Методическая разработка "Многофункциональный кубик"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Линник Надежда Николаевна

Данная игра предназначена для развития речи, познавательной активности, внимания, памяти, мышления и самостоятельности детей 5-7 лет. Игра может использоваться как часть занятия, для повторения и закрепления материала, а также для самостоятельной деятельности детей. Описаны примеры игр с использованием кубика, направленных на расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и формирование мыслительных операций. Кубик способствует созданию увлекательной и эффективной образовательной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                           

 Игра — основной вид деятельности детей.

Чтобы учебный материал был увлекательным, интересным и доступным, я разработала дидактическую игру - многофункциональный кубик.

Данная дидактическая игра положительно влияет на речевое развитие, стимулирует познавательную активность, вызывая положительные эмоции у детей. Формирует внимание, наблюдательность, память, мышление, самостоятельность.

Дидактическую игру использую перед занятиями как малоподвижную. Так же и дети могут самостоятельно использовать эту игру в свободное время. Использую её при изучении нового материала, при повторении и закреплении пройденного.

Описание: кубик сшила из искусственной кожи, наполнила синтепоном. На гранях кубика разместила картинки на липучках, которые меняются не только по лексическим темам, но и по желанию детей. В игре могут принять участие неограниченное количество детей, чтоб картинки не повторялись, они меняются.

Ребёнок подкидывает кубик со словами: «Кубик я бросаю и картинку называю…»

Подборка дидактических игр:

1. «Я знаю 5 названий…»

Цель: развитие речи и мышления у детей старшего дошкольного возраста
Задачи: закреплять усвоенные знания по пройденным лексическим темам, пополнять и активизировать словарный запас,
тренировать быстроту реакции.

Ход игры: Ребёнок подкидывает кубик со словами «Кубик я бросаю и картинку называю…», если выпадает овощ - ребенок должен назвать 5 названий овощей, если гриб - названий грибов.  

Картинки: овощи, фрукты, ягоды, грибы, деревья, птицы и т.д).

2. «Назови ласково».

Цель игры «Назови ласково» — закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. 

Задачи: развить внимание, ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: выпадает картинка с изображением ягоды, ребёнок должен назвать слово ласково – ягодка, дуб - дубочек.

Картинки: дерево (деревце), птица (птичка), цветок (цветочек) и т.д.

3. Игра «Скажи Наоборот».

Цель: умение образовывать слова противоположные по значению.

Задачи: развивать память, речь, мышление. Пополнять словарный запас.

Ход игры: выпадает картинка с изображением карандаша длинного, ребёнок должен назвать противоположное слово – короткий, дом большой – маленький.

Картинки: день (ночь), грустный (веселый), зима (лето) и т.д.

4. Игра «Подбери словечко».

Цель игры: развитие умения подбирать прилагательное к существительному.

Задачи: расширять словарный запас, мышление, память, связную речь.

Ход игры: выпадает картинка с изображением дерева, ребенок должен назвать признаки: хвойное, лиственное, высокое и т.д.; яблоко – кислое, сладкое, спелое, круглое и т.д.

Картинки: овощи, фрукты, ягоды и т.д.

5. Слова «Великаны».

Цель: формирование умения образовывать слова с суффиксом -ищ-.

Задачи: расширять словарный запас.

Ход игры: выпадает картинка с изображением носа – ребенок должен назвать слово носище.

Картинки: нос (носище), усы (усище), дом (домище), таракан (тараканище), рука (ручище) и т.д.

6. Назови «Детёныша».

Цель: закрепление знаний детей о животных и их детёнышах.

Задачи:

обогащать и активизировать словарь, развивать память, мышление.

Ход игры: выпадает картинка с изображением коровы, ребенок должен назвать слово телёнок, собака-щенок и т.д.

Картинки: лиса (лисенок), корова (телёнок), лошадь (жеребёнок), овечка (ягнёнок) и т.д.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КУБИК

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

C:\Users\User\Desktop\семинар 29.02\фото\IMG_20240212_132805.jpg

Автор Линник Надежда Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ г. Иркутска д/с №108

г.Иркутск, 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Кубики-говорушки"

Цель учебно-методического пособия "Кубики-говорушки": развитие звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Помимо этого...

Методическое пособие «Кубик»,

Методическое пособие...

Методическое пособие "Кубик Познайка"

Методическое пособие рассчитано на детей младшей группы, соответствует всем требованиям, разработано по программе «От рождения до школы»Актуальность:  Игрушка – неизменный ...

Методическая разработка для обучающихся средней группы с использованием методического пособия кубиков Н.А.Зайцева "Как мы помогали зайчику"

Эта методическая разработка очень поможет педагогам в обучении чтению детей 4-х лет.  Здесь есть различные игры, пальчиковые гимнастики, хороводы, физминутки, сказки, которые завлекают детей в сл...

Методическая разработка Кубик Блума «Москва»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о главном городе столицы России – Москве, через речевую активность дошкольников.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания о столице и ар...

Методическая разработка Кубик Блума «Москва»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о главном городе столицы России – Москве, через речевую активность дошкольников.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания о столице...

Методическое пособие. Кубик БЛУМА.

Кубик Блума — это приём развития критического мышления, который позволяет формулировать вопросы разного характера.С помощью методики Блума решаются следующие задачи:Грань «Назови&raqu...