку, лень вы прочь гоните – и улыбку подарите (дети улыбаются друг другу) 

Социально-коммуникативное развитие (игровая)

Игровая ситуация

Слайд 2  (звучит голос сороки)

Беседа с сорокой

В: Ребята, слышите голос. Как вы думаете, кто это говорит?

Д: ответы детей

В: Это болтливая сорока спешит к нам и хочет что-то сообщить.

Слайд 2 (сорока приветствует детей)

Сорока: Здравствуйте, ребята. Я – сорока и я прилетела к вам за помощью – злая волшебница заморозила всех птиц в зимнем лесу и расколола их на части. Помогите птицам, пожалуйста.

В: Ребята, поможем птицам?

Д: ответы детей

Правила поведения в лесу

В: Тогда сейчас мы с вами отправимся в зимний лес, но прежде надо вспомнить правила поведения в лесу. Какие правила знаете вы?

Д: ответы детей

Слайд 3 (сорока сообщает правила поведения в лесу)

Сорока: Ребята, в лесу нельзя разводить костёр, ломать ветки деревьев и кустарников, оставлять после себя мусор, нельзя разорять гнёзда птиц и причинять вред животным.

В: А ещё, ребята, в лесу нельзя шуметь. Правила повторили, пора отправляться в лес. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Познавательное развитие (восприятие художественной литературы)

Познавательное развитие

Речевое развитие

(коммуникативная)

Познавательное развитие (коммуникативная)

Проблемная ситуация

Рассматривание иллюстрации

Беседа.

Рассказывание

Рассказывание

фото сороки

фото сороки

2.ОСНОВНАЯ    

   ЧАСТЬ

Слайд 4 (зимний лес) 

В: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух!

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо» (с проговариванием) – Приложение №1

Рассматривание частей птиц

В: А вот и наши птицы, которых заколдовала волшебница (педагог показывает части птиц, расположенных на магнитной доске), и нам необходимо им помочь. Но чтобы нам было легче это сделать, мы должны больше о них узнать. Согласны?

Д: ответы детей

В: Тогда присядьте на стулья (дети присаживаются на стулья).

Слайд 5 (изображение сороки)

Рассказ о сороке

В: Первая птица, которой мы поможем – сорока. Сорока – белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит, что-нибудь блестящее: стекло, монету и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в своё гнездо.

Составление сороки из частей

В: Предлагаю найти её части и собрать (дети собирают сороку из частей)

В: Молодцы, ребята. Продолжим дальше спасать птиц, а кто будет следующей, вы узнаете, угадав загадку.

Загадка о воробье – Приложение №1

В: Что это за птица?

Д: ответы детей

В: Верно, конечно это воробей.

Беседа о воробье

Слайд 6 (изображение воробья) 

В: Скажите, какие воробьи размером?

Д: ответы детей

В: А какой у них окрас?

Д: ответы детей

В: Правильно. Воробьи – полезные птицы, так как летом они спасают нас от вредных насекомых: бабочек, гусениц, жуков. Но в зимнее время года им голодно, поэтому они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.

Составление воробья из частей

В: Найдите части воробья на доске и сложите так, чтобы получился целый воробей (дети собирают воробья, при необходимости педагог им помогает).

Прослушивание голоса воробья

Слайд 6 (звучит голос воробья)

В: Молодцы, ребята. Воробей рад, что вы его расколдовали, и решил спеть вам песню, послушайте.

Стихотворение о вороне – Приложение №1

В: Послушайте стихотворение о следующей птице. Его нам расскажет Лиза (ребёнок рассказывает стихотворение)

В: О ком это стихотворение?

Д: ответы детей

Рассказ о вороне

Слайд 7 (изображение  вороны)

В: Ворона – птица важная, горластая. В каждой вороньей стае одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым.

Составление вороны из частей

В: Давайте из частей соберём ворону (дети собирают ворону, при  необходимости педагог им помогает)

Физкультминутка «Вороны» - Приложение №1

В: Молодцы. А теперь предлагаю превратиться в ворон и немного отдохнуть (дети встают на ковре и выполняют действия в соответствии с текстом). (Далее дети возвращаются на стулья)

Загадка о синице – Приложение №1.

В: Отдохнули. Продолжим дальше помогать птицам. Слушайте следующую загадку.

В: Кто это?

Д: ответы детей

В: Верно, ребята, это синица

Рассказ о синице

Слайд 8 (изображение синицы) 

В: Синица подвижная и ловкая птица. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у неё чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Летом она питается насекомыми, а зимой ищет пропитание возле домов людей - любит свиное сало, семечки, хлебные крошки.

Составление синицы из частей

В: Предлагаю расколдовать синицу, и если у нас это получится, то синица подарит нам свою песенку (дети собирают синицу из частей, педагог при необходимости помогает)

Прослушивание голоса синицы

Слайд 8 (звучит голос синицы)

Загадка о снегире – Приложение №1

В: Давайте поможем следующей птице – послушайте про неё загадку.

Д: ответы детей

В: Конечно это снегирь.

Беседа о снегире

Слайд 9 (изображение  снегиря) 

В: Ребята, что вы знаете о снегире?

Д: ответы детей

В: Верно. Снегири – очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу – словно красные яблоки висят на деревьях и кустарниках. Чем они питаются?

Д: ответы детей

В: Они питаются семенами шишек, растений, а из ягод рябины вынимают только семена, а мякоть выбрасывают.

Составление снегиря из частей

В: Давайте поможем снегирю и расколдуем его (дети  собирают снегиря из частей)

Физкультминутка «Снегири» - Приложение №1

В: Молодцы. Предлагаю встать со стульев и поиграть (дети встают на ковре)

Стихотворение о дятле – Приложение №1

В: Присаживайтесь на стулья и послушайте стихотворение про последнюю птицу, которую нам необходимо расколдовать. А прочтёт нам его Юлия (ребёнок читает стихотворение)

Беседа о дятле

В: Ребята, сейчас мы услышали стихотворение о дятле, посмотрите, как он выглядит

Слайд 10 (изображение дятла) 

В: Ребята, кто знает, почему дятла называют лесным доктором?

Д: ответы детей

В: Дятел – является лесным доктором, потому что питается вредителя леса – насекомыми и их личинками, которые прячутся под корой деревьев. Поэтому он  живёт только там где много деревьев. Помогает дятлу извлекать из-под коры насекомых-вредителей его длинный язык.

Слайд 11 (изображение дятла с языком) 

В: Один дятел за день может уничтожить 700-800 насекомых вредителей. Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Конечно, звуки не совсем музыкальные, но деревья им очень рады. Послушайте, как это звучит.

Прослушивание голоса дятла

Слайд 12 (изображение дятла, звучит его голос) 

В: Зимой, когда деревья и насекомые спят, эта птица питается семенами из еловых и сосновых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклёвывает семена. Поэтому мы можем увидеть весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек.

Слайд 13 (изображение дятла с шишкой)

В: Окрас дятлов очень разнообразный - встречаются дятлы с шахматными черно-белыми цветами, пестрые, красные, золотистые.

Слайд 14 (на экране разновидности дятлов)

В: А как вы думаете, почему эту птицу так назвали?

Д: ответы детей

В: Слово «дятел» происходит от слова «долбить», а так как эта птица долбит по деревьям, её и назвали дятел.

Составление дятла из частей

В: Ребята, давайте расколдуем дятла (дети собирают дятла из частей)

Беседа

В: Итак, ребята, мы расколдовали всех птиц, которые попали в беду. Все эти птицы с приходом зимы не улетают в тёплые края и зимуют в наших краях. Значит, какие это птицы?

Д: ответы детей

В: Верно. Это зимующие птицы. Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Д: ответы детей

Рассматривание иллюстрации «Зимующий птицы»

Слайд 15 (плакат «Зимующие птицы) 

В: Правильно. Посмотрите, какие ещё бывают зимующие птицы (педагог показывает и называет птиц, дети повторяют название)

Речевая игра «Один - много» - Приложение №1

В: Предлагаю поиграть в игру «Один - много». Я буду называть птицу, а вы должны сказать слово, которое обозначает когда их много. Например: снегирь, а много?

Д: ответы детей

В: Верно, снегири. Итак, начнём (идёт игра)

Совместная деятельность детей (коллективная аппликация)

В: Ребята, посмотрите, на столе лежат изображения зимующих птиц. Предлагаю вам выбрать любую понравившуюся птицу и с помощью клея расположить его на ветке дерева (дети выбирают птицу и приклеивают её на дерево. В это время звучат голоса птиц в зимнем лесу – Слайд 15).

В: Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась (рассматривание картины). А нам пора возвращаться домой.

   Наши ножки  по дорожке – топ-топ-топ.

   Наши ноги по дороге – топ, топ, топ.

   Через сугробы переступаем,

   Друг другу помогаем (дети выполняют действия за педагогом)

Познавательное развитие (восприятие художественной литературы)

Физическое развитие (двигательная)

Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Познавательное развитие

Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие

Речевое развитие (восприятие художественной литературы, коммуникативная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Художественно-эстетическое развитие (музыкальная)

Речевое развитие (восприятие художественной литературы)

Познавательное развитие Речевое развитие (восприятие художественной литературы, коммуникативная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Физическое развитие (двигательная)

Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие

Речевое развитие

(восприятие художественной литературы, коммуникативная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Художественно-эстетическое развитие (музыкальная)

Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие

Речевое развитие

(восприятие художественной литературы, коммуникативная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Физическое развитие (двигательная)

Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие Речевое развитие (восприятие художественной литературы, коммуникативная)

Художественно-эстетическое развитие (музыкальная)

Познавательное развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие (восприятие художественной литературы)

Познавательное развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие (восприятие художественной литературы)

Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие (продуктивная, музыкальная)

Физическое развитие (двигательная)

Рассматривание иллюстрации

Физкульт-минутка.

Рассказывание

Рассматривание

Рассказывание

Решение проблемной ситуации

Отгадывание загадок

Рассматривание иллюстраций.

Беседа

Решение проблемной ситуации

Слушание

Слушание

Рассматривание иллюстрации.

Рассказывание

Решение проблемной ситуации

Физкульт-минутка

Отгадывание загадок

Рассматривание иллюстрации. Рассказывание

Решение проблемной ситуации

Слушание

Отгадывание загадок

Рассматривание иллюстрации. Беседа

Решение проблемной ситуации

Физкульт-минутка

Слушание

Рассматривание иллюстраций. Беседа.

Рассказывание

Слушание

Рассказывание

Рассматривание иллюстраций

Рассказывание

Решение проблемной ситуации

Беседа

Рассматривание иллюстрации

Речевая игра

Создание картины. Слушание

Игровые упражнения

фото

зимнего леса

иллюстрации

частей птиц

фото сороки

иллюстрации частей сороки

фото воробья

иллюстрации частей воробья

фото вороны

иллюстрации частей вороны

фото синицы

иллюстрации частей синицы

фото снегиря

иллюстрации частей снегиря

фото дятла

фото дятла с языком

фото дятла

фото дятла с шишкой

фото разных видов дятлов

иллюстрации частей дятла

изображение плаката «Зимующие птицы»

иллюстрация дерева,

иллюстрации зимующих птиц

изображение картины дерево с птицами, изготовлен-ная детьми

3.ЗАКЛЮЧИ-

   ТЕЛЬНАЯ

   ЧАСТЬ

Беседа

В: Ребята, скажите, куда мы сегодня с вами ходили?

Д: ответы детей

В: Кому мы помогали в лесу?

Д: ответы детей

В: Как называют птиц, которые зимуют у нас в лесу?

Д: ответы детей

В: Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Д: ответы детей

В: Ребята, скажите, а чем зимой питаются птицы?

Д: ответы детей

В: Как могут помочь люди птицам зимой?

Д: ответы детей

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой» - Приложение №1

В: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесим кормушки и насыплем туда корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Слайд 16 (сорока прощается с ребятами) 

Сорока: Ребята, вы сегодня были большие молодцы. Замечательно занимались и помогли птицам. Спасибо вам большое!

Трудовая деятельность

В: Сейчас я предлагаю вам привести рабочее место в порядок (дети занимаются трудовой деятельностью)

Познавательное развитие. Речевое развитие (коммуникативная)

Речевое развитие (коммуникативная)

Социально-коммуникативное развитие (трудовая)

Беседа

Слушание

Самообслужи-вание

фото сороки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Домашние птицы" старшая логопедическая группа

Проект помогает детям познакомиться с жизнью домашних птиц, особенностями приспособления к условиям жизни, воспитывает добрые чувства, помогает наполнять содержание игр....

Конспект НОД по окружающему миру «Перелётные птицы» (старше-подготовительная группа)

Цель: расширить и закрепить представление детей о перелётных птицах, их отличительных признаках, образе жизни, повадках.Задачи:1. Формировать представление детей о перелетных птицах; закрепить знания ...

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы".(старшая логопедическая группа)

На занятии закрепляется тема "Зимующие птицы".  Проводятся игры на речевое дыхание,  на словообразование: "Образование сложных слов","Скажи ласково". На р...

Проект "Зимующие птицы" старше-подготовительная группа 2019 год

Актуальность, цели, задачи, перспективное планирование...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе "Встречаем птиц" (старшая группа)

Тема: «Встречаем птиц»Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие, речевое р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с применением игр В.В. Воскобовича: «Перелётные птицы» (старшая логопедическая группа)

Цель: Знакомство детей с перелетными птицами,  выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.Задачи:Коррекционно-образовате...