Мини-музей: «В мир пуговиц» как средство познавательного развития дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)
Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве и др.);
Для осуществления поставленных задач как нельзя лучше подходит использования мини-музея как средства познавательного развития детей дошкольного возраста. Таким образом, возникла идея создания мини-музея «В мире пуговиц».
Профиль музея: исследовательский, познавательный, художественно-эстетический.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей: «В мир пуговиц» как средство познавательного развития дошкольников
Воспитатель: Горева Наталья Валерьевна
МБДОУ детский сад №26 п. Горноуральский
Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве и др.);
Для осуществления поставленных задач как нельзя лучше подходит использования мини-музея как средства познавательного развития детей дошкольного возраста. Таким образом, возникла идея создания мини-музея «В мире пуговиц».
Профиль музея: исследовательский, познавательный, художественно-эстетический.
Цель:
- формирование у детей первичных научных представлений о предметах окружающего мира посредством познавательно-исследовательской деятельности;
- развитие связной монологической речи, мышления и творческих способностей детей.
- развитие мелкой мускулатуры рук.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о многообразии видов пуговиц;
- развивать стремление детей к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности;
Развивающие:
- совершенствовать аналитическое восприятие детей, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
- развивать творческие способности; умение создавать предметы, используя пуговицы, подбирать по цвету;
- развивать коммуникативные навыки;
Воспитывающие:
- воспитывать у детей желание научиться пришивать пуговицы разными способами, беречь одежду и не отрывать пуговицы.
Оформление мини-музея:
Коллекции мини-музея располагаются на открытых полках в игровой комнате.
Коллекция поделок используется при работе с детьми только совместно с воспитателем, т.к. пуговицы являются мелкими предметами, несущими опасность для здоровья детей (проглотить или засунуть в нос, ухо).
Особенности использования мини-музея.
Направление: «Такие разные пуговицы».
В нашем мини-музее собраны образцы пуговиц, сгруппированные по видам (пластмассовые, деревянные, железные, стеклянные, декоративные, для детской одежды); количеству отверстий и способов пришивания. Коллекция пуговиц была использована в процессе образовательной деятельности, на интегрированных занятиях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие.
Направление: «Сами своими руками».
Экспонаты данной коллекции выполнены детьми в совместной деятельности с родителями в домашних условиях. Поделки находятся в свободном доступе для детей. Дети пользуются ими для сюжетно-ролевых игр, в театральной деятельности.
Направление: «Библиотека».
Совместно с родителями были собраны загадки, стихи и произведения о пуговицах. Материал был использован в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное, художественно–эстетическое развитие, в самостоятельной игровой деятельности детей.
Направление: «Игротека».
Игры и атрибуты для игр расположены на нижней полке выставочного стеллажа. Дети пользовались ими в самостоятельной игровой деятельности, а также вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Перспектива развития мини-музея.
- Формирование медиатеки детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о пуговицах.
- Экскурсии в магазин тканей и фурнитуры.
- Проведение экскурсий для других групп детского сада («История возникновения пуговицы», «Как мы используем пуговицы сейчас»).
- Сочинение сказок и истории про пуговицу.
- Оформление книжек-малышек про пуговицу.
- Пополнение коллекции пуговиц.
- Проведение конкурсов рисунков и поделок.
- Пополнение материалом папок: «Чудо – пуговка».
Использование мини-музея.
Мини-музей можно использовать в совместной образовательной и воспитательной деятельности совместно воспитателей ДОУ, родителей и детей 3-7 лет; для индивидуальной работы, и для работы с подгруппой детей.
Организация деятельности детей.
На базе мини-музея с использованием его коллекций мною проводились занятия по разным видам деятельности:
Познавательное развитие «Река времени. История возникновения пуговицы».
Речевое развитие «Составление рассказа о пуговице в руках».
Социально-коммуникативное развитие «Как мы используем пуговицы сейчас».
Художественно-эстетическое развитие «Пришивание пуговиц разными способами».
Вывод:
Мини-музей был организован мной для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей об окружающих предметах, развития художественно-эстетических и изобразительных навыков.
Считаю, что моя задача – воспитать детей так, чтобы расширять их знания об окружающем мире, развивать мышление, познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки, активизировать речь, заинтересовать и увлечь идеей коллекционирования на данном этапе выполнена.
Литература:
- Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
- Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. -Москва: Линка-Пресс, 2008.
- ФГОС ДО, часть познавательное развитие.
- https://shkola4bolshieozerki-r71.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Poznavatel_noe_razvitie._Metodicheskie_rekomendatsii.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - средство познавательного развития дошкольников»
Презентация: «Опытно-экспериментальная деятельность - средство познавательного развития дошкольников»...

Презентация "детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников"
Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях...

Информационно - коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников.
«Информационно – коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников»Деменева Ирина Алексеевна воспитатель МДОУ ДС №57 Современные...
Круглый стол " Игра как средство познавательного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" ( районный семинар)
Разработка круглого стола на тему " Игра как средство познавателоьного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" предназначена для воспитателей детских садов...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольники – врожденные исследователи. Они любознательны, все время пытаются экспериментировать, решают поисковые ситуации. Роль педагога – незаметно помогать! Исследовательская работа дошкольника на...

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»
Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников
Деловая игра, позволяющая систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствовать педагогическое мастерство....
