Нод "Песок и глина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
по экспериментированию «Песок и глина»
НОД является предварительной работой проекта "Кирпичный завод: от глины до кирпича"
Тема: «Опыты с песком и глиной»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком и глиной.
Программные задачи:
Образовательные
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование;
- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания детей о назначении песка и глины в нашей жизни;
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
- развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
-развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.
-расширять кругозор, словарный запас: сыпучий, рыхлый, исследование, эксперимент, лаборатория.
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка и глины;
- развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с глиной и песком, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Активизация словаря: глина, песок, насыпать, высыпать, выложить, сдувать, твердая, влажный, мокрый.
Обогащение словаря: сыпучий, рыхлый, слипается, песчинки, полупрозрачные, частички, впитывается, распадаются.
Материал: песок и глина, альбомные листы, лупы, воронка, подложки, одноразовые трубочки, емкости, прозрачные стаканчики, вода.
Ход занятия:
Организационный момент:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные и лаборанты проводят опыты и ставят эксперименты).
А для чего ученые занимаются исследованием? (Чтоб изучать, применять на практике, новое и неизвестное для всех.)
А сейчас, будущие исследователи, я прошу вас надеть фартуки, мы начнем проводить опыты и экспериментировать.
А что же мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Воспитатель: О чем эта загадка? Правильно, ребята, эта загадка о песке. (Изображение песка на картинке).
Вторая загадка:
«Белая, красная и голубая,
Когда я сухая, как камень тверда я,
Размочишь водой, буду влажной и мягкой» (Глина)
Воспитатель: Конечно, ребята, это глина. (Изображение на картинке)
Воспитатель: Вы отгадали правильно. Сегодня мы с вами поэкспериментируем с песком и глиной и узнаем много нового, будем действовать как настоящие ученые. Стук в дверь. В гости к детям приходит Незнайка.
Незнайка: Это я, Незнайка. Я знаю, как вы любите учиться, заниматься, как у вас интересно, как много открытий вы делаете. У меня есть два одинаковых мешочка, а что в них, не знаю. Помогите мне разобраться.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? Давай свои мешочки. Ребята, посмотрите, что это? Как вы думаете (ответы детей) Молодцы! Незнайка, будь с нами рядом, а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина. А сейчас, я расскажу вам несколько правил безопасности при экспериментировании с песком и глиной:
Перед опытом надеть фартук.
Приступать к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
Не кидать песок и не пересыпать его высоко, чтобы не попасть в глаза себе и товарищам.
Не трогать во время опыта руками лицо и глаза.
Ничего не брать в рот.
Набирать песок мерной ложечкой, перемешивать палочкой.
Во время опыта быть аккуратным, не отвлекаться, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
Содержать своё рабочее место в чистоте.
Закончив работу, проверить состояние оборудования, инвентаря, очистить его, убрать на место.
По завершению опытов обязательно вымыть руки с мылом, вытереть насухо полотенцем.
Ну вот, правила вам известны, давайте, будем начинать.
Посмотрите на наши лабораторные столы, они, полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по несколько человек за один стол.)
Скажите, с чем нам предстоит сегодня работать?
(Дети перечисляют всё, что стоит на столе.) Итак, приступаем к первому исследованию.
Первый опыт. «Из чего состоят песок и глина?»
Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.
- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.
- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
Второй опыт. «Сыпучий песок»
Возьмем стаканчик с песком, аккуратно, ложечкой насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.
Ребята, а теперь понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? Нет
Давайте сделаем вывод: песок сыпучий, а глина нет, и они не имеют запаха.
Незнайка, ты запомнил эти свойства песка и глины?
Незнайка: Как интересно! Какие молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия
Третий опыт. «Что рыхлое, а что нет»
Возьмем трубочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче.
Вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины.
Четвертый опыт. «Песок может двигаться, глина нет»
Дети, во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности: ведь песчинки могут попасть в глаз или в нос. Чтобы избежать этого, мы будем проводить опыт в высоких стаканчиках. Положите стакан набок, насыпьте тонким слоем глину ,а в другой стакан песок, закройте их крышками. В крышках есть отверстия для трубочек, через которые можно вдувать воздух в стаканы. Создайте в стаканах сильный поток воздуха - игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем также на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются.
Вывод: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.
Незнайка: Ребята, я понял, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и немного разомнёмся. (Дети располагаются около столов и выполняют движения под слова.)
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши).
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга).
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца).
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке).
Мы закончили считать.
От разминки польза есть. Что ж, пора на место сесть.
Пятый опыт. «Проходит ли вода через песок и глину?»
В стаканы вставляют воронки, кладут ватные диски, затем насыпают песок и глину. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит быстрее, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина плохо пропускает воду.
Шестой опыт. Что будет после высыхания слепленной поделки из песка и глины?
Намочите песок. Слепите из него что-нибудь. Как вы думаете, можно ли будет им играть ими после высыхания песка? Почему?
Возьмите глину, слепите любую поделку, игрушку. Какая на ощупь глина? После высыхания можно будет играть вашими поделками? Почему?
Вывод: Песчаные поделки распались, а глиняные стали крепкими. Влажная глина обладает таким свойством, как пластичность.
Воспитатель: Итак, ребята мы провели с вами ряд опытов с глиной и песком. Как вы думаете песок или глина нужней для природы? Ответы детей.
Воспитатель: В природе песок с глиной дружат. Песок рыхлит землю, а глина служит для удержания воды в почве. Это очень важно для роста и развития растений. Значит, глина и песок полезны для природы одинаково.
Итог занятия: Что на занятии для вас оказалось самым интересным? Что нового узнали, чего раньше не знали?
РЕФЛЕКСИЯ: Что мы сегодня делали? Ответы детей.
Что на занятии для вас оказалось самым интересным? Ответы детей.
Что нового узнали, чего раньше не знали? Ответы детей.
Ребята, что вам больше всего понравилось? Ответы детей.
Незнайка: Спасибо вам ребята за помощь! До новых встреч!
Список используемой литературы:
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015г.
2. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом –природа»).
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М.,2005г.
4. Иванова А.И. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». М., Педагогическое общество России,2005г.
6. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации, под редакцией. 2-е изд. испр. и допол. М., АРКТИ, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с песком, водой и глиной.
игры, которые можно проводить на занятиях по ознакомлению с окружающим....
"Глина-природный материал"
Познакомить с природным материалом-глиной, с её свойствами и качествами,сформулировать правила обращения с глинянными предметами....
Консультация "Лепка из глины, как способ познания мира"
Данный материалл позволит воспитателям и родителям, вспомнить о такой продуктивной деятельности, как лепка, которая приносит нашим детям, массу удовольствия. ...

"Опыты с песком и глиной", самостоятельная работа на курсах повышения квалификации
самостоятельная работа...
Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»
Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....
Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....
