Конспект развивающего всероссийского урока Арктики для детей старшего дошкольного возраста «Эта удивительная Арктика»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект развивающего всероссийского урока Арктики для детей старшего дошкольного возраста «Эта удивительная Арктика» разработан и опробирован с целью знакомства детей старшего дошкольного возраста с удивительной Арктикой. С особенностями географического положения Арктики, животным и растительным миром этого материка. Содердательная сторона урока развивает познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности, умение делать выводы, сравнивать и логически мыслить, а также воспитывает любовь к природе России, стремлению изучать ее, воспитывает ответственное и заботливое отношение к животным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект развивающего всероссийского урока Арктики для детей старшего дошкольного возраста «Эта удивительная Арктика»
Подготовили и провели:
старший воспитатель Шибкова И.В.
музыкальный руководитель Корчагина М. А.
Цель.
Продолжить знакомить детей с Арктикой, с особенностями природных условий Арктики.
Задачи.
Образовательные.
- Дать детям представления об особенностях географического положения Арктики, животном и растительном мире этого материка.
- Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Развивающие.
- Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности, умение делать выводы, сравнивать и логически мыслить.
Воспитательные.
- Воспитывать любовь к природе России, интерес к исследовательской деятельности и стремлению изучать природу.
- Воспитывать ответственное и заботливое отношение к животным.
Оборудование.
Мультимедийная презентация, портреты исследователей Арктики, маски совы и евражков для игры, лед и емкость с водой, полоски бумаги и животный жир для опытов, карточки с заданиями по количеству детей.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
«Снежная королева жила среди снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль –
просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестящие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапках… всегда одинаково холодно, мертво и пусто!»
(Г-Х Андерсен «Снежная королева»)
2. Актуализация знаний
- Как вы думаете, из какого произведения этот отрывок?
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, в царство Снежной королевы.
-Что непременно должно быть в её королевстве? (снег и лёд)
Где всегда, скажите дети,
Полно снега, много льда,
Ночи длятся по полгода,
Ветры мчат туда-сюда?
Где под северным сияньем
Люди ездят на санях?
Что за регион планеты,
Где не тает лед в морях?
Где отчётливо видна
Наших звёзд галактика?
Подскажите место то,
Как зовётся?.. (Арктика)
3. Открытие Арктики
В последний день зимы — 28 февраля, в России отмечают День Арктики. Второе название этого праздника — День Холода. В этот день чествуют коренные народности, которые проживают в арктических условиях.
Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, это белоснежное царство холода, снега и льда – северная полярная область Земли. Древние греки назвали северные территории «страной большого медведя» именно туда вела путеводная Полярная звезда.
В 1733–1743 годах российскую Арктику впервые комплексно масштабно исследовала Великая Северная экспедиция, руководимая Витусом Берингом. В ее работе приняли участие:
- двоюродные братья Дмитрий Яковлевич (1701–1771) и Харитон Прокофьевич (1700–1763) Лаптевы, открывшие море, названное позднее в их честь морем Лаптевых;
- российский полярный мореплаватель и офицер флота Семен Иванович Челюскин (1707–1764), достиг крайней северной точки Евразии — мыса, названного впоследствии его именем.
В ходе морских и пеших походов они нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана.
4. Климатические условия Арктики
Арктика считается одной из самых холодных и заснеженных частей света. Большая часть поверхности покрыта льдами. Долгая и холодная зима, с температурой воздуха до – 60, дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. Солнечные лучи только скользят по поверхности, давая мало тепла, потому что солнце никогда не поднимается здесь высоко. С середины октября солнца уже не видно – начинается долгая полярная ночь, которая длится до 5 месяцев.
В конце февраля появляется солнце и начинает прибывать день. А с середины мая до середины июня солнце совсем не скрывается – наступает полярный день. Но даже в это время температура поднимается лишь на несколько градусов выше нуля.
Иногда по время полярной ночи возникают северные сияния, которые длятся от нескольких минут до нескольких суток и бывают настолько обширными, что их света достаточно даже для чтения. Северное сияние - одно из самых красивых природных явлений. Его красоту невозможно передать словами! Это надо видеть. Небо вдруг озаряется и вспыхивает миллионами огней.
Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это проявление магнитных сил земли. Магнитные силы задерживают солнечный ветер. Частицы его движутся к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся в небе. Появляются полоски разного цвета: красные, синие, желтые, зеленые.
5. Растительный мир арктических пустынь
Острова настолько бедны растительностью, что их называют арктическими пустынями. На камнях встречаются мох, лишайники, полярный мак и некоторые другие растения.
Все растения здесь – карлики, их высота не более 10 см, только полярная ива достигает 1 м.
Но все растения, защищаясь от холода и ветра, вынуждены прижиматься к земле.
6. Животный мир арктических пустынь
Животный мир Арктики уникален. Казалось бы, что в столь суровом климате не может выжить ни одно живое существо. А вот животные Арктики хорошо приспособились к жизни в вечной мерзлоте. Мы с вами сейчас посмотрим видеофильм об обитателях Арктики.
Просмотр видеоролика «Животные Арктики».
- Ребята, давайте перечислим всех животных, которых вы запомнили из видеоролика.
Хочется отметить, что в Красную Книгу занесены такие животные Арктики, как белый медведь, нарвал, северный олень, морж, полярный волк, белая чайка, полярная крачка, песец, синий кит, овцебык.
Как было замечено в видеоролике, большое значение для всего животного мира имеют грызуны, которыми питаются все сухопутные животные Арктики. И даже полярная сова не будет селиться там, где нет грызунов. Предлагаю сыграть в игру, которая называется «Полярная сова и евражки». Евражки – это такие маленькие грызуны – суслики, на которых очень любят охотиться совы.
Проводится игра «Полярная сова и евражки».
Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
7. Работа ученых – полярников.
Долгие годы Арктика манит к себе людей, которые, рискуя жизнью, в экстремальных условиях изучают ее просторы, составляют карты. На дрейфующих льдинах организовывают полярные станции, где живут и работают ученые-полярники. Они наблюдают за погодой, растительным и животным миром Арктики. А также в Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа.
Вот такая интересная и завораживающая наша Арктика!
8. Исследуем Арктику с помощью опытов.
А сейчас мы хотим предложить вам провести несколько опытов, чтобы ещё лучше изучить Арктику и получить ответы на некоторые вопросы, которые интересуют многих.
Наш первый опыт «Почему айсберг не тонет?».
Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике, и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? (Ответы детей.) Давайте проверим. Берите лёд и опускайте его в воду. Что происходит? (Ответы детей.) Почему лёд не тонет (предположения детей.) Лёд – это замёрзшая вода. При охлаждении она расширяется и переходит в состояние льда, а плотность её при этом уменьшается. Вещества с меньшей плотностью всегда легче. Другими словами, данный объём льда весит меньше, чем тот же объём воды. А ещё выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги? Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги и для кого? (Ответы детей.)
Ребята, а давайте с вами узнаем, почему животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду и выходят сухими из нее.
Опыт «Почему животные Арктики не мерзнут?»
Здесь приготовлены полоски обычной бумаги и бумаги пропитанной жиром. Опускаем в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.
Полоска, смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.
9. Рефлексия
Продолжите предложения: «Сегодня я узнал…», «Мне больше всего понравилось…»
А в завершении нашего занятия мы хотим предложить вам карточки с заданиями на закрепление полученных на этом занятии знаний.
Дети получают карточки с заданиями: соедини по точкам, нарисуй северное сияние, лабиринт и выполняют их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительный лес»
Цель:дать знания детям о лесе и его обитателях.Образовательные задачи:1. Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях;2. Показать взаимосвязь и взаимодействие живых...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительные узоры».
Конспектсовместной организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительные узоры»....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Цветы удивительной красоты"
Развивать интерес к оригами как виду деятельности: продолжать учить конструированию из модулей оригами (трилистник), закреплять умение применять на практике знание базовых форм оригами, ра...

Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Арктику».
Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предназначена для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста"Удивительная бумага"
В данной методической разработке представлен конспект ООД по познавательному развитию для воспитанников старшего дошкольного возраста. Подробно описаны цель, задачи, усло...

Цикл мероприятий: "Путешествие по Арктике" для детей старшего дошкольного возраста.
Развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;- расширить представления детей об Арктике, как об одном из материков земного ...
