Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Лекарственные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство детей с лекарственными растениями, пользой для человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно – исследовательской НОД
по экологическому направлению на тему:
«Лекарственные растения»
Актуальность:
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
На протяжении многих веков бесценные дары природы используются для исцеления от всех болезней. Наши мудрые предки сами составляли рецепты целебных настоев, отваров и передавали их из уст в уста – из поколения в поколение. Многие из этих рецептов, конечно же, затерялись во времени, но достаточно большое их число все же дошло до наших дней. Несмотря на то, что сегодня мы имеем возможность пользоваться всевозможными медицинскими препаратами, природные лекарства также могут оказать нам неоценимую помощь. В природной «аптеке» можно найти средства, действующие как кровоостанавливающие, улучшающие аппетит, нормализующие работу желудка, печени, почек, сердца, сосудов. Они хороши еще тем, что их грамотное применение требует терпения, сосредоточенности и веры в собственные силы. Человек, решившийся укрепить своё здоровье при помощи лекарственных растений, настраивает себя на нужную волну, благодаря чему включаются резервные возможности организма.
Цель: Обобщить знания о лекарственных растениях и их применении для здоровья детей.
Образовательные задачи.
- закрепить знания о лекарственных растениях и их применении;
- создавать условия для поисково-исследовательской деятельности в природе;
- вспомнить названия различных растений;
- развивать умения различать растения по цвету, форме и размеру;
Воспитательные задачи.
- формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему;
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе;
- воспитывать желание проявлять заботу и внимание ко всему живому;
- воспитывать отзывчивость и доброту;
- поддерживать положительную самооценку детей.
Оборудование:
Картотека загадок на тему «Растения», телефон с умной камерой, гербарий, энциклопедия «Лекарственные растения»
Предварительная работа.
1. Совместная прогулка родителей и детей в парк, для знакомства с лекарственными растениями.
2. Сбор лекарственных трав и их заготовка.
3. Сбор растений для гербария «Зеленая аптека»
Ход занятия.
1. Оргмомент
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какую книгу я нашла (вносит энциклопедию «Лекарственные растения»). Прочитайте название, давайте рассмотрим иллюстрации в книге. Назовите, какие растения вам знакомы? Ребята, а у нас на территории детского сада растет много растений, давайте оденемся и пойдем, посмотрим, эти растения.
(Выходим на улицу)
Воспитатель. Ребята смотрите, там кто-то гуляет. Давайте поздороваемся и узнаем, кто это к нам пришел.
Фея. Здравствуйте. В моем лесу случилось несчастье. Заболели все животные. И белочки, и зайчики, и волки, и медведи. Все, все, все! А я не знаю, как им помочь! Таблетки и микстуры они не пьют. Что делать? Я шла мимо вашего детского сада и увидела, что у вас растет много разных лекарственных растений.
Воспитатель. Ребята, поможем Фее и лесным зверям? (Да) А как вы думаете, чем можно вылечить зверей, если нет таблеток? (Ответы детей)
- Правильно, ребята! Человек уже давно заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им вылечиться. И человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Поможем Фее собрать лекарственные растения, чтобы вылечить зверей? (Да) А чтобы не забыть нужные нам растения и не перепутать их с другими, посмотрим и вспомним, как они выглядят. Нам поможет, наша энциклопедия «Лекарственные растения». А еще у нас есть телефон, с умной камерой, который нам поможет найти растения и понять, какие болезни, они лечат.
Ребёнок:
Когда ты входишь в лес
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Ребенок.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.
Ребенок.
Ну, а чем и как лечить,
Мы беремся научиmь!
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Фея: Ребята, чтобы найти лекарственное растение нужно будет отгадать загадки Слушайте внимательно.
Стоит в лесу кудряшка-
Белая рубашка,
В середине золотая.
Кто она такая? (Ромашка)
Воспитатель: Давайте найдем ромашку (дети находят), наводим камеру и узнаем, что она лечит.
Фея:
Если случится тебе простудиться.
Появиться кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Фея. Молодцы, ребята! Правильно все деревья назвали. Слышите, как листики шуршат? Это они вас благодарят. А теперь слушайте следующую загадку.
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
Давайте найдем подорожник. (дети находят, воспитатель наводит камеру и читает, какие болезни лечит подорожник)..
Фея: послушайте еще загадки.
Жжется, а не огонь;
Злая, а людей лечит.
Что это? (крапива)
Дети находят крапиву, воспитатель наводит камеру и все вместе читают, от каких болезней помогает крапива.
Фея. Молодцы, ребята! Все правильно и быстро сделали! А как много лекарственных растений собрали! Теперь всех зверей вылечим! Я бы одна не справилась. Спасибо, вам. Теперь я и сама справлюсь, вам же еще домой возвращаться. А в благодарность за помощь, примите от меня и от всех зверят, которым вы помогли корзиночку с травяным чаем А на прощание послушайте наказ.
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей-
Все, что зовется Родиной твоей!
- До свидания. Друзья!
- До свидания. Фея!
Воспитатель. Ребята, сколько вы сегодня нужного и полезного сделали! Помогли Фее вылечить зверей. Вспомните, какие лекарственные растения мы нашли ?
- Ромашка, подорожник, крапива
- А какие еще лекарственные растения вы знаете?
Воспитатель. А сейчас мы все идем пить лекарственный чай с липовым цветом и угощением, которое нам подарила Лесная Фея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"
Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....

Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".
Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....

Конспект познавательно – исследовательской НОД по экологическому направлению в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения» .
Цель: Закрепить знания о лекарственных растениях и их применении, обобщить знания детей об охране здоровья.Образовательные задачи.- закрепить знания о лекарственных растениях и их применении;- за...
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Комнатные растения
Цели:- расширить знания детей о комнатных растениях;- воспитывать интерес исследовательской деятельности: научить размышлять, делать выводы;- научить узнавать и называть части растения (ко...

Проект "Огород на окне" в младшей группе)формировать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян и луковец.
Проект: «Огород на окне».Тип проекта: познавательно &nda...

Конспект познавательного-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «В мире комнатных растений»
Конспект познавательного-исследовательской деятельностив подготовительной группе на тему «В мире комнатных растений»...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Условия, необходимые для роста растений»
Цель: обобщение, выявление необходимых условий для роста и развития растений.Задачи:- закрепить представления детей о характерных признаках весны;- опытным путем подтвердить условия роста и разви...
