Сценарный конспект непосредственной образовательной деятельности познавательному развитию для детей старшей группы «Поможем Роботу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Паршина Татьяна Валерьевна

Цель: Установление свойств и качеств металла через экспериментальную деятельность и составление сериационного ряда картинок со свойствами и качествами металла для оказания помощи Роботу.

Задачи:

  1. Рассмотреть предметы, высказать предположения о материале, из которого сделаны рассматриваемые предметы; выбрать совместно с воспитателем оборудование и материалы для проведения опытов; совместно с воспитателем сформулировать цель предстоящей деятельности, самостоятельно выполнить действия по предлагаемому воспитателем алгоритму; выбрать и прикрепить готовые картинки, обозначающие свойства металла (прочность, магнетизм, тяжесть, гладкость, ржавчина) на мольберт, назвать свойства металла.   
  2. Соблюдать последовательность действий при проведении опытов с предметами, рассмотреть готовые картинки, обозначающие свойства металла, понять и сказать, какое свойство металла отображает каждая картинка, сформулировать вывод по результатам опыта.
  3. Повторить и соблюдать правила работы в «лаборатории»; повторить и соблюдать правила работы в «лаборатории», делиться на группы и уметь договариваться, внимательно слушать взрослого и сверстников, распределить действия между собой, соблюдать правила пользования материалами, аккуратно работать с материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_k_attestatsii-2_1.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Поможем Роботу».

Форма организованной образовательной деятельности: опытно – экспериментальная.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Установление свойств и качеств металла через экспериментальную деятельность и составление сериационного ряда картинок со свойствами и качествами металла для оказания помощи Роботу. 

Задачи:

  1. Рассмотреть предметы, высказать предположения о материале, из которого сделаны рассматриваемые предметы; выбрать совместно с воспитателем оборудование и материалы для проведения опытов; совместно с воспитателем сформулировать цель предстоящей деятельности, самостоятельно выполнить действия по предлагаемому воспитателем алгоритму; выбрать и прикрепить готовые картинки, обозначающие свойства металла (прочность, магнетизм, тяжесть, гладкость, ржавчина) на мольберт, назвать свойства металла.  
  2. Соблюдать последовательность действий при проведении опытов с предметами, рассмотреть готовые картинки, обозначающие свойства металла, понять и сказать, какое свойство металла отображает каждая картинка, сформулировать вывод по результатам опыта.
  3. Повторить и соблюдать правила работы в «лаборатории»; повторить и соблюдать правила работы в «лаборатории», делиться на группы и уметь договариваться, внимательно слушать взрослого и сверстников, распределить действия между собой, соблюдать правила пользования материалами, аккуратно работать с материалами.

Предварительная работа: просмотр видео «Как добывают и изготавливают металл?»; игры – эксперименты «Что из чего?», рассматривание предметов из различных металлов (чугун, алюминий, железо, бумага, пластик).

Материалы и оборудование: металлические, деревянные, пластиковые, бумажные предметы: ложки, пластины, болтики, скрепки, монеты, скрепки, емкости с водой, ноутбук, видеозапись, рукавичка с магнитом, бутылочка с надписью «машинное масло», картинки «Правила поведения в лаборатории», «Качества и свойства металла», буквы

 Структура НОД:

1. Мотивационно - побудительная: (5 минут)

А) сюрпризный момент;

Б) создание проблемной ситуации;

2.Основная часть:(20 минут)

А) Опыт №1: «Металл прочный».

Б) Опыт №2. «Металл тяжелый».

В) Физкультминутка

           Г) Опыт №3. «Металл звучит»

           Д) Опыт №4 «Металл притягивается магнитом»

Д) Опыт №5. «Металл гладкий или шершавый»

          3.Рефлексия

Ход образовательной деятельности

1 Этап. Мотивационно – побудительная часть. 

Упражнение «Колокольчик»

«Колокольчик мой дружок,

Собери ребят в кружок

Вправо, влево повернись

И друг другу улыбнись».

(Звучит сигнал видеозвонка.)

Ребята, что это за звук? Посмотрим…... (Смотрят видео звонок)

Робот: «Здравствуйте ребята, я пришел к Вам за помощью. Во время прогулки я попал под сильный мокрый снегопад, весь промок, теперь я не могу двигаться. Помогите мне разобраться, что со мной произошло. В этом вам поможет «посылка»

Воспитатель: ребята, из какого материала сделан Робот? Почему робот перестал двигаться?  Мы сможем ему помочь, если узнаем   свойства и качества металла.

Воспитатель: где проводят опыты, исследования?

(возможные ответы детей – в лаборатории)

Воспитатель: предлагаю вам сегодня отправиться в лабораторию, провести там все необходимые исследования и тогда мы поможем Роботу. Вы согласны? (Ответы детей.

Воспитатель: А помогут нам в этом волшебные слова. Закроем глаза и произнесем их:

В лабораторию мы попадем,

Все исследуем, поймем

Пусть ученые узнают

Мы на смену им придем.

Воспитатель: вот мы с вами оказались в лаборатории. Но прежде, чем приступить к делу, вспомним правила безопасности в лаборатории. 

(дети называют правила по картинкам).

Воспитатель: посмотрите, вот и посылка от робота! Робот отправил нам в посылке разные предметы. (Открываем посылку и достаем различные металлические детали (в том числе и те, из которых сделан Робот) 

Воспитатель: чтобы помочь Роботу, нам нужно определить, из какого материала сделаны эти предметы. (Ответы детей).

Д/игра «Найди по признаку предметы»

(разделить на 2 группы и определить какие предметы оказались в 1 группе)

Воспитатель: значит предметы какие?

(Ответы детей – металлические).

Опыт №1: «Металл прочный».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с металлической деталью, если ее попробовать сломать? (предположения детей). Проверим! У меня есть деревянная палочка и металлическая. Попробуйте сломать деревянную палочку. Получилось? Легко было это сделать? А теперь попробуем сделать тоже самое с металлической. (дети выполняют действие). Что можно сказать? Какой вывод можно сделать? 

(Ответы детей). (Палочка не ломается, значит, металл прочный и твердый.)

Воспитатель: Мы узнали первое свойство – металл твердый и прочный.

(на мольберте ставлю соответствующие картинки и показываю первую букву)

Опыт №2: «Металл тяжелый».

Воспитатель: как вы думаете, металл тонет в воде? А как это можно проверить? (предположения детей). Проверим? У меня есть металлическая ложка, деревянная и пластиковая. Возьмите каждую ложку и опустите в воду. (дети выполняют действие). Что произошло? (Ответы детей.)

Воспитатель: почему утонула металлическая ложка? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.)

Воспитатель: итак, мы узнали еще одно свойство металла – металл тяжелый, поэтому тонет в воде.

(выставляю картинку на мольберте и показываю вторую букву)

Воспитатель: предлагаю немножко отдохнуть.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

 Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) 

Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вернуться в лабораторию, за другой стол.

Опыт №3: «Металл звучит»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, металл может звучать?  Как проверим?

(Ответы детей) Нам в этом помогут колокольчики и деревянные предметы. Сначала проверим, звучит ли дерево, постучите друг об друга. Слышите звук? (ответы детей). А теперь позвените в колокольчик. (дети выполняют действие). Что громче звучит? (ответы детей)

Вывод: Металлические предметы издают звук.

(Ставлю соответствующую картинку на мольберт и показываю детям следующую букву).

Опыт №4. «Металл притягивается магнитом» Фокус «Волшебная рукавичка»

Воспитатель: Ребята, я знаю один фокус. Хотите я вам его покажу?

(Ответы детей)

Воспитатель: у меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку и все предметы прилипнут к ней. Ребята, посмотрите, какие предметы притянула моя волшебная рукавичка? Как это произошло?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мы узнали четвертое свойство металл – притягивается магнитами.

(ставлю на мольберт соответствующую картинку и показываю очередную букву)

Опыт 5. «Металл гладкий или шершавый»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, металл гладкий или шершавый? Как это можно выяснить? (предположения детей).

Воспитатель: Давайте проверим? (дети выполняют действия). Что вы чувствуете, когда гладите по металлу пальчиком? (ответы детей). Какой вывод можно сделать?

(Ответы детей).

Воспитатель: хорошо, мы узнали о том, что металл гладкий.

(Выставляю картинку на мольберт со свойством металла).

Воспитатель: Я нашла в воде вот такой болтик. Чем он отличается от ваших болтиков? Что с ним случилось? Он заболел?

(Ответы детей)

Воспитатель: да, действительно мой болтик шершавый, покрыт оранжевым ржавым налетом, потому что он долго лежал в воде и заболел. Есть такая болезнь у металла – ржавчина. Люди, зная свойства металла учитывают их при изготовлении разных предметов.  Как вы думаете, как можно вылечить металлический болтик? (Ответы детей - Смазать специальным маслом).

Вывод: металл ржавеет от воды и влаги.

(педагог прикрепляет соответствующую картинку на доску и показывает оставшуюся букву)

Воспитатель: Ребята, по картинкам повторим, какими свойствами обладает металл? (Металлы прочные, блестящие, тяжелые, обладают магнетизмом, издают звуки)

Воспитатель: Ребята, помните, о чем вас просил Робот? почему ему стало трудно двигаться и ходить? Что случилось? (Заржавел). Почему Робот заржавел? Что с ним случилось? Как мы можем помочь Роботу вылечиться?

У нас же есть буквы – подсказки. Попробуем составить из них слово и тогда узнаем, что поможет Роботу вылечиться.

(Дети собирают слово «Масло». Ответы детей- Мы подарим Роботу машинное масло, он смажет свои детали и будет хорошо двигаться). отправляют посылку с маслом

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться из лаборатории. Вместе

произнесем волшебные слова:

Свойства металла мы раскрыли, знания мы получили,

Роботу мы помогли, что узнали, рассказали

Возвращаться нам пора, закончилась научная игра!

3 этап. Рефлексия.  Видео звонок

Робот: спасибо вам, ребята, я снова могу двигаться. вы отличные исследователи.  Предлагаю вам сделать вместе со мной веселую зарядку.

Дети совместно с Роботом и воспитателем выполняют движения под музыку.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»

Сценарный конспект непосредственной образовательной деятельности познавательному развитию для детей старшей группы

«Поможем Роботу».

Выполнила: Паршина Татьяна Валерьевна

воспитатель 1 категории

МАДОУ «Детский сад № 6 «Светлячок»

Лесосибирск, 2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Зимующие птицы».Конспект непосредственно образовательной деятельности: познавательное развитие для детей средней группы № 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности проводился в январе на тематической недели,посвященной перелетным птицам. Группа детей среднего возраста 4-5 лет.Все дети активно учавствовали в б...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Поможем Бабушке Федоре"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по развитию речи в средней группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие (ФЭМП) в старшей группе

Доминирующая область: «Познавательное развитие». ФЭМП.Интеграция  образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие».Инте...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здоровье – это богатство!»

Систематизировать представления детей о человеке, здоровье, способах его сохранения и здоровом образе жизни.Закрепить представления детей о значимости режима дня, о том какая еда полезна, какая вредна...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зимовье зверей»

Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Познакомить с особенностями диких животных (их детенышей), впадающих в спячку, а также с теми, кто в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое дружба!»

Формировать у детей оценочное отношение к поведению людей и своему собственному используя сказки.Обобщить и расширить представление детей  о понятиях,  как друг, дружба, подбирать определени...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» ФЭМП в старшей группе «Путешествие в математическую страну»

Цель: Формирование элементарных математических представленийЗадачи:Образовательная:Способствовать закреплению представления детей о геометрических фигурах (различать и сравнивать их по свойствам);Спос...