Конспект развивающего всероссийского урока Арктики для детей старшего дошкольного возраста «Эта удивительная Арктика»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Корчагина Маргарита Андреевна

Конспект развивающего всероссийского урока Арктики для детей старшего дошкольного возраста «Эта удивительная Арктика» разработан и опробирован с целью знакомства детей старшего дошкольного возраста с  удивительной Арктикой. С особенностями географического положения Арктики, животным и растительным миром этого материка. Содердательная сторона урока развивает познавательную активность детей в процессе исследовательской   деятельности, умение делать выводы, сравнивать и логически мыслить, а также воспитывает любовь к природе России,  стремлению изучать ее, воспитывает ответственное и заботливое отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развивающего всероссийского урока Арктики для детей старшего дошкольного возраста «Эта удивительная Арктика»

Подготовили и провели:

старший воспитатель Шибкова И.В.

музыкальный руководитель Корчагина М. А.

Цель.

Продолжить знакомить детей с Арктикой, с особенностями природных условий Арктики.

Задачи.

Образовательные.

- Дать детям представления об особенностях географического положения Арктики, животном и растительном мире этого материка.

- Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Развивающие.

- Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской   деятельности, умение делать выводы, сравнивать и логически мыслить.

Воспитательные.

- Воспитывать любовь к природе России, интерес к исследовательской деятельности и стремлению изучать природу.

- Воспитывать ответственное и заботливое отношение к животным.

Оборудование.

Мультимедийная презентация, портреты исследователей Арктики, маски совы и евражков для игры,  лед и емкость с водой, полоски бумаги и животный жир для опытов, карточки с заданиями по количеству детей.

Ход мероприятия

1.  Организационный момент

«Снежная  королева  жила  среди  снегов  и  нетающих  льдин.  Метели  возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные  белоснежные  залы  тянулись  одна  за  другой  на  сотни  миль  –

просторные,  высокие,  до  самого  неба.  Их    освещало  разноцветными  огнями северное  сияние.  Вьюги  разостлали    здесь  пушистые,  блестящие  серебром  ковры. Но  холодно  и  пустынно  было  в  этих  белых,  ослепительно  сверкающих  залах. Никогда не заглядывало  сюда  веселье. Хоть бы  один  раз  устроили  здесь праздник для  белых  медведей,  чтобы  под  музыку  бури  могли  они  показать,  как  ловко  и грациозно  умеют  ходить  на  задних  лапках… всегда  одинаково  холодно,  мертво  и пусто!»

                                                         (Г-Х Андерсен «Снежная королева»)

 2.  Актуализация знаний  

- Как вы думаете, из какого произведения этот отрывок?

- Сегодня на занятии мы отправимся в  путешествие,  в царство Снежной королевы.

-Что непременно должно быть в её королевстве? (снег и лёд)

Где всегда, скажите дети,

Полно снега, много льда,

Ночи длятся по полгода,

Ветры мчат туда-сюда?

Где под северным сияньем

Люди ездят на санях?

Что за регион планеты,

Где не тает лед в морях?

Где отчётливо видна  

Наших звёзд галактика?

Подскажите место то,

Как зовётся?.. (Арктика)

3. Открытие Арктики

В последний день зимы — 28 февраля, в России отмечают День Арктики. Второе название этого праздника — День Холода. В этот день чествуют коренные народности, которые проживают в арктических условиях.

Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, это белоснежное царство холода, снега и льда – северная полярная область Земли. Древние  греки  назвали северные  территории  «страной  большого  медведя»  именно  туда  вела  путеводная Полярная звезда.

В 1733–1743 годах российскую Арктику впервые комплексно  масштабно исследовала Великая Северная экспедиция, руководимая Витусом Берингом. В ее работе приняли участие: 

  • двоюродные братья Дмитрий Яковлевич (1701–1771) и Харитон Прокофьевич (1700–1763) Лаптевы, открывшие море, названное позднее в их честь морем Лаптевых; 
  • российский полярный мореплаватель и офицер флота Семен Иванович Челюскин (1707–1764), достиг крайней северной точки Евразии — мыса, названного впоследствии его именем.

В ходе морских и пеших походов они нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана. 

4. Климатические условия Арктики

Арктика считается одной из самых холодных и заснеженных частей света. Большая часть поверхности покрыта льдами. Долгая и холодная зима, с температурой воздуха до – 60, дуют  ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. Солнечные лучи только скользят по поверхности, давая мало тепла, потому что солнце никогда не поднимается здесь высоко. С середины октября солнца уже не видно – начинается долгая полярная ночь, которая длится до 5 месяцев.

В конце февраля появляется солнце и начинает прибывать день. А с середины мая до середины июня солнце совсем не скрывается – наступает полярный день. Но даже в это время температура поднимается лишь на несколько градусов выше нуля.

Иногда  по  время  полярной  ночи  возникают северные  сияния,  которые  длятся от нескольких минут до нескольких суток и бывают настолько обширными, что их света достаточно даже для чтения. Северное сияние - одно из самых красивых природных явлений. Его красоту невозможно передать словами! Это надо видеть. Небо вдруг озаряется и вспыхивает миллионами огней. 

Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это проявление магнитных сил земли. Магнитные силы задерживают солнечный ветер. Частицы его движутся к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся в небе. Появляются полоски разного цвета: красные, синие, желтые, зеленые.

5. Растительный мир арктических пустынь

Острова настолько бедны растительностью, что их называют арктическими пустынями. На камнях встречаются мох, лишайники, полярный мак и некоторые другие растения.

Все  растения  здесь  –  карлики,  их  высота  не  более  10  см,  только полярная ива достигает 1 м.  

Но  все  растения,  защищаясь  от  холода  и  ветра,  вынуждены  прижиматься  к земле.

6. Животный мир арктических пустынь

Животный  мир  Арктики  уникален.  Казалось бы, что в столь суровом климате не может выжить ни одно живое существо. А вот животные Арктики хорошо приспособились к жизни в вечной мерзлоте. Мы с вами сейчас посмотрим видеофильм об обитателях Арктики.

Просмотр видеоролика «Животные Арктики».

- Ребята, давайте перечислим всех животных, которых вы запомнили из видеоролика.

Хочется отметить, что в Красную Книгу занесены такие животные Арктики, как белый медведь, нарвал, северный олень, морж, полярный волк, белая чайка, полярная крачка, песец, синий кит, овцебык.

Как было замечено в видеоролике, большое значение для всего животного мира имеют грызуны, которыми питаются все сухопутные животные Арктики. И даже полярная сова не будет селиться там, где нет грызунов. Предлагаю сыграть в игру, которая называется «Полярная сова и евражки». Евражки – это такие маленькие  грызуны – суслики, на которых очень любят охотиться совы.

Проводится игра «Полярная сова и евражки».

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

7. Работа ученых – полярников.

Долгие годы Арктика манит к себе людей, которые, рискуя жизнью, в экстремальных условиях изучают ее  просторы, составляют карты. На дрейфующих льдинах  организовывают  полярные  станции,  где  живут  и  работают ученые-полярники.  Они наблюдают за погодой, растительным и животным миром Арктики. А также  в  Арктике  содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа.

Вот такая интересная и завораживающая наша Арктика!

8. Исследуем Арктику с помощью опытов.

А сейчас мы хотим предложить вам провести несколько опытов, чтобы ещё лучше изучить Арктику и получить ответы на некоторые вопросы, которые интересуют многих.

Наш первый опыт «Почему айсберг не тонет?».

Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике, и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? (Ответы детей.) Давайте проверим. Берите лёд и опускайте его в воду. Что происходит? (Ответы детей.) Почему лёд не тонет (предположения детей.) Лёд – это замёрзшая вода. При охлаждении она расширяется и переходит в состояние льда, а плотность её при этом уменьшается. Вещества с меньшей плотностью всегда легче. Другими словами, данный объём льда весит меньше, чем тот же объём воды. А ещё выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги? Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги и для кого? (Ответы детей.)

Ребята, а давайте с вами узнаем, почему животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду и выходят сухими из нее.

Опыт «Почему животные Арктики не мерзнут?»

Здесь приготовлены полоски обычной бумаги и бумаги пропитанной жиром. Опускаем в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.

Полоска, смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.

9. Рефлексия

Продолжите предложения: «Сегодня я узнал…», «Мне больше всего понравилось…»

А в завершении нашего занятия мы хотим предложить вам карточки с заданиями на закрепление полученных на этом занятии знаний.

Дети получают карточки с заданиями: соедини по точкам, нарисуй северное сияние, лабиринт и выполняют их.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительный лес»

Цель:дать знания детям о лесе и его обитателях.Образовательные задачи:1. Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях;2.  Показать взаимосвязь и взаимодействие живых...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительные узоры».

Конспектсовместной организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительные узоры»....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Цветы удивительной красоты"

Развивать интерес к  оригами как виду деятельности: продолжать учить конструированию из  модулей оригами (трилистник), закреплять умение применять на практике знание базовых форм оригами, ра...

Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Арктику».

Данная разработка  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предназначена для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста"Удивительная бумага"

В данной методической разработке представлен конспект  ООД по познавательному развитию  для воспитанников старшего  дошкольного возраста.  Подробно  описаны цель, задачи, усло...

Цикл мероприятий: "Путешествие по Арктике" для детей старшего дошкольного возраста.

Развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;- расширить представления детей об Арктике, как об одном из материков земного ...