Тема: «Картинная галерея» Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Фоменко Ирина Анатольевна

Продолжить развивать у детей интерес к портрету как жанру живописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strekoza_otkrytoe_zanyatie_2.docx34.54 КБ
PDF icon igry.pdf441.19 КБ
PDF icon igry2.pdf415.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

Технологическая карта занятия  

Образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»

Старшая группа

Тема: «Картинная галерея»

 Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина».

Составила: воспитатель Фоменко Ирина Анатольевна.

г. Камень -на-Оби

 2025 г.

Цель: Продолжить развивать у детей интерес к портрету как жанру живописи

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение детей самостоятельно описывать портрет;

- учить детей понимать замысел картины;

-учить детей понимать портретный жанр живописи, его содержание, выразительные средства, отношение художника к образу;

-  обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями.

Развивающие:

- развивать устную и связную речь детей в монологической и диалогической форме;

- развивать интерес к портретной живописи.

-формировать эмоциональную и эстетическую отзывчивость на произведение, вызывать собственные эмоции

Воспитательные:

- воспитывать художественно-эстетический вкус;

- воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Материалы и оборудование: репродукция картины И. Е. Репина «Стрекоза», фоторепродукция для игры « Реставратор», мольберт,

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога, месторасположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение

Организационный этап

(3 мин.)

Развитие устной и связной речи детей в монологической и диалогической форме.

Игра «Умный куб»

Воспитатель предлагает детям собрать грани куба так, чтобы появились портреты

-Чей портрет вам знаком?

-А откуда вы его знаете?

-Значит он кто?

-А этот портрет мужчины вам знаком?.

-Ребята, это портрет знаменитого русского художника Ильи Ефимовича Репина

-Сегодня я вас познакомлю с картиной этого художника, название которой вы узнаете пзже

Дети стоят у стола с кубом.

-Портрет Александра Пушкина

- Читали его сказки

-Писатель

-Нет

Дети присаживаются на стульчики полукругом  у репродукции картины и рассматривают изображение.

Расширение имеющихся представлений

(15 мин.)

Закрепление умения детей самостоятельно описывать портрет по алгоритму.

Понимание замысла картины.

Обогащение словарного запаса детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями.

Развитие устной и связной речи детей в монологической и диалогической форме.

Развитие интереса к портретной живописи.

Воспитание художественно-эстетического вкуса.

Воспитание умения выслушивать ответы сверстников.

Беседа по картине

Игра Игра «Сыщики»

?

- Назовите, кто изображен?

- Этот объект реалистичного или фантастического мира?

- Кем приходится девочка автору?

-Я вам открою секрет, эта девочка приходится старшей дочерью художника. Зовут ее Вера.

- Как вы думаете, какого возраста она?

- Как изображена девочка? Только по пояс или нет?

- Во что одета девочка? Какие цвета использовал художник?

- А можно узнать по одежде, как давно написана картина? Почему?

- Какие особенности ее внешности вы заметили?

Давайте рассматривать картину дальше.

- Что вы можете сказать о местности, какие объекты вы увидели? Что ее окружает?

- Сама девочка на картине на каком плане нарисована? Почему?

 - Когда происходит это? Почему вы так решили?

.

- Что делает девочка на картине? Зачем? Что она делал до этого момент, как выдумаете?

- Игра «Оживи картину»

-Я предлагаю вам «оживить картину», приняв позу девочки, сесть также на жердочку

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сыщики». Вы должны описать свои ощущения используя различные анализаторы. Давайте снова примем позу девочки. Что вы почувствовали?

-Как вы думаете, что она делала до того, как ее начал рисовать папа?

- Есть ли у нее какая-нибудь проблема?

-Что она будет делать потом?

.

- Какое настроение у девочки?

- Какие краски использовал художник?

- Какие эмоции вызывает картина у вас? Почему?

- А любил ли Илья Ефимович Репин свою дочь? Почему вы так решили?

- Как вы думаете, зачем художник нарисовал этот портрет? Что он хотел передать через эту картину? (Карточка со знаком вопроса)

Следующая карточка: назови картину и автора.

-Как бы вы могли назвать эту картину? А вот как художник назвал свою картину мы узнаем, открыв шкатулку, но чтобы ее открыть мы должны вспомнить жанры живописи. Готовы?

-Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это…

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется….

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется…

Шкатулка открывается. Что вы там видете?

- Илья Ефимович Репин назвал свою картину «Стрекоза». Как вы думаете, почему именно так? Какой была его дочь? - Стрекозы очень непоседливые насекомые, все время летают. Наверное, и его дочь такая же непоседливая и неусидчивая, все время чем-то занята…

Дети сидят полукругом у картины.

- Объект

- Девочка

- Реалистичного

- Может быть незнакомая девочка...

- Наверное, нашего возраста

- Во весь рост

-Девочка одета в пестрое платье, желтые колготки, черные ботинки на шнуровке и шляпке

- Платье нарисовал пестрыми красками: желтой, голубой, зеленой и есть немного черной и коричневой краски.

- Такой головной убор, ботинки сейчас не носят. Значит, картина написана давно.

- Девочка с убранными в хвостик темными волосами. Она прищурила лазки. На ее лице легкая улыбка. Ноги ее свисают с забора, не достают до земли.

- На картине художник нарисовал забор, на котором сидит девочка. Над ней спокойное голубое небо с небольшими белыми облаками. А внизу картины нарисованы травинки, за спиной девочки ничего нет. Наверное, это где-то на лугу.

- Девочка нарисована на переднем плане, потому что это портрет. А на портрете объект всегда изображается на переднем плане.

— Это происходит летом. Девочка легко одета, растет трава.

- Девочка сидит на заборе, болтает ногами в воздухе и смотрит куда-то вдаль.

Дети принимают позу девочки.

- Мне весело сидеть на заборе, я чувствую легкий летний ветерок, слышу, как шелестит трава на при дуновении ветра, стрекочут кузнечики в траве. Я легко болтаю ногами в воздухе.

- Может она бегала на лугу за бабочками, устала и залезла отдохнуть. А пока сидит, смотрит по сторонам…

- Возможно она думает, что хочет пить и где бы ей взять воды…

- А может она хочет найти божью коровку или думает, чем бы ей заняться…

- А может она отдыхает на заборчике, чтобы потом пойти домой…

- Мне кажется, что шаловливая девочка... А настроение веселое и озорное...

- Художник использовал нежные оттенки голубого, зеленого, желтого цвета на заднем плане. А когда рисовал свою дочку он брал такие же краски, но ярче. Так он хотел передать веселый и озорной характер девочки.

- Картина вызывает тёплые эмоции. Краски, которые использовал художник, вызывают приятные воспоминания о лете.

- Я думаю, что Репин очень любил свою дочь, ведь он ее нарисовал, выделил красками на картине.

- Художник нарисовал этот портрет, чтобы передать свои чувства к дочери, чтобы осталась память, как они провели летний день.

- Я бы назвал картину «Девочка на заборе»

- «Летний день»

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Стрекозу

- Репин назвал картину «Стрекоза». Потому что девочка сидит на заборе, как на жердочке стрекоза. Это он так ласково ее назвал из-за сходства со стрекозой.

Расширение имеющихся представлений

(6 мин.)

Закрепление умения детей самостоятельно описывать портрет по алгоритму.

Понимание замысла картины.

Обогащение словарного запаса детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями. Воспитание умения выслушивать ответы сверстников.

Составление описательных рассказов.

Игра «Реставратор»

Ребята, мы очень хорошо рассмотрели картину. Давайте составим описательный рассказ по этой картине. Кто желает первым попробовать?

Ребята,  у нас есть фоторепродукция картины, но она попала под дождь и немного испортилась, мы должны ее отреставрировать с помощью цветных кусочков бумаги разных оттенков способом наложения

Дети описывают картину.

Самостоятельная работа детей

Заключительный этап. Рефлексия

(4 мин.)

Развитие устной и связной речи детей в монологической и диалогической форме.

Развитие интереса к портретной живописи.

Воспитание умения выслушивать ответы сверстников.

Заключительная беседа по этапам совместной деятельности.

Рефлексия.

Замечательные получились рассказы по картине.

 - Ребята, что мы сегодня рассматривали?

- Как называется картина? 

- А кто автор этой картины?

- Почему же Репин назвал картину «Стрекоза»?

- А как вас ласково называют родители?

- Понравилась ли вам картина? Чем?

Ребята, как вы думаете, ваши родители видели эту картину? Я дарю вам маленькие копии картины на магните и предлагаю вам рассказать своим любимым мама и папам, как вы познакомились с этой картиной и рассказать, что на ней изобразил художник, ее название и автора. Вот вы их удивите…

Ответы детей.

- Картину

- «Стрекоза»

- Репин

И т.д.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина

.   Продолжать развивать у детей интерес к портрету как жанру живописи, желание откликаться на настроение героини, сопереживать ей, соотносить изображенное с собственным опытом и чувствами, ...

Рассматривание картины Б.Кустодиева "Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой"

Дети рассматривают картину. Стараются описать её, а затем воспроизводят....

Разработка сценария интерактивной игры по станциям: «Ожившая картина» по картине Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина»

laquo;Ожившая картина» по картине Бориса Кустодиева«Портрет Федора Шаляпина» Цель игры: создать оптимальные условия для развития коммуникативных, творческих, артистических спо...

Конспект образовательной деятельности по теме: « Математическое путешествие по басне «Стрекоза и муравей».

Участники: дошкольники 6 лет Количество детей: 10 детей Длительность: 25 минут Педагогический замысел: Образовательная область «Познавательное развитие» Задачи:Продолжать зн...

Тема: Картинная галерея" Знакомство с картиной В.М.Васнецова Богатыри"

Продолжать развивать у детей интерес к рассматриванию картин....