Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Условия, необходимые для роста растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: обобщение, выявление необходимых условий для роста и развития растений.
Задачи:
- закрепить представления детей о характерных признаках весны;
- опытным путем подтвердить условия роста и развития растений;
- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения; умение работать сообща;
- воспитывать у детей чувство товарищества, заботливое отношение к природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Условия, необходимые для роста растений».
Цель: обобщение, выявление необходимых условий для роста и развития растений.
Задачи:
- закрепить представления детей о характерных признаках весны;
- опытным путем подтвердить условия роста и развития растений;
- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения; умение работать сообща;
- воспитывать у детей чувство товарищества, заботливое отношение к природе.
Оборудование: магнитная доска с магнитами, письмо, карта-схема «Строение растения», иллюстрации «Условия, необходимые для роста растений», стаканы, вода, лейка с водой, пищевые красители, цветы хризантемы,коктейльные трубочки, вазелин, семена дыни, «тепличка», три горшочка (с почвой, с глиной, с песком), семена фасоли, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, лупы, влажные салфетки.
Предварительная работа: знакомство с растениями леса, поля, луга, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, чтение художественной литературы, рассматривание картин.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель:Сегодня у нас ___…(марта), день недели ___________, время суток ___________.
Звонок в дверь.
Воспитатель:Дети, посмотрите, нам пришло письмо. От кого оно может быть?
Дети выдвигают гипотезы.
Воспитатель:Как узнать от кого письмо?
Дети: Прочитать на конверте.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, дети! Я в гостях у бабушки в деревне. Думал, наиграюсь с друзьями, с горки покатаюсь, но не получилось. Бабушка попросила помочь посадить семена. На улице снег еще не растаял, холодно, а она семена сажает. Лучше бы летом посадила, когда тепло, солнышко греет, дождик землю поливает. Она у меня старенькая: забыла, наверное, что лучше летом сажать. Я ей говорил, а она не верит. Вот бы вы ей письмо написали, да объяснили все. А то она еще и помидоры собралось сажать. До свидания! Антошка».
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель:От кого письмо?
Ответы детей.
Воспитатель:Вот так проблема. Как вы думаете, кто прав? Бабушка или Антошка?
Предположения детей.
Воспитатель:Ранней весной семена сеют в ящики, из них вырастает рассада, которую потом высаживают в землю. Дети, а какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель:Докажите.
Дети:
- Солнце не только светит, но и греет.
- День становится длиннее, а ночь короче.
- Тает снег.
- Появились проталины, лужи.
- На крышах сосульки.
- Птицы весело щебечут.
Воспитатель:Значит, какое время года?
Дети: Ранняя весна.
Воспитатель:Кто же прав?
Ответы детей.
3. Проведение опытов-экспериментов.
Воспитатель:Как вы думаете, что нужно для роста и развития растений?
Дети: Вода, свет, воздух, тепло, уход, почва, …
Воспитатель вывешивает на магнитную доску иллюстрации с изображением условий, необходимых для роста растений.
Воспитатель:Давайте проверим правильность наших предположений.
Растение, как любой живой организм питается, пьет, тянется к солнцу, растет, размножается, еще растения дышат. Каждая часть растения выполняет свою функцию. Расскажите, для чего нужны и что выполняют разные части растения.
Ответы детей.
Воспитатель: Корень удерживает растение в земле, всасывает из земли воду и питательные вещества, дышит.
Стебель удерживает растение как опора, проводит воду и другие питательные вещества другим частям растения, дышит.
Лист улавливает солнечный свет, испаряет влагу, дышит, поглощает азот и выделяет кислород.
Цветок - из него появляются семена, из семян вырастает новое растение, дышит.
Физкультурная минутка.
Наши алые цветочки раскрывают лепесточки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветочки закрывают лепесточки,
Головки опускают и тихо засыпают.
Воспитатель: Отдохнули, дети? А сейчас давайте пройдём к нашему лабораторному столу.
Опыт 1 (Как растение «пьёт»).
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим прожилки на листочках, узор на листочках.
Дети с помощью лупы рассматривают листочки.
Воспитатель: Прожилки - это маленькие каналы, по которым вода с минеральными веществами поступает от корней ко всем частям растений.
В стаканы с водой добавлены разные пищевые красители. Опустим в подкрашенную воду цветы хризантемы. Но один цветок оставьте без изменения, поставьте его в стакан без воды. Оставим наши цветы на час.
Воспитатель: Что произошло с цветочками?
Ответы детей.
Воспитатель: Цветы, которые поставили в подкрашенную воду, стали менять цвет. Значит, они «втянули» в себя воду. Цветок, стоявший без воды, завял. Так же как краситель по канальцам проникает в лист, так и вода поднимается от корней деревьев к листьям.
Вывод: растениябез воды жить не могут.
Опыт 2 (Может ли растение дышать).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, дышат ли растения?
Дети определяют, как дышат растения, опираясь на знания о процессе дыхания у человека. (При дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.) Дети вдыхают и выдыхают через коктейльные трубочки. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод: вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растенияимеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат.
Воспитатель: На прошлой неделе мы проводили опыт, как дышит растение. Что мы для этого сделали? Намазали вазелином один листочек с верхней стороны, а другой - с нижней стороны.
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Листочек, который мы намазали с нижней стороны, пожелтел.
Воспитатель: Какой стороной дышит листочек?
Дети: Нижней стороной.
Воспитатель: Правильно. Листочек погиб, потому что мы замазали вазелином отверстия, через которые поступает воздух.
Вывод: без воздуха растение гибнет.
Опыт 3 (Растению для роста необходимы вода и тепло).
Для этого мы решили прорастить семена дыни. Один экземпляр с замоченными семенами поместили в «тепличку», другой экземпляр оставили без воды.
Через день семена в «тепличке» дали ростки, а сухие семена остались без видимых изменений.
Вывод: важные условия для роста растений - вода, тепло, свет.
Опыт 4 (Где лучше расти).
Одновременно пророщенное семя фасоли сажаем в горшочек с глиной, песком и почвой.
Поливаем и наблюдаем: через 8 дней в горшочке с почвой появились ростки фасоли, в горшочке с песком тоже появились слабые ростки, а в горшочке с глиной семена не взошли.
Ещё через 8 дней в горшочке с песком семена завяли (имели слабый зелёный цвет). В горшочке с почвой появились дополнительные два листа. Фасоль развивается и растёт.
Вывод: почва наиболее благоприятна для роста растений, она имеет все необходимые питательные вещества для роста растения.
4. Итог.
Воспитатель:Что же мы ответим Антошке? Кто был прав? Когда надо сеять семена для рассады? Что вам понравилось сегодня делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...
Познавательно – исследовательский групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный водоем»
Проект для педагогов ДОУ...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект открытого занятия с элементами эксперементирования....

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"
Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили»...