Конспект открытого занятия по экологии на тему «Зимушка-Зима» с детьми старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Александровна Асташкина

Закрепить и обобщить знания детей о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе.

- Уточнить и расширить представления о жизни птиц и зверей зимой ( их повадках, образе жизни, добывании пищи, способы защиты от врагов);

- закрепить правила поведения в лесу.

- Развивать познавательный интерес через стихи, игры.

- Обогащать и активизировать словарь детей ( холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная, волшебная, хрустальная).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_zime.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Солнышко» АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Конспект открытого занятия по экологии на тему «Зимушка-Зима»

с детьми старшей группы.

Подготовила и провела:

воспитатель Асташкина

Наталья Александровна

г. Мытищи


Программное содержание:

- Закрепить и обобщить знания детей о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе.

- Уточнить и расширить представления о жизни птиц и зверей зимой ( их повадках, образе жизни, добывании пищи, способы защиты от врагов);

- закрепить правила поведения в лесу.

- Развивать познавательный интерес через стихи, игры.

- Обогащать и активизировать словарь детей ( холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная, волшебная, хрустальная).

- Формировать диалогическую речь, развивать слух, память, внимание, воображение, мышление.

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

- умение видеть красоту окружающего мира.

 Предварительная работа:  чтение произведений о зиме, заучивание стихов, пословиц, загадок, беседы, рассматривание иллюстраций, д/игры, художественно – творческая деятельность.

 Материал и оборудование:

 - иллюстрации о зиме,

- бумажные снежинки;

- модели - правила друзей леса

-КАРТИНКИ  деревьев  и  птиц

-РАЗРЕЗНЫЕ  картинки  птиц

 -кормушка для птиц,

-белые бумажные салфетки для снежинок,

 -КИСТОЧКИ КЛЕЕВЫЕ

-ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ

-КЛЕЕНКА НА СТОЛ

 -«Чудо – дерево» со снежинками;

-сундук с леденцами;

-аудиозапись голос зимы;

 Методические приемы:

 Наглядный; словесный; беседа, загадки, пословицы; стихи; игровой; элементы труда.

 Ход занятия:

  Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые  гости!  Мы ОЧЕНЬ  рады вас видеть. Дети  давайте поздороваемся с гостями и  друг с другом,  громко скажем: «Доброе утро!».

         1. Приветствие:

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

 Воспитатель:

Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…

 Дети: Зима.

  Воспитатель: Правильно, молодцы!

Воспитатель: посмотрите ребята, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Давайте-ка ее рассмотрим и немного с ней поиграем

 «Игра со снежинкой»

 Слушайте меня и выполняйте:

 - положите снежинку на правую ладошку;

 - на левое плечо;

 - на голову; - на нос;

 - Когда падает много снежинок, как называют это явление в природе? (ответы детей снегопад)

Воспитатель:- Давайте, дети,  сделаем так, чтобы снежинки «полетали», глубоко вдохните через нос и медленно выдохните через рот.

Воспитатель: - Ребята, а снежинка- то у меня не простая!

-  Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:

«Здравствуйте, ребята!
Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края, и нравится ли вам Зимушка-Зима.  Посылаю я к вам свою снежинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою смекалку да находчивость. Все задания вы найдете в моей волшебной сосульке».

 Воспитатель: Ну, что ребята, согласны  поиграть в игры Зимушки-зимы.

Воспитатель: - Прежде, чем мы отправимся в лес, давайте вспомним  «Правила друзей леса» (Дети называют правила, выставленные на стенд).

Воспитатель:  - Но на улице зима. Что нужно надеть, чтобы не замерзнуть в зимнем лесу? (выполняем имитационные движения: надеваем валенки, шапку, шубу, варежки)

Воспитатель: - Ну, вот мы и готовы, Тогда в путь.

Воспитатель:-  Отправляемся в наше путешествие, в зимний, сказочный лес. Пешком идти долго и мы устанем.   До леса нам помогут быстрее добраться лошади.

 1. ходьба с высоким подниманием колен

 - Скучно лошадкам идти тихо. Они прибавили шагу.

 2. бег с высоким подниманием колен

- Впереди глубокий снег. Останавливаем лошадей.

 3. «Тпру-у-у»

Воспитатель: - Отгадайте загадку, и узнаете, как дальше будем добираться?

Загадка    

  «Бегут по дорожке

     Доски да ножки»

                         (лыжи). Скользящий шаг

Воспитатель: - Смотрите, речка перед нами. На лыжах здесь нам  не пройти.

Загадка:                «Есть ребята у меня два серебряных коня

                                   Сразу оба, сразу оба повезут по льду меня»

                                                (коньки)      Скользящий шаг, руки за спиной

Воспитатель: Вот мы и добрались до леса.

 - Здравствуй лес, полный сказок и чудес. Дети находят на поляне сосульку.  

  Воспитатель: Ой, что это такое? Это же, волшебная сосулька  Зимушки-Зимы! (рассматриваем ее). Посмотрите ребята, сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!

    Целевая установка:

-Задам я вам сейчас вопросы,

Дать ответ на них не просто!

Слушайте внимательно:

Первое задание:

Снег на полях,
Лед на реках.
Ветер гуляет.
Когда это бывает? (зимой)

-Что принесла с собой зима?

 Воспитатель: Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все кругом снегом.

-Для чего природе зимой нужен снег?

-Из чего состоит снег?

-А без чего деревья зимой погибнут? 

  Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием.

   Воспитатель: Зимой происходят разные чудеса: А в этих конвертах следующее задание от Зимушки-Зимы.  Эти картинки Зимушка - Зима разрезала  на части.  (Высыпаю на стол частички разрезанных картинок). Давайте соберем их и увидим, что получится. (Дети делятся на подгруппы).
                 
Д/и: «Собери картинку».
Игра проводится за столами, стоя. У каждой подгруппы  своя картинка. Дети выкладывают свою картинку. Подгруппа, справившаяся первой, помогает другой.

Воспитатель:- Ну и что у вас получилось?

Ответы детей (птицы)

 

-Эти птицы перелетные или зимующие? (обобщение)

- Что для птиц страшнее голод или холод?

 - Почему зимой птицам голодно?

 - Как мы можем помочь им? (ответы детей) Вешаем кормушку и корм для птиц.

Третье задание: А в сосульке Зимушки-Зимы следующее задание. Вы должны отгадать загадки о животных. Слушайте внимательно. (На каждую загадку вешаю отгадку на мольберт).

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.    (Заяц)

  Воспитатель: почему заяц зимой меняет шубку?

  Дети: Чтобы зайца не было видно на снегу.

Слушайте следующую загадку.

Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.    (Медведь)

   Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

   Дети: Потому что зимой нет ягод, растений, насекомых, которыми питается медведь.

Воспитатель :- А, каких диких зверей, живущих в наших лесах, вы  знаете еще? Дети называют зверей, воспитатель вешает на мольберт картинку.

 Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. 

    Воспитатель: - Где же наша  волшебная сосулька? Здесь следующее задание. А теперь, Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее перед Новым годом,  очень  много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли и деревья не погибли, засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. А вас она просит укрыть елочку снегом. Сейчас мы с вами попробуем сотворить волшебство и  на время превратимся в маленьких волшебников, но сначала  надо произнести волшебное зимнее заклинание.

         Пальчиковая гимнастика: «Белая краска зимы».

Лягте, мягкие снега,                  руки в замок, вращательные движения,

На леса и на луга,                      плавно опустить их через стороны вниз

Тропы застелите,                       руки – перед собой, плавно покачивать

Ветви опушите                         ими вверх – вниз.

На окошки, Дед Мороз,          имитировать движение рисования кистью

Набросал хрустальных роз,    то левой, то правой рукой.

Легкие виденья,                        выброс пальчиками влево- вправо

Хитрые сплетенья.                  

«Укутай деревья снегом»- продуктивная деятельность (аппликация из салфеток).

 - Ну что же, маленькие волшебники за дело.

-Посмотрите, какую работу все вместе мы проделали, укутали нашу елочку снежным покрывалом. Какая она стоит нарядная и  красивая.

Воспитатель:-  Мы помогли Зимушке-Зиме, укрыли еще и корни елочке снегом, а зачем это нужно?

Ответы детей:- Чтобы она перезимовала, а весной продолжала нас радовать зелеными, пушистыми хвоинками.  

 Воспитатель: - Выполнили еще одно  задание, справились, молодцы!

 Идем за следующим заданием?! Что за чудо-дерево  перед нами?

«Чудо – дерево» со снежинками, а на них записки с вопросами (обобщающая беседа)

 Вопросы:

 1.Когда наступает календарная зима?

 2. Главный признак зимы?

4.Чем выделяется ель среди других деревьев?

 5.Что страшнее для птиц и зверей зимой  холод или голод?

 6. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

 7. Кто в лесу всю зиму спит?

8. Кто живет: в дупле? в норе? в берлоге? под кустом? в логове?

 9. Кто помогает птицам пережить зиму?

 10. На какой праздник мы наряжаем елку?

 11. Назови зимние месяцы?

12.Что такое снежинка?  

Сюрпризный момент

 Звучит музыка, раздается голос Зимы

- Я рада вас видеть у себя в зимнем лесу. Я наблюдала за вами сейчас.

 Вы знаете о зиме, о птицах и животных, любите меня и ласковую и суровую. За это вам подарок от меня. Найдете его в большом сугробе. До свидания. Мне пора. (Дети находят сундучок со сладостями).

Воспитатель: - Дети, давайте скажем спасибо Зимушке-Зиме за ее подарок, а нам пора возвращаться домой, в детский сад, там нас ждут друзья и новые приключения.

 До свиданья, старый лес полный сказочных чудес!

Подружились мы с тобой

 Но ведь мы спешим домой.

Воспитатель:- Домой дети будем возвращаться короткой дорогой. Помогут нам волшебные слова:  

-Раз, два покружись - в своей группе окажись.

воспитателя

МБДОУ «Жемчужинка»


Индивидуальная работа с детьми.

Речевое развитие: работа над звуком «р»- с Даниилом, Андреем К 

Проговаривание слов и слогов, разучивание чистоговорок.

Повторение стихов к новогоднему утреннику, учить детей выразительно читать стихи.

Познавательное развитие: закрепление счета- Вика, Лера.

С Саакануш повторить основные признаки зимы.

Повторить с Катей состав чисел. Продолжить учить детей ориентироваться в пространстве.

Социально-коммуникативное развитие: привлечение Кирилла к посильной помощи при наведении порядка на веранде, закрепление правил этикета во время приема пищи с Майей, учить Гришу приемам и нормам поведения в общественных местах. Повторить с детьми вежливые слова. 

Художественно-эстетическое развитие: закрепление правил и приемов работы с ножницами - Араик и Катя, Лизу учить вырезать круг из листа бумаги, сложенного пополам, с Таней и Викой потренироваться набирать правильно краску.

Физическое развитие: учить Алису перестраиваться тройками, Милену останавливаться по сигналу, продолжить закалять детей на воздухе, учить Майю прямо держать спину, приседая.

Дидактическая игра «Царство геометрических фигур».

Цель: знакомить  детей с геометрическими фигурами, правильно их называть и классифицировать по общему признаку, формировать умение выкладывать различные узоры и орнамент из геометрических фигур. Развивать воображение, сообразительность и творческие способности.  

Дидактическая игра «Веселый счет»

Цели и задачи: знакомить детей с цифрами, составом числа. Развивать умственный потенциал детей, логику и воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии на тему: «Природа и ее охрана» с использованием здоровьесберегающих технологий

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»    Конспект открытого занятия по экологии на тему:«Природа и ее охрана»...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»

Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные:  продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...

Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада на тему: «Путешествие в зимний лес».

Занятие по экологии для детей старшей группы. Тема: "Путешествие в зимний лес". Автор Юрьева Елена Сергеевна.Программное содержание:•         закрепить представ...

Конспект открытого занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста "Звук и буква Ц".

Тема: «Звук и буква Ц». Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.Задачи:1.     способствоват...

Конспект открытого занятия Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"

Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"...

Конспект открытого занятия по экологии "Жалобная книга зверей и птиц" в старшей группе

Вашему вниманию представлено  открытое занятие по экологи: « Жалобная книга зверей и птиц»Цель: сформировать  знания детей о значимости  охраны окружающего мира и о рол...