Экологический проект во второй младшей группе: «Позаботимся о зимующих птицах», приуроченный к празднику «Синичкин день».
проект по окружающему миру (младшая группа)
В дошкольном возрасте практически все дети не имеют представления о празднике «Синичкин день», у них мало знаний о зимующих птицах, о их повадках.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 916.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Экологический проект во второй младшей группе:
«Позаботимся о зимующих птицах»,
приуроченный к празднику «Синичкин день».
Составитель:
воспитатель первой квалификационной категории
Белых Ольга Викторовна
2022
Проект «Позаботимся о зимующих птицах», во второй младшей группе, приуроченный к празднику «Синичкин день».
Паспорт проекта:
Продолжительность проекта: краткосрочный 2 недели (с 1 ноября по 11 ноября).
Вид проекта: познавательно-творческий.
Вид деятельности: групповой, практико – ориентированный.
Участники проекта: дети второй младшей группы, возраст (3-4 года), родители, педагоги группы.
Актуальность заявленной проблемы:
Ежегодно 12 ноября в России отмечают экологический праздник – Синичкин день. Он был утвержден по ходатайству Союза охраны птиц РФ. В эту дату жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече "зимних гостей", остающихся на зимовку: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди развешивают кормушки, а также заготавливают для птиц подкормку. История этого праздника уходит корнями в далекое прошлое. По народным приметам, именно к 12-му ноября синицы, предчувствуя скорые холода, прилетают из лесов ближе к жилищу человека и ждут помощи от людей. Наши предки приметили, если птицы появляются возле жилья человека целыми стаями, значит, очень скоро наступят холода. А еще в этот день наши предки предсказывали погоду по особым приметам, если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду. Как известно синицы приносят пользу человеку, а чтобы они и дальше могли приносить пользу человеку необходимо о них позаботиться в зимнее время.
Проблема проекта. В дошкольном возрасте практически все дети не имеют представления о празднике «Синичкин день», у них мало знаний о зимующих птицах, о их повадках.
Цель проекта:
Формирование у детей и их родителей экологической привычки подкармливать зимующих птиц в зимнее время, изготавливать кормушки, воспитание познавательного интереса, бережного и заботливого отношения к зимующим птицам.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей и родителей с календарным праздником «Синичкин день».
2. Расширить и обобщить знания детей о синицах и других зимующих птицах – внешний вид, строение тела, способ передвижения, среда обитания.
3. Развивать речевую активность детей при составлении описательного рассказа про зимующих птиц с помощью схемы.
4. Научить заботиться о птицах в зимнее время, расширять кругозор и детей, и родителей о том, чем питаются зимующие птицы.
5. Воспитывать познавательный интерес и заботливое отношение к птицам.
Ожидаемые результаты:
1. Пополнится предметно – развивающая среда.
2. Дети и родители получат знания об экологическом празднике «Синичкин день»;
3. Пополнят свои знания о зимующих птицах;
4. Расширится их словарный запас;
5. Научаться заботиться о зимующих птицах, узнают о правилах подкормки;
6. Родители и дети приобретут привычку изготавливать съедобные кормушки и подкармливать птиц в холодное время года.
Итоги проекта:
1.Создание картотек пальчиковых игр; наблюдений за зимующими птицами; загадок о зимующих птицах.
2.Изготовление и развешивание съедобных кормушек на участке ДОО.
3.Создание видеоролика о птицах, прилетающих на сделанные родителями съедобные кормушки.
Этапы осуществления проекта:
1.Подготовительный этап:
1. Подбор и изучение материалов по данной теме.
2. Разработка паспорта проекта.
3. Подбор дидактических и подвижных игр.
4. Ознакомление и обсуждение с родителями вопросов по внедрению проекта.
2. Основной этап:
Социально – коммуникативное развитие | Проведение дидактических игр: «Узнай по описанию», «Что за птица», «Четвертый лишний», «Назови зимующих птиц», «Кто как кричит», «Найди по описанию». Разучивание пальчиковых игр по картотеке (смотреть приложение). Развешивание съедобных кормушек на площадке ДОО; Подкормка зимующих птиц. |
Познавательное развитие | Беседы с детьми: «Зимующие птицы», История возникновения праздника «Синичкин день», «Покормите птиц зимой», «Чем питаются зимующие птицы», «Повадки зимующих птиц», «Как правильно наблюдать за птицами», «Кто где живет?». Наблюдения на прогулке за зимующими птицами. Рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций, тематических альбомов по данной теме. |
Художественно – эстетическое развитие | Лепка: пластилинография «Птичка – синичка». Рисование зимующей птицы: «Синичка – невеличка» Аппликация синички из салфеток. Прослушивание птичьих голосов. Конструирование птицы из бумаги. Раскрашивание раскрасок про зимующих птиц в уголке рисования. |
Речевое развитие | Описание зимующих птиц по схеме. Рассказывание о птицах, их повадках, пищевых привычках. Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?», Н. Калинина «Про птиц», З. Александрова «Новая столовая», Л. Татьяничева «Снегири», Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» и другие. Разучивание стихотворений о птицах: А.Яшин «Покормите птиц зимой», В.Поляков «Синички» и др. Отгадывание загадок о зимующих птицах. |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Синичка», «Скачет шустрая синица», «Кот и голуби», «Совушка - Сова», «Гуси – лебеди», «Зимующие птицы», «Воробушки и автомобиль». |
6. Работа с родителями:
1.Оформление папки – передвижки «Синичкин день» для родителей.
2.Консультация: «Покормите птиц зимой», «12 ноября – Синичкин день».
3.Памятка: «Как смастерить съедобную кормушку своими руками»;
4.Развешивание кормушек на участке ДОО.
3 этап. Заключительный.
1. Оформление отчета: паспорт проекта «Синичкин день».
2. Показ видеоролика для родителей: «Какие птицы прилетали и лакомились нашими съедобными кормушками».
Практический материал к проекту:
Памятка для родителей
по созданию съедобной кормушки для зимующих птиц.
Уважаемые родители!
К середине зимы пернатым становится особенно голодно. Подступающие морозы лишают многих из них шансов на выживание. В наших силах помочь городским птицам пережить это непростое время. Предлагаем вам вместе с нами позаботиться о наших зимующих птицах и приготовить интересную и съедобную кормушку своими руками вместе с вашим малышом! Участвуйте в акции «покормим птиц зимой».
Для создания съедобной подвесной кормушки вам понадобятся:
-Корм для птиц (просо, пшено, овес, пшеница, сушеные ягоды, нежареные семечки подсолнечника или готовый корм из магазина).
-Джутовый или льняной шпагат.
-Пищевой быстрорастворимый желатин.
-Теплая вода.
- Формочки для печенья и/или фольга.
Удобнее всего использовать магазинный корм, например, для волнистых попугаев. Его нужно смешать с растворенным в теплой воде желатином (2 столовые ложки желатина на 150 мл воды). Благодаря этому получившейся смеси можно будет придать форму, скрепить элементы между собой. Желатин съедобен для птиц, он не причинит им вреда.
Разложите съедобную смесь по формочкам, заполнив их до половины. Если у вас нет формочек для печенья, можно использовать другие емкости или сформировать нужную форму из фольги.
Вот такая съедобная и вкусная кормушка получается!
Составитель:
воспитатель первой квалификационной категории
Белых Ольга Викторовна
2022 год
Картотека пальчиковых игр на тему «Зимующие птицы».
Картотека наблюдений с детьми:
1.Кто прилетает на кормушку? Цель. Познакомить детей с птицами, которые садятся на кормушку или ожидают корм вблизи нее. Вызывать интерес к поведению птиц. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц. Ход наблюдения: Воспитатель. Дети, это наш птичий уголок. На нем есть кормушки. -Для чего нужны кормушки? Кого же мы будем кормить? -Давайте сейчас насыпем зерен, крошек хлеба и отойдем, посмотрим, что же будет? -Кто прилетел к кормушке? -Кто знает, как называют этих птиц? Правильно, это воробьи. -Что делают воробьи на кормушке? (Клюют зерна.) -Кто сидит на дереве? Что они делают? (Смотрят, наблюдают.) -Кто еще подлетел к кормушке? Это голуби и вороны. -Дети, а почему мы подкармливаем птиц? -Да, сейчас зима, на улице холодно. Птицам трудно самим добывать корм. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. -Как думаете, нравится ли птицам наше угощение? Почему нравится? Охотно ли они клюют зернышки? -Мы молодцы. Теперь каждый день будем помогать птицам и подкармливать их. | 4.Чем мы угощаем птиц? Цель. Познакомить детей с тем, что птицы - живые. Зимой им холодно и голодно. Мы должны заботиться о них, подкармливать их. Птицам мы даем разные зерна, кусочки белого хлеба. Ход наблюдения: Воспитатель. Дети, вспомните, что вчера мы насыпали с вами в кормушки? (Корм.) -Какие птицы прилетали на нашу кормушку? (Воробьи, вороны, голуби.) -Давайте подойдем к нашим кормушкам. Есть ли в кормушке корм? -Почему же нет корма, куда он пропал? -Скажите, а что это за крестики на снегу вокруг столба, кто их оставил? -Да, здесь были птицы. Это их следы. Они съели весь корм. -Какой корм мы насыпали птицам? (Зернышки, белый хлеб.) -Правильно, сегодня мы тоже принесли птицам угощение: зернышки и кусочек белого хлеба. Помогите мне положить все это в кормушку. -Зимой птицам голодно, им надо помогать, надо их подкармливать. Птицы живые, кушать им надо каждый день, как и нам. -Давайте посмотрим, какие птицы прилетят к кормушке сегодня и расскажем про них нашему попугайчику Кеше (игрушка), которого мы взяли с собой на прогулку. -Что это за птица, как она называется? -Что птица делает, как она клюет? Как она передвигается? Как птицы кричат? -Что ест ворона, что едят воробьи, голуби. Вот, ребята, посмотрите, как трудно зимой птицам. Им зимой голодно и холодно, особенно в морозы. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Детки, дома вместе с родителями вы можете изготовить съедобные кормушки из крупы и покормить зимующих птиц. |
2.Какие воробьи, какие вороны? Цель. Познакомить детей с воробьем и вороной. Учить различать их по размеру и окраске. Поддерживать интерес к жизни птиц. Привлекать детей к их подкормке. Ход наблюдения: Воспитатель. Дети, а где находится наш птичий уголок? -Что там есть? (Кормушки.) Зачем они нужны? -Давайте в кормушки насыпем корм и посмотрим, кто же к нам прилетит? -Что за маленькая, птичка прилетела на кормушку? -Да, это воробей. Воробьи маленькие, коричневые, летают стайками. Покажите, как летают воробьи? -Что делают воробьи на кормушке? (Клюют зернышки, хлебные крошки.) -Покажите, как они клюют зернышки и хлеб. Зимой хлебных крошек не жалей, Птичек ими угости скорей. -А это что за птица прилетела? -Скажите, она больше или меньше воробья? -Это ворона. Ворона большая, черно-серая. Летает чаще всего одна. Ей тоже голодно зимой. -Что делает ворона? -Правильно, она ходит по снегу и собирает крошки. -Покажите, как важно ходит ворона. -Зимой птицам голодно, их надо подкармливать. Мы помогаем птицам, заботимся о них. | |
3.На кормушку прилетели голуби. Цель. Познакомить детей с голубями - они большие, сизые, крупнее воробья. На кормушке клюют корм, воркуют. Воспитывать желание наблюдать за поведением птиц и желание заботиться о них, подкармливать их. Ход наблюдения: Воспитатель. Дети, вспомните, каких птиц мы видели вчера с вами у кормушки? -Сейчас мы насыпем корм, отойдем в сторонку и посмотрим, кто прилетит к нам в гости. -Что за птички к нам прилетели? (Воробьи.) -Расскажите, какие они? (Маленькие, коричневые.) -Покажите, как воробьи прыгают? Как они кричат? Как зернышки клюют? -А это что за птицы прилетели к кормушке? -Это голуби. Они больше воробьев, крупнее их. Голуби - сизые. -Послушайте стихотворение И. Токмакова «Голуби»: Голуби, голуби, раз, два, три ... Прилетели голуби сизари. Сели и нахохлились у дверей. -Кто накормит крошками сизарей? -Что делают голуби? (Клюют корм.) Чем они клюют? (Клювом.) Как они клюют, покажите? -Послушайте, как голуби разговаривают друг с другом. Голуби воркуют. Давайте повторим вместе: «Голуби воркуют». -Мы ухаживаем за птицами. Зимой холодно и голодно им. Мы подкармливаем птиц: воробьев, ворон, синиц. За птицами очень интересно наблюдать. -Внимательно посмотрите на птиц. Что они делают на кормушке, как разговаривают друг с другом. Сейчас мы пойдем на участок и поиграем в игру «Птицы на кормушке» (Воспитатель рисует на снегу большой круг - кормушка. По сигналу «воробьи», дети-«воробьи» прилетают на кормушку и изображают воробьев. По сигналу «ворона», дети изображают ворону. По сигналу «голуби», дети подражают голубям. Игра повторяется 2 – 3 раза.) | 5.«Птичка-синичка». Цель: Уточнить и закрепить название птиц. Учить различать птиц по 2-3 характерным признакам: синички маленькие, с желтой грудкой, летают маленькими стайками. Воспитывать желание помогать птицам зимой. Ход наблюдения: Чтение стихотворения детям: Маленькая птичка- Желтогрудая синичка, По двору гуляет, Крохи собирает. (обращаю внимание детей на птиц с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой - это синички. Синички не улетают в теплые края осенью, они зимуют вместе с нами поэтому их называют – зимующие. -Повторите, как мы называем синичек? (зимующие). -Кто из вас знает, что любят кушать синички? -А еще синички очень любят сало, но только не соленое. Сейчас мы с вами наполним кормушки кормом, а еще подвесим кусочек сала (дети насыпают корм). Все вместе проговариваем: Птичка, птичка, вот тебе водичка, Вот тебе крошки на моей ладошке. Сейчас синички не подлетят, как вы думаете почему? -А зачем мы подкармливаем птиц? А смогут ли они без нашей помощи перезимовать? Что с ними может случиться? -Напоминаю детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их нужно подкармливать. Синички очень любят семечки и сало. А какие птицы ещё прилетали к нам в нашу «столовую»? -Сейчас мы с вами поиграем, посмотрите, на деревьях сидят синички, ждут когда мы отойдем подальше от кормушки, что бы попробовать корм, который мы для них принесли. -Как вы думаете, а есть ли враги у птиц? Кого больше всего бояться птицы? Проводиться игра «Скачет шустрая синица». Скачет шустрая синица Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок Вот присела на минутку Почесала клювом грудку И с дорожки – на плетень Тири – тири, тень-тень-тень. |
Картотека загадок про зимующих птиц для детей с ответами для детей.
Что за стол среди берез, |
|
Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
|
|
|
|
На морозе распевают, Эти птички – невелички, Называются (синички).
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект во второй младшей группе "Зимующие птицы"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №9 «Олененок» муниципального образованияСтароминский район...
Экологический проект для второй младшей группы "Белый медведь - житель Арктики".
Краткосрочный экологический проект по фомированию у детей второй младшей группы заинтерисованного и бережного отношения к вымирающим животным Арктики - белым медведям....

Экологический проект во второй младшей группе на тему "Здравствуй, дерево!"
Проект экологической направленности предназначен для детей второй младшей группы. Цель проекта: развитие речи детей во время проведения прогулок, систематизация имеющихся у детей знаний о жизни деревь...

Экологический проект во второй младшей группе на тему: «Волшебный песок»
Федеральный государственный образовательный стандарт, к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего до...
Экологический проект во второй младшей группе «Юные друзья природы»
Цель проекта – Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей второй младшей группы....

Экологический проект во второй младшей группе "Позаботимся о зимующих городских птицах"
Экологический проект для второй младшей группы в зимний период....
Экологический проект во второй младшей группе "Наши младшие друзья"
Проект во второй младшей группе «Наши младшие друзья»Пояснительная запискаЭкологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего вре...


