Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Кто такие поморы?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Пахомова Елена Владимировна
Занятие направлено на формирование у дошкольников представлений о жизни поморов Терского берега Белого моря, их быте, промыслах и культурных традициях. В процессе обучения дети познакомятся с традиционными предметами и словами, используемыми поморами, такими как коч, карбас, тоня, завеска, дельницы, зыбка, зуйки, костыг, нагрудник, куфетка, повойник и другие, что способствует обогащению их словарного запаса. Важной частью занятия является воспитание у детей интереса и любви к родному краю, а также уважения к историческому наследию и традициям прошлого.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Кто такие поморы?»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Формировать у дошкольников представление о поморах Терского берега Белого моря: быт, промыслы, культура.

Обогащать словарь детей названиями знакомых предметов, которые традиционно употребляли поморы в своей речи: коч, карбас, тоня, завеска, дельницы, зыбка, зуйки, костыг, нагрудник, куфетка, повойник и другие.

Воспитывать интерес, любовь к родному краю, уважение к традициям прошлого.

Материал: презентация «Кто такие поморы?», предметы быта: рыболовная сеть, коромысло, прялка, веретено, рукавицы, козули.

Предварительная работа: рассматривание карты Кольского полуострова.

Ход занятия:

Под сполохи полярного сиянья,

Лаптями стёжку протоптав в снегу,

Однажды к морю вышли россияне

И замерли, толпясь на берегу.

Они дивились шири необъятной,

Могучим глыбам голубого льда.

И порешили не ходить обратно,

У моря поселились навсегда.

Как по берегу моря деревеньки стоят.

В деревеньках этих поморы живут.

Сегодня, ребята, мы будем говорить о нашем родном крае, о людях, которые жили и живут на южном берегу Кольского полуострова. Издавна люди селились на Терском берегу Белого моря (показывает на карте). Почему же, интересно, он так называется – Терский? Название пришло к нам с финского языка: высокий берег, обрыв – по-фински тэрма. У саамов есть похожее слово - термь, это возвышенность, горушка. И получается, что Терский берег – это возвышенный берег, что вполне соответствует рельефу Кольского полуострова. А ещё эти места называют Царством семги и Аметистовым берегом. Как вы думаете, почему?

Так вот жителей побережья Белого моря, в том числе и Терского берега (а еще есть Летний берег и Зимний берег) и называют поморами.  Другими словами, сказать, помор – это человек, идущий по морю. Большую часть времени мужчины ходили в море. Ведь главным занятием поморов были морские промыслы. Это добыча морского зверя -  тюленя, моржа, нерпы, даже белого медведя. А также, промысловой рыбы - трески, пикши, зубатки, палтуса, сельди, семги. Об этих людях так и говорили: «Радость и горе помору – все от моря».Как вы думаете, почему?

А теперь, ребята, ненадолго представим себя поморами. Сядем в поморские кочи (коч – это большое, деревянное, одномачтовое, плоскодонное морское судно под парусом) и отправимся в море на промысел. Мальчики будут добывать морского зверя, а девочки – промысловую рыбу. Посмотрим, кто лучше справится с задачей.

Д/И «Морские промыслы»

(команды выкладывают на доску картинки с изображением морского зверя и промысловой рыбы)

Уйдут поморы на промысел в море, а женщины, поморские жонки, остаются на берегу: ведут дом, занимаются хозяйством, воспитывают детей. Ну и, конечно, ждут мужей с промысла. Но иной раз, приходилось поморкам и самим брать весла в руки, грузить завески  - сети в карбаса (карбас – это деревянная лодка), да в море идти, чтобы детей прокормить, пока мужья добывали рыбу да зверя вдали от дома  на рыбацких тонях, а также у берегов Мурмана (берег Баренцева моря),  Груманта (остров Шпицберген) и  Новой Земли.  В Кандалакшском заливе небольшую губу так и прозвали Бабьим морем. Губа мелкая, в лодке ходить не опасно, вот и ловили там тресочку да селедку в основном, женщины.

А сейчас я предлагаю отдохнуть и поиграть в поморскую игру «Рыбка – окунёчик».

Динамическая пауза «Рыбка-окунёчик»

Дети идут по кругу, взявшись за руки – это завеска (сеть, невод). В середине круга противоходом идет ребенок – окунёчик. Дети говорят слова:

Уж ты рыбка, рыбка окунёчик.

Попадёшься ты, рыбка, в неводочек.

Попадёшься ты, рыбка, не дрягайся,

Неводочек порвать ты не старайся.

Окунёк пытается вырваться из невода, расцепить руки детей или проскользнуть под руками. Дети стараются удержать окунька в неводе.

Своих детей поморы рано приучали к труду: девочки нянчили младших детей в семье, укачивали их в зыбках (колыбельках), помогали матери готовить еду, ухаживать за домашними животными. Девочек учили прясть шерсть с помощью прялки и веретена, вязать из нее чулки и дельницы - рукавицы, ткать полотно, шить из него рубахи да порты. Мальчики помогали отцам: кололи дрова, носили воду, готовили для рыбаков чай, чистили рыбацкие сети от водорослей, распутывали крючки, насаживали на крючки наживку, причем делали это уже с 6 лет, а с 11-13 лет выходили со взрослыми на промысел в море. Называли таких мальчишек зуйками по сходству с маленькими, очень подвижными птичками -  куличками - зуйками, живущими на морском берегу.

Поморы были очень гостеприимными людьми. Они говорили так: «Кого Бог полюбил, тому гостя послал!». Ой, и к нам, кажется, тоже гости пожаловали! (Слышится стук в дверь, входит поморка в костюме «поморская справа»: костыг, куфетка, повойник на голове, нагрудник, ожерелье из жемчуга)

Дарья: Здравствуйте, люди добрые! Можно ли к вам на огонек?

Воспитатель: Здравствуй, дорогая Дарьюшка! Проходи, не стой у порога. Милости просим! Расскажи нам про свое житье-бытье.

Дарья: Приехала я с Терского берега из села Чапома. Село наше небольшое, но очень красивое. Люди живут там очень дружные и всегда выручают друг друга. И горе вместе, и радость тоже вместе. Очень любим мы праздники, и на праздник всегда наряжаемся. И сегодня я к вам приехала в своем праздничном наряде, который называется «поморская справа».

Воспитатель: Дарьюшка, расскажи подробнее о своем наряде.

Дарья: На мне длинный сарафан, у нас поморок он называется – костыг, сверху надета короткая кофта – нагрудник, на голове шапочка – повойник, на плечах платок – куфетка, на шее ожерелье из жемчуга.  Жемчуг свой, местный. Ловцы жемчуга добывают его в наших северных реках. Испокон веков поморки украшали жемчугом свою одежду, а также иконы.

В праздничные дни любили поморы повеселиться: песни попеть, хороводы поводить, да в игры поиграть веселые и шумные. И участвовали в этих играх и стар и млад. А вы хотите поиграть?

Поморская игра «Трясогузка»

Дети стоят парами, берутся за руки, договариваются, кто будет хвостик, а кто клюв. Трясогузка стоит одна.

Изба расписная, крыша смоляная.

Села трясогузка, хвост прилип (хвост приседает)

Выдернула хвостик, клюв прилип (клюв приседает)

Вот она, какая, крыша смоляная.

Дети быстро меняются парами, кому пары не хватило – тот трясогузка.

Дарья: Поиграли, повеселились, пора мне и в путь-дорогу собираться.  На прощанье хочу одарить вас подарочками. А что за подарочки, попробуйте отгадать. Слушайте загадку: «Маленька, рогатенька, головой не вертит, на зубах хрустит».

– Это наши поморские козули. Козуля – это игрушка и печенье одновременно. Появилась очень давно.  Искусство его изготовления мы бережно храним и передаем из поколения в поколение. Хлебные фигурки: олени, коровки, птички обычно пеклись на Рождество и служили оберегом от злых сил. Раньше говорили: «Где коза бродит, там жито родит. Где коза с рогом, там жито со стогом». А теперь разбирайте мои подарки, кому какие нравятся. А теперь послушайте, что эти фигурки означают:

- У кого тетёрка – счастье будет в доме.

- У кого баранчик – достаток в доме.

-  Олень приносит в дом тепло и уют.

- Олень с соединенными рожками – праздник в доме.

- Олень с ветвистыми рогами – здоровым быть.

- Олень с одним рогом не дает ссориться детям и родителям друг с другом.

Желаю вам всем здоровья и благополучия!  (дети благодарят, Дарьюшка уходит)

А теперь, ребята, вернемся в наше время. Конечно, жизнь современных поморов очень изменилась. В поморских селах появился интернет, у всех есть компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны. Изменился и быт поморских семей. Бытовая техника есть в каждом доме, и она очень облегчает труд поморок. Дети учатся, им не надо как раньше работать наравне со взрослыми. Изменился транспорт: у поморов появились быстроходные катера, автомобили, а в далекие села летают вертолеты.  Но все также до сих пор, поморы, как и другие мужчины – мурманчане, уходят на промысел в море, а женщины остаются дома и ждут на берегу их возвращения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Что такое доброта?"

       Образовательные задачи:- продолжать учить способам преобразования геометрических фигур, развивая пространственную ориентировку, умение складывать их из квадрата, хоро...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Что такое заповедник"

Знакомсво с Окским государственным биосферным заповедником детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Что такое деньги: откуда они берутся и зачем он нужны"

Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, к деньгам, как к средству, удовлетворяющие разумные потребности....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что такое героизм"

Задачи:Формировать представления о героизме.Воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение, квойнам которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, бы-строте, смелости, в стремлен...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.Задачи:• «Социально – ко...

конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Кто такие волонтеры?"

занятие с детьми старшего дошкольного возраста по воспитательной работе...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Такие разные приветствия"

Представлен конспект занятия по основам безопасности "Такие разные приветствия" для детей старшего дошкольного возраста....