Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Условия, необходимые для роста растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: обобщение, выявление необходимых условий для роста и развития растений.

Задачи:

- закрепить представления детей о характерных признаках весны;

- опытным путем подтвердить условия роста и развития растений;

- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения; умение работать сообща;

- воспитывать у детей чувство товарищества, заботливое отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_st_gr.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Условия, необходимые для роста растений».



Цель: обобщение, выявление необходимых условий для роста и развития растений.

Задачи:

- закрепить представления детей о характерных признаках весны;

- опытным путем подтвердить условия роста и развития растений;

- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения; умение работать сообща;

- воспитывать у детей чувство товарищества, заботливое отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска с магнитами, письмо, карта-схема «Строение растения», иллюстрации «Условия, необходимые для роста растений», стаканы, вода, лейка с водой, пищевые красители, цветы хризантемы,коктейльные трубочки, вазелин, семена дыни, «тепличка», три горшочка (с почвой, с глиной, с песком), семена фасоли, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, лупы, влажные салфетки.

Предварительная работа: знакомство с растениями леса, поля, луга, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, чтение художественной литературы, рассматривание картин.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель:Сегодня у нас ___…(марта), день недели ___________, время суток ___________.

Звонок в дверь.

Воспитатель:Дети, посмотрите, нам пришло письмо. От кого оно может быть?

Дети выдвигают гипотезы.

Воспитатель:Как узнать от кого письмо?

Дети: Прочитать на конверте.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, дети! Я в гостях у бабушки в деревне. Думал, наиграюсь с друзьями, с горки покатаюсь, но не получилось. Бабушка попросила помочь посадить семена. На улице снег еще не растаял, холодно, а она семена сажает. Лучше бы летом посадила, когда тепло, солнышко греет, дождик землю поливает. Она у меня старенькая: забыла, наверное, что лучше летом сажать. Я ей говорил, а она не верит. Вот бы вы ей письмо написали, да объяснили все. А то она еще и помидоры собралось сажать. До свидания! Антошка».

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель:От кого письмо?

Ответы детей.

Воспитатель:Вот так проблема. Как вы думаете, кто прав? Бабушка или Антошка?

Предположения детей.

Воспитатель:Ранней весной семена сеют в ящики, из них вырастает рассада, которую потом высаживают в землю. Дети, а какое сейчас время года?

Ответы детей.

Воспитатель:Докажите.

Дети:

- Солнце не только светит, но и греет.

- День становится длиннее, а ночь короче.

- Тает снег.

- Появились проталины, лужи.

- На крышах сосульки.

- Птицы весело щебечут.

Воспитатель:Значит, какое время года?

Дети: Ранняя весна.

Воспитатель:Кто же прав?

Ответы детей.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Воспитатель:Как вы думаете, что нужно для роста и развития растений?

Дети: Вода, свет, воздух, тепло, уход, почва, …

Воспитатель вывешивает на магнитную доску иллюстрации с изображением условий, необходимых для роста растений.

Воспитатель:Давайте проверим правильность наших предположений.

Растение, как любой живой организм питается, пьет, тянется к солнцу, растет, размножается, еще растения дышат. Каждая часть растения выполняет свою функцию. Расскажите, для чего нужны и что выполняют разные части растения.

Ответы детей.

Воспитатель: Корень удерживает растение в земле, всасывает из земли воду и питательные вещества, дышит.

Стебель удерживает растение как опора, проводит воду и другие питательные вещества другим частям растения, дышит.

Лист улавливает солнечный свет, испаряет влагу, дышит, поглощает азот и выделяет кислород.

Цветок - из него появляются семена, из семян вырастает новое растение, дышит.

Физкультурная минутка.

Наши алые цветочки раскрывают лепесточки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветочки закрывают лепесточки,

Головки опускают и тихо засыпают.


Воспитатель: Отдохнули, дети? А сейчас давайте пройдём к нашему лабораторному столу.

Опыт 1 (Как растение «пьёт»).

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим прожилки на листочках, узор на листочках.

Дети с помощью лупы рассматривают листочки.

Воспитатель: Прожилки - это маленькие каналы, по которым вода с минеральными веществами поступает от корней ко всем частям растений.

В стаканы с водой добавлены разные пищевые красители. Опустим в подкрашенную воду цветы хризантемы. Но один цветок оставьте без изменения, поставьте его в стакан без воды. Оставим наши цветы на час.

Воспитатель: Что произошло с цветочками?

Ответы детей.

Воспитатель: Цветы, которые поставили в подкрашенную воду, стали менять цвет. Значит, они «втянули» в себя воду. Цветок, стоявший без воды, завял. Так же как краситель по канальцам проникает в лист, так и вода поднимается от корней деревьев к листьям.

Вывод: растениябез воды жить не могут.

Опыт 2 (Может ли растение дышать).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, дышат ли растения?

Дети определяют, как дышат растения, опираясь на знания о процессе дыхания у человека. (При дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.) Дети вдыхают и выдыхают через коктейльные трубочки. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод: вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растенияимеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат.

Воспитатель: На прошлой неделе мы проводили опыт, как дышит растение. Что мы для этого сделали? Намазали вазелином один листочек с верхней стороны, а другой - с нижней стороны.

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Листочек, который мы намазали с нижней стороны, пожелтел.

Воспитатель: Какой стороной дышит листочек?

Дети: Нижней стороной.

Воспитатель: Правильно. Листочек погиб, потому что мы замазали вазелином отверстия, через которые поступает воздух.

Вывод: без воздуха растение гибнет.

Опыт 3 (Растению для роста необходимы вода и тепло).

Для этого мы решили прорастить семена дыни. Один экземпляр с замоченными семенами поместили в «тепличку», другой экземпляр оставили без воды.

Через день семена в «тепличке» дали ростки, а сухие семена остались без видимых изменений.

Вывод: важные условия для роста растений - вода, тепло, свет.

Опыт 4 (Где лучше расти).

Одновременно пророщенное семя фасоли сажаем в горшочек с глиной, песком и почвой.

Поливаем и наблюдаем: через 8 дней в горшочке с почвой появились ростки фасоли, в горшочке с песком тоже появились слабые ростки, а в горшочке с глиной семена не взошли.

Ещё через 8 дней в горшочке с песком семена завяли (имели слабый зелёный цвет). В горшочке с почвой появились дополнительные два листа. Фасоль развивается и растёт.

Вывод: почва наиболее благоприятна для роста растений, она имеет все необходимые питательные вещества для роста растения.

4. Итог.

Воспитатель:Что же мы ответим Антошке? Кто был прав? Когда надо сеять семена для рассады? Что вам понравилось сегодня делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...