Мини-музей: «В мир пуговиц» как средство познавательного развития дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Валерьевна Горева

Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве и др.);

Для осуществления поставленных задач как нельзя лучше подходит использования мини-музея как средства познавательного развития детей дошкольного возраста. Таким образом, возникла идея создания мини-музея «В мире пуговиц».

Профиль музея: исследовательский, познавательный, художественно-эстетический. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_muzey_goreva_nv.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-музей: «В мир пуговиц» как средство познавательного развития дошкольников

Воспитатель: Горева Наталья Валерьевна

МБДОУ детский сад №26 п. Горноуральский

Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве и др.);

Для осуществления поставленных задач как нельзя лучше подходит использования мини-музея как средства познавательного развития детей дошкольного возраста. Таким образом, возникла идея создания мини-музея «В мире пуговиц».

Профиль музея: исследовательский, познавательный, художественно-эстетический. 

Цель: 

  • формирование у детей первичных научных представлений о предметах окружающего мира посредством познавательно-исследовательской деятельности; 
  • развитие связной монологической речи, мышления и творческих способностей детей. 
  • развитие мелкой мускулатуры рук.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление о многообразии видов пуговиц;
  • развивать стремление детей к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности; 

     Развивающие:

  • совершенствовать аналитическое восприятие детей, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения. 
  • развивать творческие способности; умение создавать предметы, используя пуговицы, подбирать по цвету;
  • развивать коммуникативные навыки;

     Воспитывающие:

  • воспитывать у детей желание научиться пришивать пуговицы разными способами, беречь одежду и не отрывать пуговицы.    

Оформление мини-музея: 

Коллекции мини-музея располагаются на открытых полках в игровой комнате. 

Коллекция поделок  используется при работе с детьми только совместно с воспитателем, т.к. пуговицы являются мелкими предметами, несущими опасность для здоровья детей (проглотить или засунуть в нос, ухо).

Особенности использования мини-музея.

Направление: «Такие разные пуговицы».

В нашем мини-музее собраны образцы пуговиц, сгруппированные по видам (пластмассовые, деревянные, железные, стеклянные, декоративные, для детской одежды); количеству отверстий и способов пришивания. Коллекция пуговиц была использована в процессе образовательной деятельности, на интегрированных занятиях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие. 

Направление: «Сами своими руками».

Экспонаты данной коллекции выполнены детьми в совместной деятельности с  родителями в домашних условиях. Поделки находятся в свободном доступе для детей. Дети пользуются ими для сюжетно-ролевых игр, в театральной деятельности.

Направление: «Библиотека».

Совместно с родителями были собраны загадки, стихи и произведения о пуговицах. Материал был использован в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное,  художественно–эстетическое развитие, в самостоятельной игровой деятельности детей. 

Направление: «Игротека».

Игры и атрибуты для игр расположены на нижней полке выставочного стеллажа. Дети пользовались ими в самостоятельной игровой деятельности, а также вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности. 

Перспектива развития мини-музея.

- Формирование медиатеки детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о пуговицах. 

- Экскурсии в магазин тканей и фурнитуры. 

- Проведение экскурсий для других групп детского сада («История возникновения пуговицы», «Как мы используем пуговицы сейчас»).

- Сочинение сказок и истории про пуговицу.

     - Оформление книжек-малышек про пуговицу. 

- Пополнение коллекции пуговиц. 

- Проведение конкурсов рисунков и поделок. 

- Пополнение материалом папок: «Чудо – пуговка». 

Использование мини-музея.

Мини-музей можно использовать в совместной образовательной и воспитательной деятельности совместно воспитателей ДОУ, родителей и детей 3-7 лет; для индивидуальной работы, и для работы с подгруппой детей. 

Организация деятельности детей.

На базе мини-музея с использованием его коллекций мною проводились занятия по разным видам деятельности:

Познавательное развитие «Река времени. История возникновения пуговицы».

Речевое развитие «Составление рассказа о пуговице в руках».

Социально-коммуникативное развитие «Как мы используем пуговицы сейчас».

Художественно-эстетическое развитие «Пришивание пуговиц разными способами». 

Вывод:

Мини-музей  был организован мной для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей об окружающих предметах, развития художественно-эстетических и изобразительных навыков. 

Считаю, что моя задача – воспитать детей так, чтобы расширять их знания об окружающем мире, развивать мышление, познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки, активизировать речь, заинтересовать и увлечь идеей коллекционирования на данном этапе выполнена. 

Литература:

  • Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
  • Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. -Москва: Линка-Пресс, 2008.
  • ФГОС ДО, часть познавательное развитие.
  • https://shkola4bolshieozerki-r71.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Poznavatel_noe_razvitie._Metodicheskie_rekomendatsii.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - средство познавательного развития дошкольников»

Презентация: «Опытно-экспериментальная деятельность - средство познавательного развития  дошкольников»...

Презентация "детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников"

Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях...

Информационно - коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников.

«Информационно – коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников»Деменева Ирина Алексеевна воспитатель МДОУ ДС №57       Современные...

Круглый стол " Игра как средство познавательного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" ( районный семинар)

Разработка круглого стола на тему " Игра как средство познавателоьного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" предназначена для воспитателей детских садов...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольники – врожденные исследователи. Они любознательны, все время пытаются экспериментировать, решают поисковые ситуации. Роль педагога – незаметно помогать! Исследовательская работа дошкольника на...

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников

Деловая игра, позволяющая систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствовать педагогическое мастерство....