Система работы по методу проектов
проект по окружающему миру

Кулакова Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Кулакова Ольга Владимировна, воспитатель МКДОУ ДС № 54 УКМО

Опыт работы по проекту «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня вашему вниманию мы предоставим доклад  из опыта работы по проекту на тему: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

 (слайд 2)   Быстро летит время. Быстро растут дети. И каждому из нас, взрослых: педагогов и родителей, хочется, чтобы они выросли не только самостоятельными, но и благополучными людьми. Конечно, дошкольники знают, что такое деньги. Но проблема в том, что при современном темпе жизни и техническом прогрессе они растут без навыков обращения с ними.

Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к

реальной жизни, развивает экономическое мышление, позволяет приобрести

качества, присущие грамотной личности, поэтому в этом возрасте должны быть заложены не просто азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию, образованию и труду на протяжении всей жизни.

(слайд 3)  В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, а также формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

(слайд 4)  Необходимость формирования финансовой грамотности дошкольников отражена в федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Основные задачи, которые отражены в образовательной области социально-коммуникативное развитие в сфере трудового воспитания: знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать

первоначальные представления о финансовой грамотности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Она включает и в том числе и экономическую (финансовую) культуру. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности

(слайд 5) В связи с этим, мы начали свою работу поэтапно:

На первом этапе целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры у детей дошкольного возраста в феврале 2023г. было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 26 родителей воспитанников старшей группы.

Родители отвечали на 7 вопросов, которые касались темы формирования финансовой грамотности.

(слайд 6) Результаты анкетирования следующие:

72 % родителей считают, что с дошкольниками необходимо проводить работу по финансовой грамотности,  11 %  родителей считают, что в этом нет необходимости.

(слайд 7) Почти все родители считают, что детям необходимо рассказывать о деньгах. Чем раньше родители начнут разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитают в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету.

(слайд 8) Также родители отвечали на вопрос о том, как они относятся к желанию детей иметь копилку?

 (91%) родителей ответили положительно, (9%) дали отрицательный ответ.

Копилка – это не игрушка, нужно правильно донести детям информацию о ней. С появлением копилки у ребенка прививаются такие качества как ответственность и умение распределять финансы в соответствии со своими желаниями и возможностями.

(слайд 9)  (53%) родителей ответили, что их дети участвуют в планировании покупок,  (47%) родителей ответили отрицательно.

(слайд 10) (9%) родителей считают, что их дети знают о семейном бюджете

 и  (91%) родителей дали отрицательный ответ.

Ребенку необходимо понимать, как складывается семейный бюджет, на что он тратится. Родителям своему ребёнку необходимо донести то, что нельзя купить сразу все, что тебе хочется, что семья планирует свои расходы в зависимости своего бюджета.

(слайд 11)  Все родители рассказывают детям, откуда берутся деньги. Ребенку нужно понимать, что выполняя определенную работу, мама и папа получают за это зарплату (и что именно из неё складывается семейный бюджет).

(слайд 12) В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы старались обеспечить педагогическую поддержку семьи. Разместили в приёмной консультации на данную тему, разработали буклеты.

(слайд 13) Начав работу по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста мы поставили перед собой цель и ряд задач, которые вы видите на экране.( подождать 10 сек., а затем переключить)

(слайд 14) Для реализации поставленных задач,  в нашей группе мы создали уголок по финансовой грамотности «Юный финансист»

(слайд 15) С целью создания системы работы по формированию представлений об истории денег, а также с целью элементарного понятия об эволюции денег, в уголке «Юный финансист мы организовали мини-музей-денег.

(слайд 16) Мини – музей денег -результат общения и совместной работы воспитателя, детей и родителей.

(слайд 17) С помощью мини-музея у детей формируется  представление о деньгах, об истории денежных превращений.

(слайд 18) Также нами был изготовлен  макет банкомата Сбербанка

(слайд 19) С/Р Игра «Сбербанк» стала  любимая детьми. Дети с удовольствием играют с макетом банкомата, оплачивая покупки, услуги, учатся правильно пользоваться пластиковой картой, закрепляют знания о денежных купюрах.

 (слайд 20) Вместе с детьми мы  распределяем роли, создаём обстановку банка.

 (слайд 21) В ходе игры помогаю детям действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Учу считаться с интересами и мнением других детей.

(слайд 22)

В нашем уголке «Юный финансист» есть и коллекция настоящих монет и денежных купюр, а также банковские карты и  сберегательные книжки.

(слайд 23) Также мы изготовили картотеку дидактических и словесных игр,  тематические альбомы «Денежные знаки», «Остров сокровищ», «Путешествие в мир финансов», дидактические игры «Что можно и нельзя  купить за деньги»,  и т. далее.

(слайд 24) Лэпбук «Финансы для детей» который предназначен не только для занятий, но и для развивающих игр.

(слайд 25) Изготовлен  «Кубик Блума», он  уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

(слайд 26)  Например, назови, что такое деньги, какие бывают деньги и т. д.? - Объясни, зачем люди создали деньги? Предложи, идеи, как сэкономить деньги? 

(слайд 27)  «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

(слайд 28) В процессе дидактических игр познакомили дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи», объяснили, из чего он складывается, 

(слайд 29) на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей.

(слайд 30)  С помощью игр можно донести до детей, что: Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

(слайд 31) Не всё покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

(слайд 32) При помощи дидактического пособия, сделанного нами совместно с детьми, ребята узнают, где хранятся деньги и куда уходят деньги.

(слайд 33) В ходе игры «Шаги к успеху», учим финансово размышлять, вырабатываем собственные стратегии преумножения и траты денег.

 (слайд 34) Я предлагаю Вам посмотреть фрагмент нашей постановки сказки «Как сорока карту потеряла» 

(слайд 35) Родители  являются активными помощниками в деле изучения финансовой грамотности. Мамы и папы принимают активное участие в выполнении разного рода практических заданий. Давайте познакомимся с маленьким путешествием нашей воспитанницы Сони в большой мир финансов.

(слайд 36) Опыт показывает, что работа, проведённая нами по экономическому воспитанию,  приближает дошкольника к реальной жизни, формирует у него правильное представление о финансовом мире, и в то же время помогает сделать процесс познания экономики для детей интересным и доступным!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №54 УКМО

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

(Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие)

На тему: «Родной свой край люби и знай»

Для детей подготовительной  группы

                                                                                             

                                                                                                 Воспитатель Кулакова О.В.

г. Усть-Кут

2024г.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о природном мире своего региона..

Задачи:

- Закреплять знания детей о  лиственных и хвойных деревьях  произрастающих в сибирской тайге.

- формировать представления детей о животных сибирской тайги; познакомить с дикими животными, птицами, проживающими в Иркутской области, рыбами обитающими в реках Лена, Кута;

- формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

- Познакомить детей с внешним, видом диких животных Сибири, дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная шерсть, поэтому им тепло в сильный мороз.

- Развивать связную речь и навыки общения.

Обогащать словарь детей: Сибирь, тайга.

- Развивать мышление и память

- Формировать бережное отношение к природе

- Воспитывать чувство гордости за свой богатый край

Материалы: Мультимедийная установка, презентация «Родной свой край, люби и знай»,

цветная бумага, картинки растений и обитателей тайги  и рек нашего региона, клей ножницы, салфетки. Карточки картинки животных обитающих в тайге.

Предшествующая работа: Изготовление альбома «Флора и фауна нашего края», подбор иллюстраций и фотографий животных, птиц и рыб, обитающих в нашем регионе, составление презентации: «Родной свой край люби и знай!»

Предварительная работа: рассматривание альбома,  беседы с детьми на тему: « Природа нашего края» «Дикие животные нашего края». «Разгадывание загадок о птицах, рыбах и зверях», чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите какое странное письмо принес сегодня утром почтальон в детский сад. Адресат указан – ребятам старшей группы детского сада Мишутка. Это нам. Давайте откроем его и прочтем.

        Здравствуйте ребята, это пишут вам дети, которые проживают в Африке. Мы никогда не были у вас в Сибири, и не видели природу вашего края, но мы знаем, что у вас очень красивый и богатый край. У вас не обычный лес, а лес, который называется тайгой, в ней проживает много зверей и птиц, которых нет у нас, а в ваших реках водится много рыбы. Мы бы очень хотели все это увидеть, но, к сожалению живем очень далеко. До свидания! Ребята из далекой Африки

Воспитатель: Как жаль, что дети из Африки не могут увидеть природу нашего края. У меня возникла идея, давайте отправимся в экспедицию в тайгу. Вы знаете, что такое экспедиция? (ответы детей) 

Воспитатель: Экспедиция это путешествие с выполнением,  какого то специального задания. А задание у нас будет такое: Исследовать природу родного края и рассказать о том, что узнаем друзьям из далекой Африки. Вы согласны. Тогда отправляемся в путешествие по тайге.

(слайд № 2)

Воспитатель: А вы знаете, что означает это слово «тайга»? (ответы детей)

Воспитатель: А хотите я вам, не просто о ней расскажу, но и покажу. Тогда пойдемте. Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию в тайгу. Но сначала нам надо выбрать снаряжение, необходимое в походе. Что из предложенных вещей нам пригодится, и зачем, а что брать не будем?

(Дети выбирают рюкзак, сапоги, компас, бинокль, фонарик, термос с чаем, спнинг. Объясняют, как эти вещи могут пригодиться в походе)

(слайд № 3)

Воспитатель: Посмотрите ребята, тайга – это огромный, дикий и трудно проходимый лес, распространенный как на равнинах,  так и в горах.  Слово тайга означает «дремучий лес» .

(слайд №4)

Воспитатель: Ее растительность немного отличается от других лесов. Деревья, растущие в Тайге по размеру намного больше и выше своих собратьев, растущих в других лесах.

(слайд №5)

Воспитатель: Основной растительностью Тайги являются хвойные деревья. Какие деревья мы называем хвойными? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно  Хвойные деревья это деревья, у которых вместо листьев – хвоя. Хвоинки – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Они зеленые и летом и зимой. Отсюда название - «вечнозелёные». Назовите, какие хвойные деревья растут в нашей тайге? (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, это ель, пихта, сосна, кедр.

(слайд №6)

Воспитатель: Растительный мир тайги также покрыт густыми лиственными лесами, сквозь верхушки которых с трудом проникает свет.  Какие лиственные деревья растут в тайге? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. По берегам таежных рек, ручьев и озер растут лиственные деревья: береза, ольха, осина, рябина, лиственница.

Воспитатель: Предлагаю  игру «Узнай какое дерево». Вам нужно разделиться на две команды: одна команда отберет все картинки с лиственными деревьями, а другая команда с хвойными. Посмотрим, какая команда не допустит ни одной ошибки.

(Дети выполняют задание)

(слайд №7)

Воспитатель: Давайте проверим правильно ли выполнили задание. (дети проверяют друг у друга)

(слайд №8)

Воспитатель: Летом в тайге созревает много разных грибов и ягод и шишек. Вот интересно, кому в тайге без ягод, грибов и шишек  не прожить? (ответы детей)

(слайд №9)

Воспитатель: В тайге ребята, нужно иметь очень хорошее зрение, чтобы все видеть и замечать. Давайте потренируем наши глазки.

(Дети выполняют гимнастику для глаз)

(слайд №10)

Воспитатель: Зимы в тайге длинные и жутко холодные. Тайга это дом для многих видов животных. На деревьях живут птицы, а подлесок — раздолье для млекопитающих. Озёра и реки населены множеством видов рыб.

Ребята, а кто это стучит? (Ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, почему дятел не улетает в теплые края? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потому, что у него есть зимой корм и дупло, где он живет.

(слайд №11)

Воспитатель: А какая еще птица не только не улетает на зиму, но и выводит своих птенцов в самый сильный мороз? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, это клест, он кормит своих птенцов семенами еловых шишек, которых зимой очень много.

(слайд №12)

Воспитатель: А что за птица питается кедровыми орехами? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это кедровка. Кедровку можно с полным правом назвать хозяйкой тайги. Она проводит там всю жизнь, сажает деревья, ухаживает за посадками и кормит не только себя и свою семью, но и многих других жителей леса. А вы знаете, как она сажает деревья? Кедровки обирают шишки, пока они на дереве, переносят орешки в удобное для себя место и создают многочисленные «кладовки». Выбирая место для кладовки, кедровки ищут такие участки, где зимой будет меньше снега, и прячут там орешки. Но они часто забывают о своих запасах, и весной кедровые орешки прорастают, так появляются новые кедры, которые «посадила» кедровка.

(слайд №13)

Воспитатель: А вы узнали эту птицу? Как она называется? Почему  ей дали такое название? (ответы детей)

Воспитатель: Это Глухарь. Птица эта имеет немаленькие размеры – по габаритам она сопоставима с индейкой. От морозов глухари прячутся в снежных сугробах, но спать предпочитают на дереве. Зимой глухари живут поодиночке. Но ближе к весне они начинают собираться на токовищах. Токовище – это особое для глухарей место в лесу, где самцы поют песни для самок и исполняют для них танцы. Во время токования глухарь в определенный момент исполнения своей песни на несколько секунд теряет полностью слух, за что эту птицу и прозвали глухарем. 

(слайд №14)

Воспитатель: Какие еще птицы живут в тайге? Отгадает загадки, и увидите отгадки

Ух, ух, ух, какая ночь!

Разбегайтесь мыши прочь! ...

Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно это сова.

(слайд №15)

Воспитатель:

Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее?  
(ответы детей)

Воспитатель: Правильно это снегирь.

(слайд №16)

Воспитатель: Хохолочек на головке.

Птица яркая. Так ловко,

Будто дует кто в свирель,

Распевает…( ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, это свиристель.

Воспитатель: Это все зимующие птицы . Почему они не улетают в теплые края, а остаются в тайге в очень морозные, суровые зимы? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Зимовать остаются те птицы, которые могут найти себе корм, несмотря на морозную погоду. От мороза их защищает пух, находящийся под перьями.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем. Мы поиграем в игру «Дикие животные».

Игра «Дикие животные» (дети выполняют движения в соответствии со словами)

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть

Поднимайтесь, ручки,  вверх,

Шевелитесь, пальчики,-

Так шевелят ушками

Беленькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель: Ребята, мы должны продолжить свое путешествие по тайге. Впереди нас ждет еще много интересного.

(слайд № 17)

Воспитатель:  Предлагаю поиграть в игру «Знатоки тайги»

Задание 1. Вы знаете, что в тайге живут разные животные. Вам нужно найти картинки , на которых изображены звери – хищники, животные – травоядные копытные  и грызуны.

(Дети выполняют задание)

(слайд №18,19)

Воспитатель : А теперь проверим, правильно ли вы выполнили первое задание.

Хищные животные, это звери, которые питаются мясом: волк, лиса, медведь, рысь, соболь, песец. Травоядные, или плотоядные, это те звери, которые питаются растительной пищей или корой деревьев: лось, изюбр, олень. К грызунам относятся белка, заяц, бурундук. Молодцы, вы выполнили правильно.

(слайд № 20)

Воспитатель: Задание 2.  Внимательно посмотрите на экран и скажите, какие животные здесь лишние и почему?

 (дети выполняют задание)

Воспитатель: Совершенно верно. Лишние животные: лев, жираф, слон и крокодил. Эти животные живут в жарких странах. Они не смогут пережить морозные сибирские зимы, потому, что  у них нет такого теплого подшёрстка, как у животных нашего региона. У зверей, которые обитают в Сибири очень теплая, густая шерсть, которая согревает из даже в очень сильные морозы.  И Животные жарких стран не смогут найти в тайге себе пропитание.

Воспитатель: Вы настоящие знатоки тайги. Вам предстоит выполнить еще одно задание.

Задание 3. Я покажу картинку, а вам нужно сказать как   называет не только изображенное на ней животное, но и все семейство, а также жилище, в котором оно живет. Наприме, волк: папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, жилище – логово.  (Дети выполняют задание)

(слайд № 21)

Воспитатель:  Молодцы.  Нам пора продолжать путь. Мы вышли к большой таежной реке. Как она называется? (ответы детей) 

(слайд №22)

Воспитатель:  В тайге протекает очень много маленьких и больших рек. Одна из самых больших таёжных рек это река Лена. В Этих реках обитает много рыбы. Давайте с вами порыбачим, ведь у нас есть с собой спиннинг. Сейчас мы узнаем, какие рыбы водятся в наших сибирских реках.

Вот поймали первую рыбу. Как она называется? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно это налим. Еще мы поймали щуку, окуня, тайменя, хариуса и севрюгу (осетра). Все эти рыбы любят чистую, холодную воду.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экспедиция по тайге. Нам нужно возвращаться в детский сад!

Скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

А что для вас было самым интересным? (ответы детей)

Край сибирский, родной все мы изучаем.

Про деревья,  птиц, зверей  очень много знаем!

А вы помните, о чем мы договаривались? Конечно, нам нужно рассказать о том, что мы видели друзьям из далекой Африки. Вот вам бумага, карандаши, ножницы и клей и картинки с деревьями, птицами, животными, и рыбами которые обитают в сибирской тайге. Давайте сделаем коллажи и оправим в подарок ребятам Африки.

(Дети выполняют творческую работу по созданию коллажа «Обитатели тайги»)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: Результативность работы по методу проектов в ДОУ.

В выступлении отмечается роль метода проектов для развития интегративных качеств воспитанников, повышение педагогического мастерства педагогов через участие в творческой группе "Метод проектов в ДОУ"....

Работа по методу проектов с детьми дошкольного возраста

с помощью этого материала , воспитатели разбирутся в интеграции образовательных областей....

Дипломная работа:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.

СодержаниеВведение 3Глава 1Технология проектного обучения в системе дошкольного образования  1.1Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ 7...

система работы по методу проектов

система работы по методу проектов...

Система работы по методу проектов

Педагогические проекты:1.Социально значимый проект "Наш город Усть-Кут"2.Опытно-эксперементальная деятельность  «Юные исследователи»...