Конспект открытого занятия по экологии на тему «Зимушка-Зима» с детьми старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Закрепить и обобщить знания детей о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе.
- Уточнить и расширить представления о жизни птиц и зверей зимой ( их повадках, образе жизни, добывании пищи, способы защиты от врагов);
- закрепить правила поведения в лесу.
- Развивать познавательный интерес через стихи, игры.
- Обогащать и активизировать словарь детей ( холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная, волшебная, хрустальная).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Солнышко» АО «МЕТРОВАГОНМАШ»
Конспект открытого занятия по экологии на тему «Зимушка-Зима»
с детьми старшей группы.
Подготовила и провела:
воспитатель Асташкина
Наталья Александровна
г. Мытищи
Программное содержание:
- Закрепить и обобщить знания детей о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе.
- Уточнить и расширить представления о жизни птиц и зверей зимой ( их повадках, образе жизни, добывании пищи, способы защиты от врагов);
- закрепить правила поведения в лесу.
- Развивать познавательный интерес через стихи, игры.
- Обогащать и активизировать словарь детей ( холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная, волшебная, хрустальная).
- Формировать диалогическую речь, развивать слух, память, внимание, воображение, мышление.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
- умение видеть красоту окружающего мира.
Предварительная работа: чтение произведений о зиме, заучивание стихов, пословиц, загадок, беседы, рассматривание иллюстраций, д/игры, художественно – творческая деятельность.
Материал и оборудование:
- иллюстрации о зиме,
- бумажные снежинки;
- модели - правила друзей леса
-КАРТИНКИ деревьев и птиц
-РАЗРЕЗНЫЕ картинки птиц
-кормушка для птиц,
-белые бумажные салфетки для снежинок,
-КИСТОЧКИ КЛЕЕВЫЕ
-ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ
-КЛЕЕНКА НА СТОЛ
-«Чудо – дерево» со снежинками;
-сундук с леденцами;
-аудиозапись голос зимы;
Методические приемы:
Наглядный; словесный; беседа, загадки, пословицы; стихи; игровой; элементы труда.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы ОЧЕНЬ рады вас видеть. Дети давайте поздороваемся с гостями и друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!».
1. Приветствие:
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель:
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: посмотрите ребята, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Давайте-ка ее рассмотрим и немного с ней поиграем
«Игра со снежинкой»
Слушайте меня и выполняйте:
- положите снежинку на правую ладошку;
- на левое плечо;
- на голову; - на нос;
- Когда падает много снежинок, как называют это явление в природе? (ответы детей снегопад)
Воспитатель:- Давайте, дети, сделаем так, чтобы снежинки «полетали», глубоко вдохните через нос и медленно выдохните через рот.
Воспитатель: - Ребята, а снежинка- то у меня не простая!
- Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята!
Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края, и нравится ли вам Зимушка-Зима. Посылаю я к вам свою снежинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою смекалку да находчивость. Все задания вы найдете в моей волшебной сосульке».
Воспитатель: Ну, что ребята, согласны поиграть в игры Зимушки-зимы.
Воспитатель: - Прежде, чем мы отправимся в лес, давайте вспомним «Правила друзей леса» (Дети называют правила, выставленные на стенд).
Воспитатель: - Но на улице зима. Что нужно надеть, чтобы не замерзнуть в зимнем лесу? (выполняем имитационные движения: надеваем валенки, шапку, шубу, варежки)
Воспитатель: - Ну, вот мы и готовы, Тогда в путь.
Воспитатель:- Отправляемся в наше путешествие, в зимний, сказочный лес. Пешком идти долго и мы устанем. До леса нам помогут быстрее добраться лошади.
1. ходьба с высоким подниманием колен
- Скучно лошадкам идти тихо. Они прибавили шагу.
2. бег с высоким подниманием колен
- Впереди глубокий снег. Останавливаем лошадей.
3. «Тпру-у-у»
Воспитатель: - Отгадайте загадку, и узнаете, как дальше будем добираться?
Загадка
«Бегут по дорожке
Доски да ножки»
(лыжи). Скользящий шаг
Воспитатель: - Смотрите, речка перед нами. На лыжах здесь нам не пройти.
Загадка: «Есть ребята у меня два серебряных коня
Сразу оба, сразу оба повезут по льду меня»
(коньки) Скользящий шаг, руки за спиной
Воспитатель: Вот мы и добрались до леса.
- Здравствуй лес, полный сказок и чудес. Дети находят на поляне сосульку.
Воспитатель: Ой, что это такое? Это же, волшебная сосулька Зимушки-Зимы! (рассматриваем ее). Посмотрите ребята, сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!
Целевая установка:
-Задам я вам сейчас вопросы,
Дать ответ на них не просто!
Слушайте внимательно:
Первое задание:
Снег на полях,
Лед на реках.
Ветер гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
-Что принесла с собой зима?
Воспитатель: Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все кругом снегом.
-Для чего природе зимой нужен снег?
-Из чего состоит снег?
-А без чего деревья зимой погибнут?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием.
Воспитатель: Зимой происходят разные чудеса: А в этих конвертах следующее задание от Зимушки-Зимы. Эти картинки Зимушка - Зима разрезала на части. (Высыпаю на стол частички разрезанных картинок). Давайте соберем их и увидим, что получится. (Дети делятся на подгруппы).
Д/и: «Собери картинку».
Игра проводится за столами, стоя. У каждой подгруппы своя картинка. Дети выкладывают свою картинку. Подгруппа, справившаяся первой, помогает другой.
Воспитатель:- Ну и что у вас получилось?
Ответы детей (птицы)
-Эти птицы перелетные или зимующие? (обобщение)
- Что для птиц страшнее голод или холод?
- Почему зимой птицам голодно?
- Как мы можем помочь им? (ответы детей) Вешаем кормушку и корм для птиц.
Третье задание: А в сосульке Зимушки-Зимы следующее задание. Вы должны отгадать загадки о животных. Слушайте внимательно. (На каждую загадку вешаю отгадку на мольберт).
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
Воспитатель: почему заяц зимой меняет шубку?
Дети: Чтобы зайца не было видно на снегу.
Слушайте следующую загадку.
Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Воспитатель: Почему медведь зимой спит?
Дети: Потому что зимой нет ягод, растений, насекомых, которыми питается медведь.
Воспитатель :- А, каких диких зверей, живущих в наших лесах, вы знаете еще? Дети называют зверей, воспитатель вешает на мольберт картинку.
Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием.
Воспитатель: - Где же наша волшебная сосулька? Здесь следующее задание. А теперь, Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее перед Новым годом, очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли и деревья не погибли, засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. А вас она просит укрыть елочку снегом. Сейчас мы с вами попробуем сотворить волшебство и на время превратимся в маленьких волшебников, но сначала надо произнести волшебное зимнее заклинание.
Пальчиковая гимнастика: «Белая краска зимы».
Лягте, мягкие снега, руки в замок, вращательные движения,
На леса и на луга, плавно опустить их через стороны вниз
Тропы застелите, руки – перед собой, плавно покачивать
Ветви опушите ими вверх – вниз.
На окошки, Дед Мороз, имитировать движение рисования кистью
Набросал хрустальных роз, то левой, то правой рукой.
Легкие виденья, выброс пальчиками влево- вправо
Хитрые сплетенья.
«Укутай деревья снегом»- продуктивная деятельность (аппликация из салфеток).
- Ну что же, маленькие волшебники за дело.
-Посмотрите, какую работу все вместе мы проделали, укутали нашу елочку снежным покрывалом. Какая она стоит нарядная и красивая.
Воспитатель:- Мы помогли Зимушке-Зиме, укрыли еще и корни елочке снегом, а зачем это нужно?
Ответы детей:- Чтобы она перезимовала, а весной продолжала нас радовать зелеными, пушистыми хвоинками.
Воспитатель: - Выполнили еще одно задание, справились, молодцы!
Идем за следующим заданием?! Что за чудо-дерево перед нами?
«Чудо – дерево» со снежинками, а на них записки с вопросами (обобщающая беседа)
Вопросы:
1.Когда наступает календарная зима?
2. Главный признак зимы?
4.Чем выделяется ель среди других деревьев?
5.Что страшнее для птиц и зверей зимой холод или голод?
6. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
7. Кто в лесу всю зиму спит?
8. Кто живет: в дупле? в норе? в берлоге? под кустом? в логове?
9. Кто помогает птицам пережить зиму?
10. На какой праздник мы наряжаем елку?
11. Назови зимние месяцы?
12.Что такое снежинка?
Сюрпризный момент
Звучит музыка, раздается голос Зимы
- Я рада вас видеть у себя в зимнем лесу. Я наблюдала за вами сейчас.
Вы знаете о зиме, о птицах и животных, любите меня и ласковую и суровую. За это вам подарок от меня. Найдете его в большом сугробе. До свидания. Мне пора. (Дети находят сундучок со сладостями).
Воспитатель: - Дети, давайте скажем спасибо Зимушке-Зиме за ее подарок, а нам пора возвращаться домой, в детский сад, там нас ждут друзья и новые приключения.
До свиданья, старый лес полный сказочных чудес!
Подружились мы с тобой
Но ведь мы спешим домой.
Воспитатель:- Домой дети будем возвращаться короткой дорогой. Помогут нам волшебные слова:
-Раз, два покружись - в своей группе окажись.
воспитателя
МБДОУ «Жемчужинка»
Индивидуальная работа с детьми.
Речевое развитие: работа над звуком «р»- с Даниилом, Андреем К
Проговаривание слов и слогов, разучивание чистоговорок.
Повторение стихов к новогоднему утреннику, учить детей выразительно читать стихи.
Познавательное развитие: закрепление счета- Вика, Лера.
С Саакануш повторить основные признаки зимы.
Повторить с Катей состав чисел. Продолжить учить детей ориентироваться в пространстве.
Социально-коммуникативное развитие: привлечение Кирилла к посильной помощи при наведении порядка на веранде, закрепление правил этикета во время приема пищи с Майей, учить Гришу приемам и нормам поведения в общественных местах. Повторить с детьми вежливые слова.
Художественно-эстетическое развитие: закрепление правил и приемов работы с ножницами - Араик и Катя, Лизу учить вырезать круг из листа бумаги, сложенного пополам, с Таней и Викой потренироваться набирать правильно краску.
Физическое развитие: учить Алису перестраиваться тройками, Милену останавливаться по сигналу, продолжить закалять детей на воздухе, учить Майю прямо держать спину, приседая.
Дидактическая игра «Царство геометрических фигур».
Цель: знакомить детей с геометрическими фигурами, правильно их называть и классифицировать по общему признаку, формировать умение выкладывать различные узоры и орнамент из геометрических фигур. Развивать воображение, сообразительность и творческие способности.
Дидактическая игра «Веселый счет»
Цели и задачи: знакомить детей с цифрами, составом числа. Развивать умственный потенциал детей, логику и воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии на тему: «Природа и ее охрана» с использованием здоровьесберегающих технологий
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка» Конспект открытого занятия по экологии на тему:«Природа и ее охрана»...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»
Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные: продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...
Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада на тему: «Путешествие в зимний лес».
Занятие по экологии для детей старшей группы. Тема: "Путешествие в зимний лес". Автор Юрьева Елена Сергеевна.Программное содержание:• закрепить представ...

Конспект открытого занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста "Звук и буква Ц".
Тема: «Звук и буква Ц». Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.Задачи:1. способствоват...

Конспект открытого занятия Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"
Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"...

Конспект открытого занятия по экологии "Жалобная книга зверей и птиц" в старшей группе
Вашему вниманию представлено открытое занятие по экологи: « Жалобная книга зверей и птиц»Цель: сформировать знания детей о значимости охраны окружающего мира и о рол...




